№2. Праздник Богоявления

Титульная статья

Статьи:

Отчёт Церковного совета за 2007 Церковный год
Что нового на строительной площадке?

Пастор  Г. Азиков

Скачать весь номер газеты в формате pdf для печати, размер файла 628732 байт.

(Титульная статья)

Богоявление (Теофания, Эпифания) - один из древнейших церковных праздников. Самое раннее письменное свидетельство о нем находится в актах мученика Филиппа, епископа Гераклеи (ум. 304), призывавшего, ввиду приближения праздника Богоявления к особой стойкости, и у Аммиана Марцелина (IV в.) в рассказе о праздновании его римским императором Юлианом в 360 во Вьенне (Галлия). Первоначально праздник появился в гностических общинах, в которых делалась попытка объединения эллинистических культов с христианством. Он был близок скорее к эллинистической, чем к собственно раннехристианской эсхатологической идеологии, т.к. именно для эллинизма и римской традиции были характерны празднования дней рождения. Для ранних христиан днями рождения к новой, небесной жизни были даты их смерти. Античная традиция прославления рождества была воспринята восточными Церквями и одновременное празднование Рождества и Богоявления продолжалось до IV — начала V вв. В «Апостольских постановлениях» IV—V вв. упоминается отдельный от Рождества праздник Богоявления, как праздник нисхождения Бога на землю, однако в этом источнике праздник связывается не только с крещением, но и с поклонением волхвов, чудом в Кане Галилейской и другими эпизодами явления силы Божией в Новом Завете.

В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. Такой характер празднования до сих пор сохраняется в Армянской Апостольской Церкви и других древних восточных Церквях.

В V—VI веках в Церкви появилась традиция отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня.

Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в Православии и Католицизме разными путями. В Восточной традиции праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями.

В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника. В связи с этим в Православии появилось и новое толкование слова «Богоявление» (отсутствовавшее в древности), как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя). На Западе же праздник Богоявления всё более и более связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара.

Именно поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей). В результате праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от праздника Богоявления и празднуется в следующее воскресенье за Богоявлением. В Средние века царственные особы, наподобие евангельских волхвов, жертвовали в церкви драгоценные металлы и мирру. Обрядовое своеобразие праздника выражалось в драматических церковных представлениях воспоминаемого события, т. е. поклонения волхвов. Остатки их в некоторых местах сохранились до сих пор; в церквах выставляется рельефное изображение этого поклонения. В житейском обиходе с праздником Богоявления связан обычай хождения со звездой трех мальчиков или мужчин и т. н. "обеды королей", на которых подается пирог с запеченным в нем бобом. Тот, кому достается последний кусок при разделе пирога, назначается "королём" на время обеда. Интересно, что до разделения Церквей (1054) в этот праздник в храмах провозглашался вычисленные согласно постановлению 1-го Вселенского собора дни Пасхи и других переходящих праздников. 