№39. Богоявление - Усмиряющий бурю

Вечером того дня <Иисус> сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою … и поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк.4, 35-41)

Титульная статья

Статьи:

Церковь Ингрии

400 лет непрерывной лютеранской традиции

«ЛЮТЕРАНСКИЕ ТРАДИЦИИ»

новый формат общения

Скачать весь номер газеты в формате pdf для печати, размер файла 397119 байт.

(Титульная статья)

Евангельские чтения времени Богоявления показывают нам Иисуса, как Единосущного Сына Божия, Божественность Которого удостоверяется как гласом Отца (Крещение, Преображение), так и великими чудесами. В том числе Евангелие от Марка показывает нам Спасителя, повелевающего стихиями. Вновь на глазах учеников совершаются события, превосходящие их разумение, вызывающие у них ужас – как бывает всякий раз, когда сталкиваешься с силами, выходящими за рамки представления о человеческих возможностях. Однако повествование об усмирении бури интересно не только тем, что повествует о великом чуде, но и тем, что является удивительной по своей выразительной силе иллюстрацией положения человека в этом мире.

Девизом нашего всепродажного времени может послужить фраза: «главное – хорошо устроиться». И мы устраиваемся, кто как может. Что делать? – есть надо, одеваться во что-то надо. Поэтому приходится крутиться в поисках заработка, заниматься не столько тем, чем хочешь, сколько тем, что подвернётся и т.д. Надо сказать, что большинству сие удаётся. Кому-то лучше, кому-то хуже, но удаётся. В принципе, когда у человека нет чрезмерных запросов, ему надо не так уж много для того, чтобы почувствовать себя довольным жизнью. Разумеется, есть люди с очень большими запросами, стремящиеся устроиться в соответствии с собственными представлении о комфортности и счастье. Внешняя разница между этими группами колоссальна. Один существует в двухэтажном особняке, другой в малометражной квартире, и то, что для одного – лишь мелкая прихоть, для другого может быть вообще недостижимым. Однако, несмотря на всю внешнюю разницу, внутренняя сущность и в том и в другом случае одинакова, и называется она «бессмысленность происходящего». Потому что, как бы ни строилась жизнь, конец её всегда одинаков, причём ни двухэтажный особняк, ни малометражная квартира в могилу за тобой не последуют. На «Титанике» были пассажиры, занимавшие апартаменты, а были ютившиеся на палубе для бедных, но ко дну все пошли одновременно. Жизнь, какой бы красивой она ни казалась внешне, на самом деле есть путь к распаду, к концу, к смерти. Течение времени подобно бушующему морю, кидающему лодку жизни из стороны в сторону. И рано или поздно волны захлестнут её. Люди могут жить совершенно по-разному, но на самом деле все они – не более чем погибающие странники, находящиеся в открытом море среди исполинских валов.

Именно в таком положении – в положении погибающих оказались апостолы при переправе через Галилейское море. «И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою…». По всей видимости, сперва они пытались как-то управиться самостоятельно, но потом, когда тщетность их усилий стала очевидной, они вдруг поняли, что это конец, что они гибнут. Тогда, как к последнему прибежищу, они бросаются к Иисусу с воплем: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?». И вот, именно после этого отчаянного вопля погибающих, совершается чудо: «И встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина».

Самое удивительное в этой истории даже не само чудо – ведь Иисус есть Истинный Бог, Который может сотворить и намного большее. Самое интересное здесь то, что во время шторма, когда лодка находится на грани гибели, Христос спокойно спит на корме, никак не участвую в происходящем. И лишь тогда, когда Его будят отчаянными воплями, Он вмешивается в ситуацию и мгновенно разрешает её. Сие есть удивительный по силе прообраз нашего собственного положения. Мы все – погибающие. Но в этом положении ничего не изменится, если не осознать собственной обречённости и из глубины отчаяния не воззвать ко Господу. Когда человек лежит на тротуаре, то трудно понять, просто он напился или у него сердечный приступ. Как правило, люди предполагают первое и проходят мимо. Однако, если такой человек хрипит «помогите», то это уже привлекает внимание. Мольба о помощи свойственна человеку тогда, когда он уже не надеется на себя. Но если в физиологическом смысле собственная безнадёжность бывает очевидной, то в духовном как правило нет. Большинство чувствует себя прекрасно. Речь сейчас идёи не о безбожниках, а о христианах, одни из которых веруют формально, и потому не слишком озабочены своим духовным положением, а другие считают, что так как Бог их любит, то и беспокоиться не о чем. Но на самом деле есть о чём беспокоиться. Жизненный путь надо совершать, опираясь на руку Божию, а не смотря на Него издалека. Потому что если вдруг захлестнёт неожиданная волна, можно попросту не успеть крикнуть. Писание говорит: «И будет – всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Но для того, чтобы спасение совершилось, надо именно призывать, а не пребывать в молчании. Шторм уже бушует, волны уже заливают лодку, Господь же спит на корме. Он рядом, но только тогда, когда ученики взывают к нему, Он простирает руку, и смерть отступает.

Бог любит нас. Если бы не так, то Он не послал бы в мир Своего Единородного Сына. Ему не всё равно, что с нами будет, но Он хочет, чтобы мы осознали истинное положение вещей и воззвали к нему; чтобы осознали потребность в спасении и молили о нём. И потому Он посылает нам испытания. Они различны, но суть всегда одна – испытания даются для того, чтобы человек разочаровался в собственных силах, осознал себя, как беспомощное гибнущее существо, и из глубины отчаяния воззвал к Небесному отцу о помощи. «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?».

Во время бури на Галилейском море Христос спокойно спал, потому что проблема учеников лично для Него проблемой не была. Одно слово – и буря прекратилась. Но для решения этой проблемы был нужен призыв гибнущих. Точно также и наши проблемы – для Бога они проблемами не являются. Они могут быть решены, но Он ждёт нашего призыва. Но в этот призыв должно быть вложено всё что у нас есть без остатка. Ощущение относительного благополучия может охладить молитвенный пыл. Относительного – потому что на самом деле благополучия нет. И сколь бы удавшейся ни казалась жизнь, все мы находимся в протекающей лодке посреди Галилейского моря. Ощутим же своё истинное положение во всём его ужасе и воззовём ко Господу о спасении, доверимся Ему полностью, дабы под Его водительством наш корабль всё же дошёл до пристани, имя которой «Вечность». Вот вроде бы и всё, но есть ещё один момент.

В Евангелии сказано: «…волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою…». Да, Иисус сотворил чудо – буря утихла. Но вода в лодке осталась, а вместе с нею и опасность утонуть. Но вычерпывать эту воду должны были уже сами апостолы. Господь творит великие чудеса, которые действительно преобразуют нашу жизнь, но сии чудеса не избавляют от необходимости ежедневного духовного труда. Глупо вычерпывать воду, когда тебя захлёстывает с головой, но, если буря улеглась, сей труд становится насущной необходимостью. Ведь, если этого не сделать, то лодка может утонуть – но уже не из-за бури, а из-за нашей собственной лености и нерадивости. Однако, не следует думать, что в этой работе мы оставлены на произвол судьбы. Тот, Кто усмирил бурю, пребывает с нами, и Его присутствие, Его благословение, даёт нам силы для нашего труда!