Епископ, как продукт народного творчества

Во  время богослужения в прошлое воскресенье  прихожане нашего собора имели возможность  услышать о Генеральном  Синоде так наз. «Евангелическо-Лютеранской  Церкви Аугсбургского Исповедания» и принятых на нём решениях. Так как возможно не все поняли, что такое ЕЛЦ АИ и какое отношение она может иметь к нашей общине, предлагаем вашему вниманию нижеследующий материал. 

Что такое «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания»?

Само по себе название этой организации для человека, знакомого с историей лютеранства, является странным, т.к. Аугсбургское Исповедание является базовым вероисповедным документом любой Лютеранской Церкви. Слово «лютеранская» уже подразумевает следование Аугсбургскому Исповеданию. Поэтому Церковь может именоваться либо «Евангелическо-Лютеранская Церковь», либо «Евангелическая Церковь Аугсбургского Исповедания», как именуются наши Церкви-сёстры в Польше, Словакии и Румынии. Совместить оба варианта – всё равно, что сказать «масло масляное». Впрочем, эти тонкости мало заботили создателей «ЕЛЦ АИ», которыми de facto стали бывший сотрудник нашей Церкви Владимир Пудов и бывший служитель ЕЛЦ Ингрии Константин Андреев, занимавший также должность директора радиостанции «Служение Лютеранского Часа». Новая Церковь была призвана стать альтернативой двум историческим Церквам России, а по возможности их заменой. Регистрируя в разных городах общины под историческими названиями, новообразованная организация стала предъявлять права на историческое имущество ЕЛЦ Российской Империи. В том числе, заявлялись претензии на орган нашего собора, обосновывавшиеся тем, что московская община ЕЛЦ АИ зарегистрировалась как община св.Михаила и, вследствие этого, является законной наследницей закрытой в 1933 г. исторической общины того же названия. Штаб-квартирой новой организации стали помещения «Служения Лютеранского Часа» в подвале многоэтажного дома на ул.Райниса, часть которых для повышения доходности сдаётся организации националистического толка. В состав ЕЛЦ АИ вошли общины новообразованные, переманенные из нашей Церкви (Владимир), обманным путём зарегистрированные в нашей Церкви (Воронеж) и т.д. Кстати, обманная регистрация воронежской общины в составе нашей Церкви, проведённая при участии бывшего пробста В.Кюнтцеля и ныне действующего Главы Представительства ЕЛЦ В.Кукушкина, в немалой степени способствовала захвату этой общиной исторического здания лютеранской церкви в Воронеже.

Персоналии

Первым епископом ЕЛЦ АИ стал Даниил Соболев – лишённый сана пастор ЕЛЦ Ингрии (хотя в официальном списке он по каким-то причинам отсутствует). Вторым – Владимир Кюнтцель, освобождённый от должности пробста Центрального пробства нашей Церкви, а затем, вследствие выражения недоверия со стороны Церковного совета нашей общины, отстранённый от должности Председателя церковного совета. Третьим, только что избранным епископом, стал Константин Андреев – выведенный за штат пастор ЕЛЦ Ингрии. С самого начала отличительной чертой ЕЛЦ АИ стало весьма специфическое отношение к пасторскому служению, не имеющее ничего общего с лютеранской традицией. Владимир Малахов (Воронеж) самостийно присвоил себе пасторский сан, хотя не был рукоположен законным порядком. Ещё более оригинальна судьба баптиста Владимира Солодовникова (Рязань), который по причине личных обид решил стать лютеранином и объявил себя пастором, хотя не был даже конфирмирован и de jure вообще не имел никакого отношения к лютеранству. Пастор Иван Чернышов (Москва) нашёл временное прибежище в ЕЛЦ АИ после того, как покинул Сибирский диоцез нашей Церкви, не согласившись с условиями оплаты. В настоящее время в ЕЛЦ АИ порядка десяти пасторов, законность рукоположения которых вызывает много вопросов. Есть в ЕЛЦ АИ и Президент Генерального (!) Синода. Это уже упоминавшийся бывший сотрудник нашей Церкви Владимир Пудов, который в нашей общине в дополнительных представлениях не нуждается.

Помазанник Божий?

Как следует из информации, распространённой на интернет-порталах, Второй Генеральный Синод ЕЛЦ АИ избрал епископом ЕЛЦ АИ Константина Андреева, который был введён в должность «в соответствии с традицией и учением Церкви». Напоминаем, что в соответствии с лютеранской традицией рукоположение епископа совершается как минимум тремя епископами (совершающий рукоположение и двое ассистентов), причём рукополагающий должен быть епископом «действующим», а не в отставке. Именно нарушение этого правила стало причиной оспаривания законности рукоположения приснопамятного Йозефа Баронаса, совершённое одним епископом, который к тому же уже несколько лет был на пенсии. В возведении К.Андреева в епископское достоинство не участвовал ни один ни лютеранский, ни какой-либо другой епископ. В ходе богослужения один из пасторов ЕЛЦ АИ помазал К.Андреева елеем. Такого же «помазания» сподобился заместитель епископа, по решению синода наделённый епископскими правами. На этом священнодействие завершилось. Форма его совершения невольно заставляет вспомнить помазание Саула и Давида, совершённое пророком Самуилом. Однако имеет ли помазавший призвание пророка и соответствующие дары?

Объединение с раскольниками?

В течение длительного времени ЕЛЦ АИ провозглашала себя новым этапом в становлении российского лютеранства, чисто русской Церковью, никак не связанной с Церквами «немецкой» (т.е. нашей) и «финской» (т.е. ЕЛЦ Ингрии). Эта позиция весьма удивительна, т.к. ни наша Церковь, ни Ингрийская не являются достоянием какой-то одной национальной группы. Более того: в обеих исторических Церквах России на протяжении последних лет неуклонно возрастает число прихожан, вообще не связанных с немецкой либо финской национальностью, а равно и общин, в которых богослужение совершается только на русском языке. Один из служителей ЕЛЦ АИ Павел Ткаченко (Новороссийск) в статье «Кто в авангарде российского лютеранства?» написал: «Если визуализировать образно, мне видится ЕЛЦ АИ, молодой, наполненной силой и Духом Истины Церковью – Матерью, ЕЛЦ ЕР же дряхлеющим, ворчащим и нелюбящим своего пасынка отчимом» (www.luther.ru). Однако, после завершения синода ЕЛЦ АИ, на интернет-порталах появилась следующая информация: «Делегаты Генерального Синода единогласно высказали свое намерения объединиться с ЕЛЦ (ЕЛКРАС), поручив Президенту Генерального Синода Владимиру Сергеевичу Пудову подписать Протокол о необходимости объединения двух братских лютеранских Церквей от имени ЕЛЦ АИ, а также предложить создать совместную комиссию по объединению в которую от ЕЛЦ АИ вошли: В. С. Пудов, К.М.Андреев (Москва) и Д.Ю. Мартышенко (Калуга)» (www.baznica.info). Исходя из этого можно предположить, что со стороны нашей Церкви в этом направлении также была проявлена какая-то инициатива. В противном случае создание специальной комиссии выглядит по меньшей мере странно.

Воссоединение раскольников всегда совершалось по единому сценарию. Люди, уклонившиеся в раскол, каялись в своём грехе, после чего возвращались в лоно Церкви. Именно так, в частности, возвращались в Русскую Православную Церковь клирики и миряне, уклонившиеся в обновленческий раскол. В случае же создания комиссий налицо совершенно иной вариант, при котором раскольники рассматриваются, как равноправные партнёры, имеющие право выставлять определённые условия.

В связи с перспективой объединения ЕЛЦ АИ проявила удивительную гибкость. Если ранее она категорически отрицала рукоположение женщин, то после изменений, внесённых в устав синодом, эта тема звучит иначе: «ЕЛЦ АИ не рукополагает женщин в пасторы. Все пасторские должности в ней занимают мужчины. Но ЕЛЦ АИ с уважением принимает выбор других Церквей, наличие женского служения в этих Церквях не является препятствием в нашем общении. В том случае, если какая-либо община захочет перейти в нашу Церковь из другой лютеранской Церкви, а в ней служит женщина пастор, и если это, действительно, осознанный выбор общины, и Епископ подтвердил её высокие профессиональные и духовные качества, то эта женщина, пастор, учитывая, что не рукоположение женщин — это только традиция, и её уход грозит распадом общины, может продолжать служить в этой общине, но только в ней». Кстати, сама формулировка показывает, что в ЕЛЦ АИ так и не отказались от идеи переманивания общин из других Церквей. Как заявил на синоде К.Андреев, «нам нужно поднять не только нашу Церковь ЕЛЦ АИ, но вообще всю Лютеранскую Церковь» (http://smotri.com/video/view/?id=v16565904a9c). Это означает, что лидеры ЕЛЦ АИ по-прежнему придерживаются концепции, согласно которой ЕЛЦ АИ призвана вытеснить с церковного поля России как нашу Церковь, так и Церковь Ингрии. После этого разговор о каком-то «объединении» звучит по меньшей мере странно.

Пока верстался номер…

8 февраля сего года Архиепископ ЕЛЦ А.Крузе и Епископ ЕЛЦ Ингрии А.Кугаппи подписали совместное заявление, в котором в том числе говорится: «ЕЛЦ АИ является недавно возникшей малочисленной структурой, образовавшейся в результате раскольнической деятельности бывших сотрудников и лишённых прав ординации пасторов ЕЛЦ и ЕЛЦИ. Эта структура претендует на право называться лютеранской, однако в своей практике использует своеобразные представления о лютеранском вероисповедании, тем самым дискредитируя Лютеранство и исторические Лютеранские Церкви в российском обществе и государстве. … ЕЛЦ АИ не имеет выраженных теологических воззрений, не находится в общении кафедры и алтаря ни с одной из традиционных Лютеранских Церквей в России и за рубежом … ЕЛЦ и ЕЛЦ Ингрии подтверждают, что ЕЛЦ АИ, не будучи частью традиционного и исторического Лютеранства, не является правопреемницей Церкви Евангелическо-Лютеранского Исповедания в Российской Империи и не может претендовать на имущество, ранее принадлежавшее этой церкви … обе Церкви подчёркивают, что никогда не обсуждалась возможность принятия ЕЛЦ АИ как церковной структуры, и подобное невозможно и впредь».

Что ж, вроде бы всё ясно. Однако, возникает ряд вопросов. Например, если столь категорически утверждается, что наша Церковь не имеет с ЕЛЦ АИ общения кафедры и алтаря, то почему епископский визитатор Д.Брауэр во время посещения одной из общин ЕЛЦ АИ принял участие в Причащении, о чём открыто написал в разосланном по общинам послании? И вообще, в свете внезапно активировавшейся темы объединения поспешное отрешение от служения обоих пасторов нашей общины получает совершено иной вид…



Титульная страница газеты №40. Богоявление - чудо Преображения