МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Апреля 2008 года

Cantate - 4 воскресенье после Пасхи


Откр.15, 2-4

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

В нашем мире существуют такие понятия, как проигрыш и выигрыш, победа и поражение. Они применяются не только к игре или к военным действиям, но и к различным ситуациям повседневности, да и к жизни в целом. Когда человек упускает какую-то возможность, когда теряет какие-то преимущества, не добивается поставленной цели, о нём говорят, что он проиграл или что он потерпел поражение. Люди, чего-то добившиеся, рассматриваются как победители. В христианстве и вне него понятия о победе и поражении существенно различаются. С мирской точки зрения верующие, лишившиеся своего благосостояния и принявшие мученическую кончину за исповедание веры и свидетельство о Христе, являются однозначно проигравшими, или, как сейчас любят говорить, «лузерами». Их беспощадно высмеивали как во времена Римской империи, так и во времена французского Просвещения, и в большевистской России. Несомненно, подобных же титулов удостоят тех, кто в последние времена, во времена владычества Антихриста, попытаются сохранить верность Богу, за что будут преследуемы и убиваемы. К какому бы времени ни принадлежали мученики, они не производят впечатления победителей. Они вступили в схватку с противодействующей системой, и были ей уничтожены. О каком выигрыше тут можно говорить? Всё вроде бы очевидно, но вот, что при этом странно: ни в какие времена верующие не бежали мученичества. Скорее наоборот, они стремились к нему. Они пребывали верными Богу даже тогда, когда с обычной точки зрения это было абсолютно невыгодно. Да и воззрения на жизнь и смерть у них отличались от обычных. Апостол Павел называет смерть приобретением, а наш великий единоверец Себастьян Бах пишет духовную песню под названием «Приди, сладкая смерть». Почему же такое различие взглядов? Почему то, что одни считают поражением, проигрышем, другие видят не только как нечто радостное и желанное, но и расценивают как победу?

Всё объясняется тем, что христиане (если это действительно христиане, а не просто называющие себя таковыми) имеют иную систему мышления, в которой на первом месте стоит отнюдь не человек и не его земное бытие. В сознании христианина на первом месте стоит Господь. Что же касается бытия, то доверяющий Господним обетованиям не сомневается в том, что со смертью таковое не прекращается, но только лишь изменяется. Более того, это изменение не является окончательным – оно тоже временно. Окончательное, не имеющее пределов состояние для человека наступает с воскресением. В силу этого у нас другие представления о том, что является победой, а что – поражением. Для нас победа, выигрыш не в том, чтобы достигнуть на земле возвышенного положения или каких-то материальных благ, и даже не в том, чтобы разрушить безбожную систему, а в том, чтобы сохранить верность Богу. Кто победит? – тот, кто достигнет Царствия небесного. Тот же, кто НЕ достигнет его, будет проигравшим. Именно поэтому христиане не бежали от мученичества, но принимали его. Таковое было средством достижения победы, прямым путём к таковой. Именно поэтому св.Иоанн, говоря о людях, сохранивших верность Богу в последние времена, времена владычества Антихриста, и за это убитых, говорит о них именно как о победителях: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море…». Они будут убиты за свою верность Господу. Это значит, что с мирской точки зрения они проиграют, но с христианской – победят. И не случайно они, как говорит далее св.Иоанн, поют песнь Моисея. Ибо песнь Моисея – это песнь победы, воспетая величайшим из пророков после прохождение сынов Израилевых через море, расступившееся перед ними и сомкнувшееся над войсками фараона.

Мученичество возможно и сегодня. Например, в некоторых исламских странах за совершение христианских обрядов полагается смертная казнь. В Европе такового не происходит, хотя в то же время нельзя сказать, что христиане здесь не подвергаются никаким ущемлениям. Например, в рамках отстаивания нового великого фетиша – прав человека – христиан принуждают поступать противно Слову Божию, признавать другие религии равноправными Истине Христовой и подвергают притеснениям, если они так не поступают. Выстоять в такой борьбе непросто, но, тем не менее, эта задача далеко не самая сложная, потому что противостояние явному злу намного проще, нежели чем противостояние искушениям, действующим незаметно, исподволь. Они приходят как извне, так и изнутри, они приходят ежедневно, разлагая и порабощая душу, уводя её в сторону с пути спасения. Поэтому ещё большой вопрос, что проще – единовременное мученичество в условиях явного противостояния Истины и лжи или каждодневная, ведущаяся на протяжении многих лет борьба с искушениями и соблазнами. Что проще – один раз явить решимость или на протяжении долгих лет пребывать в неустанной борьбе, не прекращающейся ни на секунду и длящейся вплоть до самого последнего часа? Существует история о том, как известный подвижник, преподобный Макарий Египетский, поднимался по крутой лестнице к вратам Царства Божия. На каждой ступеньке ему приходилось выдерживать всевозможные искушения бесов, но он преодолевал их. И вот, когда он добрался до ворот и перенёс одну ногу через порог, бесы подняли крик: «Макарий, ты победил нас!». Но святой сказал: «Пока ещё нет». После чего перенёс через порог вторую ногу, обернулся и сказал: «А вот теперь да!». Эта история при всей своей фантастичности прекрасно выражает сущность того положения, в котором находится христианин. Духовная битва не утихает ни на секунду и вплоть до самого последнего предела никто не может сказать, что он победил.

«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.». Сегодняшнее воскресенье называется Cantate, что означает «воспойте». Мы призваны воспевать Господа, всячески прославлять Его. И это действительно стоит делать. Потому что прославление Всевышнего помогает нам полнее прочувствовать Его величие, Его мощь, его силу. Для чего нам нужно чувствовать сие? Прежде всего для того, чтобы правильно расставлять приоритеты. А правильно их можно расставить только при осознании преходящести земного и непреходящести небесного; при осознании тленности человеческого и нетленности божественного. Такое осознание может помочь нам во-первых понять, что меньше, а что больше; а во-вторых найти в себе силы отказаться от меньшего ради большего. Даже при учёте того, что меньшее может казаться намного более привлекательным. Поистине, это тот самый случай, когда журавль в небе намного важнее, нежели синица в руках.

Мы призваны к победе. К истинной, а не к мнимой. Мы призваны к участию в Царствии Божием, к участию в новом творении. Путь к нему не прост и ведёт сквозь множество искушений и испытаний, но Христос с нами! И если будем уповать на Него, если будем пребывать в единстве с Ним, то в свой час победим, т.е. достигнем Господнего Царства, достигнем вечности, в которой со всеми спасёнными воспоём песнь победы: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!». Аминь.