№ 7 Тема: Различия между православием и лютеранством

Для того, чтобы говорить о различиях между лютеранством и православием, необходимо сказать несколько слов о различиях между православием и католичеством, т.к. Реформация является достоянием западного христианства и возрастала на западной системе богословского мышления.

Позволю себе утверждать, что Христианская Церковь практически никогда не была единой, причём как духовно, так и административно. Если говорить о её административной «ипостаси», то с самого начала каждая община или, выражаясь более высоким стилем, поместная церковь, была самостоятельной единицей, не подчинявшейся какой-либо вышестоящей структуре. Формирование иерархических пирамид было длительным процессом, отражавшим взаимоотношение общин сельских, городских и столичных. Этот процесс приобрёл законодательное оформление только в 325 г., на Первом Вселенском соборе. Что касается духовного единства, то оно постоянно нарушалось различными ересями, причём наиболее известная из них – арианство, отрицавшее единосущие Отца и Сына – приобрела такой размах, что имела большие шансы на победу и превращение в официальное учение. В V столетии монофизитство, т.е. учение о том, что Христос был только лишь Богом, но не Богом и человеком одновременно, привело к расколу, в результате которого значительная группа Церквей, именуемых ныне «древневосточными», полностью обособилась от всех прочих1. В их числе Церкви Армянская, Эфиопская, Коптская и т.д.Таким образом, так наз. «Великий раскол» 1054 г. был не первым и не последним. Итак, История Церкви – это в значительной степени история разномыслий и разделений, свойственных ей изначально, как это следует из Книги Деяний, а также из некоторых апостольских посланий. Масштабы разделений были различны – одним из самых существенных, возымевших для истории Христианства очень значительные последствия, был раскол 1054 г., разделивший христианский мир на Восток и Запад.

Раскол 1054 г. не был спонтанным явлением. Он имел как политические, так и духовные причины. В связи с нашей темой мы будем говорить именно о духовных причинах, т.к. они дают ключ к пониманию расхождений между православием и лютеровской Реформацией.

*

Изначальное расхождение между Востоком и Западом объясняется тем, что восточная ветвь христианства развивалась на фундаменте, заложенном греческой философией. Благовестники были вынуждены проповедовать Евангелие так, чтобы его могли понять и уверовать люди, воспитанные на философском наследии античности. В качестве примера можно посмотреть на самое начало Евангелия от Иоанна, в котором отсутствующее у эллинов понятие Мессии замещается достаточно сложным по своему содержанию понятием «Логос», которое имелось в учениях языческих философов. В связи с этим греческая богословская мысль двигалась очень прихотливыми путями, в чём можно убедиться, обратившись к восточной патристике. Кроме того, восточное христианство в значительной мере опиралось и опирается на мистический опыт, что отразилось в подходе к решению проблем в т.ч. даже и на Вселенских соборах (z.B. видение, ставшее весомым аргументом при восстановлении иконопочитания). Что касается Запада, то его мышление сложилось на основании латинско-римской культуры, которой были свойственны логичность и систематизм. Именно поэтому римское право и до сих пор остаётся основой европейского судопроизводства, а жизнь Католической Церкви регламентируется «Кодексом Канонического права», статьи которого охватывают практически все стороны церковной жизни. Эта разница в системе мышления стала причиной того, что одни и те же проблемы на Западе и Востоке получали совершенно разные решения. Например, проблема взаимоотношений между Богом и человеком, как падшим созданием. Восточное христианство в связи с этим говорит о миссии Христа, как о действии, сделавшем возможным обóжение человека. Христос стал человеком для того, чтобы человек смог восприять божественность, смог возвыситься до Бога. Таким образом, задача верующего - возрастание во образ Божий, приближение к богоподобию. В Западном христианстве человек остаётся человеком, и в центре жизни верующего стоит покаяние и смирение перед Богом ради примирения с Ним и прощения грехов. Ещё один пример: исхождение Св.Духа. Для восточного мышления Отец есть единый и единственный принцип Божественности, которую Он дарует Сыну, а затем и Св.Духу. В западном мышлении все три ипостаси объединены общей божественной сущностью. Отец узнаёт Себя в Сыне, Сын в Отце, и в результате этого узнавания происходит исхождение Св.Духа. Исхождение Св.Духа от Отца и Сына было утверждено поместным собором западной Церкви в 589 г., в 1014 узаконено для всего запада и с самого начала стало причиной обвинений в ереси со стороны Востока, причём эти обвинения актуальны и сегодня.

Таким образом, Восток и Запад задолго до «официального развода» имели значительные расхождения, хотя основополагающие устои и на Западе и на Востоке оставались идентичными. В том числе и понятия об Источниках Божественного Откровения, к которым относятся Св.Писание и Св.Предание. Содержание Предания (т.е. Церковной традиции) на Западе и на Востоке различается, но принцип Церковной традиции, как Источника Божественного Откровения наличествует в обеих ветвях, делая католичество и православие намного более похожими, чем им самим этого хочется.

Понятие об Источниках Божественного Откровения является основным различием между католичеством/православием и лютеранством. Всё остальное вытекает из него. Реформация однозначно провозглашает единственность Источника Божественного Откровения, каковым является Св.Писание. Именно поэтому Лютер говорит, что все вопросы духовного свойства мы должны решать на основании Писания и только Писания. Предание, традиция, не отвергается, но имеет право на существование лишь постольку, поскольку может быть обоснована и подтверждена Писанием. На основании Писания Реформация отвергла некоторые католические установления, принятые на западе в одностороннем порядке, например: учение о чистилище, о первенстве папы по божественному праву. Соответственно, не были приняты позднейшие католические догматы о папской непогрешимости и о непорочном зачатии св.Марии (т.е. что сама Мария была зачата непорочно и не имела на себе первородного греха). Это вроде бы приближает лютеранство с православием, где эти догматы также не были приняты. Но на самом деле, лютеранство и православие/католичество представляют собою две совершенно различные системы, между которыми именно вследствие указанной разницы, достижение какого-либо богословского единства не представляется возможным. А теперь перейдём непосредственно к сущностям, различающим нас с православием.

*

Учение
Писание является частью предания. Жизнь Церкви строится на основании предания (традиции), являющегося каноном. Писание является единственным источником Божественного  Откровения. Жизнь Церкви строится на основании Писания. Традиция играет подчинённую и может пересматриваться и изменяться даже на уровне общины.
Отсутствие  единого вероучительного источника, необходимость собирать вероучительные установления из разных документов. Вероучительная  основа сведена в единое собрание «Книгу Согласия», трактующую различные богословские вопросы, но не затрагивающую подробностей обихода, который в различных общинах может быть различен.
Посредством искупительного служения Христа для человекя становится возможным восхождение во образ Божий, обóжение. Посредством искупительного служения Христа для человека становится возможным примирение с Богом, оправдание и прощение грехов, но человек всегда остаётся человеком.
В деле достижения спасения большую роль играют святые, которые являются ходатаями за человека, его заступниками, посредниками между ним и Богом. Культ святых, поклонение им. Почитание их изображений и реликвий, рассматривающихся в качестве «каналов благодати» Христос является единственным посредником между Богом и человеком, единственным заступником. Поэтому молитвы святым лишены смысла и не присутствуют ни в индивидуальной молитвенной практике, ни в литургии. Культ святых отсутствует, им воздаётся не поклонение, но почитание, как образцам для подражания в делах веры. Реликвии не актуальны. Изображения рассматриваются только как напоминание о событиях Священной Истории и связанных с таковыми лицах.
Посредством молитв и определённых действий человек может оказывать влияние на посмертное бытие усопших, способствуя его улучшению – отсюда развитость заупокойного культа. Человек не имеет  возможности влиять на посмертное бытие, каковое полностью находится в руках Бога, не нуждающегося в наших рекомендациях – поэтому лютеранское поминовение включает в себя: благодарение за жизнь усопшего, надежду на грядущее воскресение и не более того.
Таинства
«Таинство есть видимое священнодействие, которое при помощи известного обряда сообщает верующему невидимую, но действенную благодать Божию». Общее число Таинств – 7. Условное число, выражающее Божественную полноту.
  1. Крещение
  2. Миропомазание (часть крещения)
  3. Причащение
  4. Покаяние
  5. Рукоположение
  6. Брак
  7. Елеосвящение (помазание больных)

Иоанн Дамаскин говорит о 2 таинствах, Дионисий Ареопагит о 6, митрополит Иоасаф Эфесский (XV в.) – о 10. Вычленение 7 Таинств происходит под влиянием западного богословия в конце XVI в.

Новое определение  Таинств (Божественное повеление, обетование благодати, вещественный элемент). Крещение и Причащение являются Таинствами, всё остальное священнодействиями.
Таинство  Крещения совершается посредством погружения либо окропления и помазания елеем. Таинство Крещения совершается посредством окропления, т.к. кол-во воды не имеет значения. Помазание елеем не совершается, т.к. не имеет обоснования в Писании.
Таинство  Евхаристии совершается как жертва за грехи живых и умерших. Таинство Евхаристии является средством благодати, но не жертвой, т.к. жертва Христа была принесена  один раз и за все грехи.
Евхаристия  совершается на квасном хлебе, причём оба элемента соединяются и преподаются совместно. Евхаристия  совершается на пресном хлебе, элементы преподаются раздельно в соответствии с порядком Тайной Вечери.
Духовные  лица
Жёсткое разделение на духовенство и мирян. Духовенство обладает особой благодатью, сообщаемой при рукоположении. Духовенство и  миряне в отношении благодатности не разделяются. Благодатностью наделена вся Церковь в силу призванности и крещёности.
Разделение  на «чёрное и белое» духовенство. Вступление в брак возможно только один раз. Овдовевший клирик автоматически переходит в монашество. Епископат формируется только из монашествующих. Пастор может  вступить в брак как до, так и после рукоположения. В случае кончины супруги он может вступить в брак вторично. Безбрачие является личным выбором. То же действительно и в отношении епископов.
Жёсткая иерархическая пирамида. Епископ  является полновластным и единоличным  хозяином в своей епархии. Разделение  духовных и административных полномочий между епископом и синодом.
Священник назначается в общину епископом. Община не имеет права не согласиться с этим назначением. Община имеет  право выбора пасторов, а также  их отстранения.
Священник является полновластным распорядителем административно-финансовой деятельности общины. Община не имеет фиксированного членства. Сферой деятельности пастора является духовная жизнь; остальными делами занимается совет. Община имеет фиксированное членство и самостоятельно избирает органы управления.
Духовная  жизнь членов общины
Мирянам предписывается совершение утреннего и вечернего правила, т.е. произнесения установленных фиксированных текстов Приветствуется  молитва своими словами. Каждый христианин призван учиться молиться не по бумаге.
Самостоятельное чтение Библии мирянами не поощряется. Каждый христианин должен читать и постигать Писание. Каждый христианин имеет право на свободу мнения. Символические Книги показывают общее направление интерпретации.
Важную  роль играют посты и постные дни, к которым помимо духовной практики присоединены жёстко регламентированные правила вкушения той или иной пищи. Посты рассматриваются  как духовное делание, которому должна сопутствовать умеренность. Отказ от вкушения тех или иных видов пищи является делом свободного выбора верующего.

В качестве дополнения следует указать, что в лютеранстве со времени Реформации существует иная трудовая этика (отношение к нищим – почему их нет у лютеранских церквей)

Вышеперечисленные различия разделяют лютеранство как с православием, так и с католичеством, для которого актуально многое из сказанного о православии. В то же время многие видимые различия между лютеранством и православием (например, устройство церковного здания, форма облачений духовенства, порядок литургии), являются не различием между лютеранством и православием, а между западной и восточной традицией как таковой. Многие сущности, которые ошибочно считают различиями, таковыми не являются. К этой группе, к примеру, относятся устоявшиеся представления о роскошности убранства православного храма и аскетичности лютеранского. Посетитель многих православных церквей на востоке увидит только голые стены, т.к. общины, жившие под угрозой исламских «рейдов», не занимались украшательством и даже не ставили иконы во избежание их осквернения. В то же время лютеранские церкви, построенные в эпоху барокко, отличаются весьма богатым убранством, а кафедральный собор в Берлине являет нам пример убранства, которое по праву может быть названо роскошным. В православных церквях очень часто можно встретить росписи в чисто западном стиле, а в лютеранских можно увидеть иконы. Например, алтарь капеллы Кафедрального собора в Карлстаде (Швеция) оформлен исключительно иконами. То же самое можно сказать о монашестве, существование которого в лютеранстве многими по безграмотности отрицается. Активная направленность лютеранского монашества на социальное служение не является фактором, противопоставляющим его монашеству Православной Церкви. Таким образом, обращаясь к теме различий, будем смотреть прежде всего не на внешние различия, которые, как показывает практика, могут быть названы различиями весьма условно, но на различие внутреннее – различие, основанное на отношении к Источникам Божественного Откровения, которое и формирует индивидуальный облик православного и лютеранского исповеданий.

*

Несколько слов в заключение. В послевоенные годы были предприняты шаги к проведению богословского диалога между EKD и РПЦ. Однако, ни к каким практическим результатам они не привели. Равно и как состоявшиеся встречи. В конце 2000 г. РПЦ и лютеране выступили с торжественным заявлением о единстве Церкви, как исторической задаче. Но все благие намерения навсегда останутся не более чем намерениями, если та или другая сторона считает себя непогрешимо правой и под понятием «сближение» понимает принятие своей позиции. Документ Юбилейного Архиерейского собора не оставляет на сей счёт никаких сомнений: «Православная церковь есть истинная Церковь, в которой неповреждённо сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божьей». Лютеранская сторона между тем говорит о «примирённом многообразии», т.е. общности в вере на основе Крещения и веры в Триединого Бога, несмотря на имеющиеся различия. Эта концепция архиерейским собором была отклонена. К сожалению, как католичеству, так и православию, свойственен фанатизм, т.е. ограниченность видения, не соглашающаяся и не принимающая что-либо, находящееся вне рамок своей системы. Фанатизм свойственен и протестантизму – именно таковы были Кальвин и его последователи. Лютеровская Реформация, с её принципами свободы библейской интерпретации и церковного устройства, представляет собою совершенно другую систему богословского и церковного мышления, которая русским православием в его нынешней форме навряд ли сможет быть воспринята. Но это не значит, что мы должны чувствовать себя стоящими ближе к Богу, чем православные. Библия даёт возможность различной интерпретации, а любая интерпретация осуществляется людьми и потому не свободна от ошибок и заблуждений. Наша правда не является таковой с точки зрения иных исповеданий. Точно также их правда не является таковой с нашей точки зрения. Это значит не то, что кто-то безусловно прав, а то, что мы все находимся в плену собственных заблуждений, разрешить которые возможно будет только в Царстве Божием, когда мы узрим нашего Отца лицом к лицу и не только получим ответы на интересующие нас вопросы, но и окажемся в состоянии их вместить.

***