№6. Тема: «Рукоположение женщин»

Наша сегодняшняя тема несколько отличается от материала прошлых встреч, т.к. речь в ней пойдёт о традиции, присутствующей в нашей Церкви, но, по сути и происхождению, не являющейся лютеранской. Речь пойдёт о так наз. «женском священстве». Привнесение этой традиции в наше исповедание привело к разделениям и расколам, потому что консервативные лютеране не приняли женского священства и в некоторых случаях даже прервали общение с лютеранами, признающими таковое (прерывание общения в данном случае означает невозможность совместного причащения). Положение не утратило своей остроты и по сей день, т.к. и до сих пор является объектом ожесточённых дискуссий – в том числе и в Церкви, к которой мы ещё совсем недавно принадлежали. Формат наших встреч не позволяет рассмотреть данную тему в полноте всех её аспектов, поэтому я позволю себе ограничиться лишь основными моментами.

Как свидетельствует история Церкви, вопрос о женском пастырском служении во времена апостолов и в первые века христианства не возникал, хотя в иудейском обществе, из которого вышли первые христиане, женщина отнюдь не была забитым и бесправным существом, не имевшим права голоса и знавшим только «три «К» - Kinder, Küche, Kirche». Более того. На страницах Ветхого Завета есть немало примеров женщин, сыгравших значительную роль в духовной истории Израиля, в том числе пророчицы, об одной из которых – Анне – упоминает уже Новый Завет. Тем не менее, апостол Павел, на посланиях которого базируется богословское обоснование вопроса о женском священстве, даёт совершенно чёткие указания:

1. «Жёны ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.» (1 Кор.14, 34-35).

2. «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю…» (1 Тим.2, 11-12).

Примечательно, что в обоих процитированных фрагментах речь идёт именно об учительном служении, т.е. о служении, которое несёт пастор. Апостол вовсе не запрещает женщинам участвовать в жизни общины, исполнять различные служения, молиться и даже, как следует из 11-ой главы 1 Послания к Коринфянам, пророчествовать (!). В то же время, говоря о качествах, потребных для епископа и пресвитера (а описанию таковых у Павла отводится немало места), апостол говорит исключительно о лицах мужского пола. Почему так?

Павел обосновывает своё повеление иерархией творения, как о нём рассказывает Книга Бытия, и в Послании к Ефесянам суммирует это словами: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём» (5, 23-24). Также и в 1 Кор. сказано: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава - Бог» (11, 3).

Следует также учитывать, что пастор во время служения совершает свои действия in persona Christi, т.е. олицетворяет Христа.

На этом я позволю себе завершить наш краткий богословский экскурс. Желающим я могу предоставить для ознакомления большой доклад «К вопросу об ординации женщин», подготовленный Лютеранской Церковью Миссури-Синод. Этот документ не обращается к истории, но рассматривает исключительно богословскую составляющую проблемы. А для нас настало время обратиться именно к истории.

*

В течение чрезвычайно длительного времени вопрос о женском рукоположении в Церкви не поднимался. Правда, известен термин «пресвитерида», т.е. женский род существительного «пресвитер», однако он, по всей видимости, означал жену пресвитера. Точно также в православии жену священника означает понятие «матушка» или «попадья». В лютеранстве аналогичное место занимает понятие «пасторша». Из Св.Писания мы знаем о существовании женщин-диаконис, но в апостольское время, да и после него диакон в общине исполнял вспомогательное служение и не был совершителем как литургии, так и Евхаристии. В «Апостольском предании» св.Ипполита Римского, датируемом III веком говорится, что диакон поставляется для помощи епископу, поэтому порядок его рукоположения имеет ряд существенных отличий от порядка рукоположения пресвитера. В современном православии диакон и до сего времени является совершенно отдельным чином. В западной традиции диакон – переходная ступень к священнику, однако и на Западе, и на Востоке диаконы не являлись и не являются совершителями Евхаристии. Что касается диаконис, то они упоминаются в некоторых древних документах, которые описывают их служение, причём указывают, что диаконисы по отношению к диаконам занимали подчинённое положение. Одной из функций диаконис была помощь крещаемым женского пола, т.к. в прежнее время крещаемые приступали к Таинству обнажёнными.

Надо отметить, что в хронике одного из древних авторов, Георгия Амартола, упоминается ересь колоридианок, связанная как раз с требованием женского священства, но данный случай является единственным упоминанием о явлении подобного рода.

Лютеровская Реформация провозгласила высший авторитет Писания, как нормы Церковного строительства. Вполне естественно, что ни Лютеру, ни его сподвижникам и в дурном сне не могла привидеться идея женской ординации. Более того. Лютер, рассматривая семью, как малую Церковь, рассматривает главу семьи как главу этой Церкви, почему в Катехизисе и пишет о том, что именно глава семьи должен преподавать Катехизис своим домашним, учить их молиться и т.д. Таким образом, лютеранству практика ординации женщин изначально свойственна не была. Откуда же пришла к нам сия идея?

Она пришла из Англии. А если быть более точным, из секты квакеров, основатель которой Джордж Фокс разрешил женщинам исполнять пасторские обязанности. Это случилось в XVII столетии. А в XVIII-ом примеру Фокса последовал основатель английского методизма Уэсли. Самый решительный шаг в этом направлении был сделан в 60-70-х годах XIX века филантропической организацией, которую мы сегодня знаем под названием «Армия спасения». Около половины корпуса её офицеров, выполнявших функции духовенства, состояла из женщин.

Церковные умонастроения относительно женского служения развивались не сами по себе, но являлись следствием соответствующих движений в обществе, где женщины вполне справедливо требовали предоставления равных с мужчинами прав в отношении возможностей участия в политической жизни (предоставление избирательных прав), трудовой (равная оплата) и т.д. Согласитесь, если женщина исполняет ту же работу, что и мужчина, нет никаких оснований платить ей меньше. Однако духовные проблемы не могут решаться так же, как повседневные, т.е. на основании рационально-прагматического подхода. Церковь опирается не на человеческую логику, а на Божественные установления. Необходимость именно такого подхода особо подчеркнул Лютер, сказавший, что все духовные проблемы мы должны решать на основании Св.Писания, принимая соответствующее ему и без сожаления отвергая противоречащее. Увы, вследствие набирающего обороты процесса обмирщения Церкви, этот принцип оказался хорошо забытым, так что церковные проблемы стали решаться на основании позиций не Божественной, но человеческой логики. Как это ни парадоксально, такой подход получил развитие прежде всего именно в протестантизме, провозгласившем верность Слову Божию, как одну из основ церковной жизни.

Так как женское священство пришло к нам из Англии, будем уместно прежде всего сказать об Англиканской Церкви. В Англии движение женщин за гражданские права развивалось параллельно с аналогичным движением внутри Церкви, получившим название «церковного феминизма». В 1918 г. женщины получили право избирать и быть избранными в Парламент. В связи с этим один из епископов Англиканской Церкви (Кемпторн) сказал: «Было бы аномалией, если бы за женщинами было признано право быть избранными в парламент, но им было бы отказано в праве быть членами Национальной Ассамблеи (аналог Синода) Церкви Англии». 26 февраля 1919 г. Совет церковных представителей по предложению епископа Кемпторна принял решение о равноправии женщин в церковном управлении. В 1920 г. сторонники церковного феминизма заявили, что в дополнение к кампании за уравнивание прав мужчин и женщин в церковном управлении они считают важной и борьбу за право женщин на посвящение в духовный сан. В 1928 г. сторонники равноправия сделали официальное заявление о своём намерении добиваться признания прав женщин на священство. Движение набирало обороты и в ноябре 1992 г. Генеральный Синод большинством в 2 (!) голоса принял решение в пользу рукоположения женщин. Первые рукоположения были совершены в 1994 г. Это вызвало откол части духовенства, перешедшего в католичество, осложнение отношений с Католичеством и Православием, противостояние значительного числа прихожан. Тем не менее, число женщин в клире Церкви Англии возрастает.

Что касается лютеранства, то здесь ситуация развивалась примерно также, за исключением более ранних дат. Получение женщинами права голоса в общественно-политической жизни совершилось в Швеции - в 1919 г., Финляндии - в 1906 г., Норвегии - в 1913 г., Дании - в 1915 г.). В Швеции началом движения за предоставление женщинам права быть посвященными в сан пастора можно считать обращение к правительству по этому вопросу в 1918 г. В 1919 г., специальная комиссия епископов Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции дала положительное заключение о служении женщин в Церкви. Однако законодательная инициатива парламентской комиссии и мнение епископов не внесли каких-либо практических изменений в церковную практику. После окончания Второй мировой войны был принят закон о праве женщин занимать должности на государственной службе наравне с мужчинами, и таким образом вопрос о женщинах-пасторах получил правовую основу (в Швеции, Норвегии и Дании Церковь является государственной, управляется парламентскими актами и, соответственно, пастор является государственным служащим). Тем не менее, долгая и горячая дискуссия продолжалась до 1958 г., когда был принят закон о праве женщин на посвящение в сан пастора. Первые три шведки приняли посвящение в 1960 г. В 1980-е гг. появились первые женщины-пасторы - настоятели церквей, а в 1990 г. Каролина Круук была избрана настоятельницей Кафедрального собора Стокгольма. В 1997 и 1998 гг. две женщины получили сан епископа. С этого момента борьба против женского священства получила новый импульс. Противники женского священства не признавали женщин-епископов и их право на рукоположение других пасторов. Примечательно, что на это был дан силовой ответ - противникам женского священства было официально отказано в рукоположении. С 1998 г. по распоряжению правительства настоятелем может быть только тот, "кто готов к сотрудничеству в приходе со священнослужителями обоего пола". На этом основании ряд священнослужителей объявлены "не соответствующими должности" и уволены.

Аналогичная ситуация сложилась и в Германии, где женщины-пасторы появились после Второй Мировой войны. Через какое-то время там появились и женщины-епископы, одна из которых – Маргот Кессман - была избрана на эту должность, будучи разведённой. В Германии на противников женской ординации также оказывается давление, которое сказалось и на ЕЛЦ в России.

*

В ЕЛЦ Российской империи, жёстко отгороженной законодательством от всяких либеральных веяний, вопрос о женском священстве не поднимался и не мог быть поднят. Не поднимался он и после революции, так как в начале нужно было приспосабливаться к бытию в условиях новой политической системы, а затем начался процесс удушения Церкви во всех её формах. В отношении ЕЛЦ он завершился в 1938 г., с закрытием последних церквей, в которых, впрочем, уже не было пасторов. Начался период подпольного существования в местах компактного проживания лютеранской паствы (Казахстан, Сибирь). Вследствие утраты репрессированных пасторов и приходского актива, а также ранее существовавшей системы лекторских богослужений (без пастора) и значительного числа пиетистов, в годы гонений расцвела так наз. «братская традиция», характеризующаяся отсутствием пасторов, литургии, алтаря и прочих церковных атрибутов. В условия сталинского СССР это была единственно возможная форма выживания. Получилось так, что во многих общинах в числе прихожан вообще не было мужчин (трудармия, репрессии). Поэтому обязанности проповедников пришлось взять на себя женщинам. Примечательно, что исполняя эти обязанности, женщины считали, что делают не своё дело и, как только в общине появлялись мужчины, старались передать это служение им. Годы шли. В 1957 г. была официально зарегистрирована община в Целинограде. Таким образом, процесс полностью подпольного существования закончился. Начался процесс регистрации общин, восстановление церковных структур, который завершился в 1988 г. конституированием «Немецкой ЕЛЦ в СССР» (слово «немецкая» было усвоено во избежание конфликтов с ЕЛЦ Латвии, Эстонии и Литвы). Официальное положение Церкви дало возможность зарубежным лютеранским организациям оказывать различную помощь. В том числе в России (в том числе и в нашей общине) появились пасторы из Германии, что в условиях отсутствия отечественных служителей было необходимостью. Увы, приезжие несли с собой не только добро. Они были носителями ставших общепринятыми в Германии определённых идей и концепций, которые теперь внедрялись в России. Лёгкость такого внедрения обеспечивалась ещё и тем, что российские немцы, на раннем этапе составлявшие большинство паствы новообразованной Церкви, воспринимали слова приезжих из Германии, как Божественное Откровение, какую бы ересь те ни изрекали. Следует также отметить определённую беспардонность этих приезжих, с которой мне доводилось сталкиваться неоднократно и в Москве, и в Самаре, и в Петербурге. В числе прочих идей к нам пришла и ординация женщин. Правда, в течение длительного времени число таковых было весьма незначительным, однако в последние годы оно стало резко возрастать. Не в последнюю очередь за счёт Теологической семинарии в Новосаратовке, открытый доступ в которую лицам женского пола стал условием финансирования её деятельности со стороны партнёров. В результате семинария помимо функций учебного заведения стала ещё и «клубом невест», прибывающих из разных стран СНГ в поисках мужей и лучшей жизни. Соответственно, в сегодняшней ЕЛЦ ЕР число женщин-пасторов достаточно существенно. Как правило, они достаточно агрессивны и преисполнены решимости бороться за свои права.

Таким образом, женское священство в российском лютеранстве является одним из «подарков» Германии, не считающей нужным учитывать специфику России, необходимость сосуществования с РПЦ и т.п. О верности Писанию говорить вообще не приходится, т.к. духовные сущности в EKD явно стоят на последнем месте. В качестве иллюстрации можно вспомнить то давление, которое было оказано на Церковный совет нашей общины, когда мы отказались допустить к алтарю мадам Шнепель из Посольства ФРГ. Письма-окрики пошли и нам, и архиепископу и в синод. Способы, которыми на нас пытались воздействовать, были далеки от всякой духовности и лишний раз показали, что вопрос женского священства – вопрос не духовный, но чисто политический, решаемый политическими же методами, т.е. прещениями, угрозами, попытками шантажа и силовым подавлением оппозиции (как это случилось в Швеции).

Для полноты нашего обзора необходимо сказать о решении проблемы женского священства в другой российской Лютеранской Церкви – ЕЛЦ Ингрии. Несмотря на то, что в годы репрессий перед лютеранскими общинами Ингерманландии встали те же проблемы, что и перед общинами в Казахстане и Сибири, несмотря на то, что в условиях гонений роль женщин в этих общинах чрезвычайно возросла, нормализация церковной жизни не привела к введению в ЕЛЦИ женского священства. Более того. Положение о невозможности такового закреплено в уставных документах Церкви. Примечательно, что ЕЛЦ Финляндии, являющаяся партнёром ЕЛЦИ, хотя сама и имеет женщин-пасторов, никогда не пыталась навязать ингрийцам эту концепцию.

*

Несколько слов в заключение. Понятие равноправия не является духовным. Его реализация приводит к страшным явлениям. Достаточно вспомнить женщин, забивающих костыли на железной дороге. Много ли в них женского? Не очень. Тот, кто хочет рассуждать о равноправии, пусть вспомнит не только женщин в политике или бизнесе, но и этих женщин, в значительной мере утративших женское обличие. А ещё следует вспомнить о том, что почему-то именно в тех странах, где женщины активно вовлечены в общественную деятельность, население не возрастает, ибо рождаемость сокращается... У Бога нет понятия равноправия. У Него есть другое понятие - равноценность. Мужчины и женщины равноценны перед Богом. Но они не могут быть равноправными, потому что созданы различно и, в соответствии с этой разницей имеют свои задачи, свои призвания и свою ответственность. Призвания мужчин и женщин опять-таки равноценны. Ни одно из них не стоит выше или ниже другого. Но каждый должен исполнять именно своё призвание, исполнять его как служение Богу и не пытаться делать то, что ему не предназначено.

***

P.S. В последнее десятилетие XX века вопрос о женском священстве стал одним из самых животрепещущих в католическом мире. Возникло массовое движение за положительное разрешение этого вопроса. Одним из самых активных движений, выступающих за хиротонию женщин, является движение "Мы - Церковь", основанное в 1996 году. В 1998 году движение выпустило манифест, одним из требований которого было разрешить женщинам быть диаконами, пресвитерами и епископами. Также были требования по отмене обязательного целибата для священников, на посвящение женатых диаконов в пресвитеры, а также на рукоположение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.