О празднике Св.Троицы

Этот праздник требует, чтобы мы наставляли людей относительно догмата о Святой Троице, укрепляя их память о нём и веру в него… Без должного наставления и твердого основания в отношении этого учения невозможно должным образом и успешно рассматривать прочие догматы. Остальные праздники церковного года представляют Господа Бога облечённым в Его дела и чудеса... Таким образом, все остальные праздники представляют Господа в образе совершителя того или иного дела. Праздник же Троицы открывает Его нам таким, каков Он есть Сам в Себе. Здесь мы видим Его вне всякого образа, вне всяких дел — только лишь в Его Божественной сути. Нам должно оставить человеческое разумение и подняться над ним, оставив позади всякое свидетельство тварного мира, и слушать лишь собственное свидетельство Бога о Себе и Своей внутренней сущности — иначе мы так и останемся непросвещёнными.

В этом вопросе сталкиваются юродство Бога и мудрость мира. Мир смотрит на утверждение Бога, что Он — один Бог в трёх отличных друг от друга Ипостасях, как на совершенную бессмыслицу и глупость; и те, кто живет одним лишь рассудком, когда слышат это, считают всякого, кто проповедует это или в это верит, жалким глупцом. И потому этот артикул постоянно подвергался нападкам — со дней апостолов и святых отцов до дней нынешних, как свидетельствует история…

O, бесстыдный человеческий рассудок! Как можем мы, нищие, жалкие смертные, постичь тайну Троицы? Мы, не понимающие, как действуют наши телесные силы — речь, смех, сон, — с которыми мы имеем дело ежедневно? И всё-таки мы, не наставленные в Слове Божьем, руководимые лишь своим погрешимым разумом, дерзаем произносить суждения относительно самой природы Бога. Разве это не худшая слепота, когда человек, неспособный объяснить даже самые незначительные телесные проявления, которые он наблюдает ежедневно, претендует на понимание того, что неподвластно возможностям разума, о чем только Бог может говорить, и поспешно утверждает, что Христос не Бог?

…И потому нам должно повторять — даже если у нас получится только жалкий лепет — то, что нам говорит Писание: а именно, что Иисус Христос есть истинный Бог, и что Дух Святой тоже есть истинный Бог, но трёх Богов не существует; не существует трёх божественных природ, как мы могли бы говорить о трёх братьях, трёх ангелах, трёх солнцах, трёх окнах. Есть одна неразделимая божественная природа, в которой мы признаём ипостасное различие.

Д-р Мартин Лютер



Титульная страница газеты №44. St.Peter-und-Paul Gemeindeblatt