МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Декабря 2011 года

4 воскресенье Адвента


Флп.4, 4-7

Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

В секвенции заупокойной мессы есть слова, выражающие ужас человека, представшего перед Богом. «Что скажу я, грешный?» - восклицает он в день, называемый dies irae – день гнева. В той же секвенции Бог именуется Rex tremendus, т.е. царь, внушающий ужас. Чувство ужаса перед Богом имеет давние корни. Им пронизан Ветхий Завет, рассказывающий о том, как гнев Божий поражал не только отдельных людей, но и целые народы. Новый Завет должен был сообщить верующим совершенно иные чувствования, потому что Христос открыл Своим ученикам Бога, как любящего Отца. Возвещённое Им откровение было откровением радостным, и люди, принявшие его, действительно радовались, что подтверждается Книгой Деяний Апостольских. Но радость была не очень долгой. Ко времени Лютера Христианская Церковь уже не одно столетие содрогалась при мысли о предстоянии гневному Христу. Продавцы индульгенций умело рекламировали свой товар, но люди охотно покупали эти грамоты не просто потому, что их хорошо рекламировали. Они покупали индульгенции, потому что всерьёз боялись Божьего гнева и пытались хоть как-то избежать его. Они покупали разрешительные грамоты для того, чтобы их посредством освободиться от наказаний Всевышнего, избегнуть мук чистилища. Как и во времена Ветхого Завета Бог был Богом карающим. Лютер рассказывал, что в детстве он не мог без страха смотреть на изображение распятого Христа. Впрочем, разве сегодня что-то изменилось? Ведь и сегодня верующие говорят о Боге как о карающей силе, а детей пугают исходящим от Него наказанием. Но тот, кто пугает Богом, не познал Его. А для познавшего картина выглядит иначе. Бог есть Отец любящий. Он хочет не погубить грешника, но спасти его. Мы встречаемся с Богом во Христе, Который явил нам пример совершенной любви, взойдя на крест, дабы сие спасение стало реальностью. Сия любовь и сегодня нисходит к нам, поэтому встреча с Богом, общение с Ним, если оно действительно есть, пробуждает именно те чувства, о которых написал нам св.Павел: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». Но что это за радость? И как прикажете радоваться, когда жизнь, постоянно отягощается всяческой скверной, неприятностями, происходящими от человеческой злобы и испорченности?

Да, жизнь действительно отягощена, но радость, которую даёт переживание близости Христа, не зависит от внешних обстоятельств. Это совершенно особенное ощущение. Апостол Павел называет его радостью, но это определение очень приблизительное, потому что стоящая за ним сущность намного глубже. Мы можем понять, о чём идёт речь, когда подумаем о жизни нашего прихода. Мы собираемся в отнюдь не храмовом помещении. В нём нет ничего интересного или величественного. Тем не менее, мы предпочитаем собираться именно здесь, хотя каждый из нас имеет возможность пойти в другое место попригляднее. Почему же мы идём сюда? Потому что нам здесь хорошо. А хорошо нам потому, что Христос с нами. Нам хорошо, потому что мы пребываем в Его Духе. А присутствие Св.Духа всегда ощутимо. Именно оно побуждает вослед за апостолами в момент Преображения сказать: Господи, хорошо нам быть здесь. Радость переживания близости Христа присутствовала в жизни верующих даже в самых тяжких испытаниях. Она не зависит от внешних обстоятельств. Скорее, внешние обстоятельства зависят от неё, в значительной мере утрачивая свою угнетающую силу. Но, для того, чтобы суметь воспринять эту радость, надо надлежащим образом настроиться на неё.

Однажды архиепископ Кондрусевич полушутя-полусерьёзно пожаловался на то, что его жизнь состоит из календаря. Эту фразу он сказал в тот момент, когда напряжённо смотрел в свой ежедневник, пытаясь отыскать место для незапланированной встречи. А несколько недель назад в Музее Музыкальной культуры, в котором я работаю, меня долго пытали вопросом, когда я намерен идти в отпуск в следующем году. Между тем до отпускного сезона следующего года должно пройти немало времени, и всё может измениться. Зачем же нужны столь долгосрочные планы? Увы, люди живут, пытаясь распланировать заранее всё, что только возможно. Вплоть до собственной жизни и жизни государства на много лет вперёд. Но достаточно малейшего сбоя (например в виде болезни) и все планы разрушаются. Эти нарушения воспринимаются как досадные помехи, они раздражают и озлобляют. Между тем, их может не быть вообще. Но для того, чтобы они исчезли, надо изменить мышление и, не строя далеко идущих планов, суметь полностью довериться Христу. Представьте, что вы живёте, не устремляясь помышлениями в следующую неделю, месяц или год. Представьте, что вы живёте именно сегодняшним днём, не пытаясь рассматривать его как ступень к чему-то более дальнему, но наслаждаясь им, как данностью, которая прекрасна сама по себе. Почему она прекрасна? Потому что Христос близко. Он близко, мы радуемся Его присутствию и спокойно исполняем Его волю, благодаря Его не только за каждый день, но и за каждое мгновение,. «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Хороший вариант, не правда ли? Вот только реализовать его непросто, потому что окружающие живут иначе. Однако, попытаться стоит, потому что результат того стоит. «…и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

Что такое мир Божий? Это луч небесного света, несущий душе мир и покой даже в самых сложных обстоятельствах. И для того, чтобы обрести его, стоит попробовать жить не строя больших планов, но ощущая важным каждый день, потому что не может быть неважным день, который благословлён Господом. А о чём, как ни о благословении мы просим в утренней молитве?

Не заботьтесь ни о чём… Почему верному не следует ни о чём заботиться, кроме как о честно исполняемом служении? Потому что если верно служить Богу, Он даст всё то, что нам действительно нужно. Именно то, что действительно нужно, а не то, что хочется, потому что, к сожалению, человеку очень часто хочется того, что ему не только совершенно не нужно, но и вовсе не полезно. А если Господь даст нужное, то о чём заботиться? Остаётся только умерить свои желания и с искренним благодарением принять то, что Он даст. Самое удивительное в том, что нужно не так уж и много. А излишества только уводят в сторону от спасения, от Царства Божия. Но ведь именно сие Царство является нашей главной и конечной целью. Поэтому смирим себя, умерим свою активность в выборе пути и дадим Господу повести нас туда, куда хочет Он. А Он хочет привести нас в жизнь вечную.

Начался новый церковный год, грядёт праздник Рождества. Давайте войдём и в этот праздник и в новый год, не стремясь заглядывать вперёд, но наслаждаясь каждым днём близости Христа, служа Ему и стремясь к обретению того самого Божьего мира, который превыше всякого ума. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 18.12.11




Другие проповеди по этому же поводу:

18 Декабря 2022 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
19 Декабря 2021 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2020 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2019 - 4-е Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)