№6. Сошествие Святого Духа на Апостолов. День рождения Церкви

Титульная статья

Статьи:

Дети, дети…

Хроника. Факты, события, комментарии.

Строительство в апреле
Снова работает сайт общины
Концерты в мае

Скачать весь номер газеты в формате pdf для печати, размер файла 864626 байт.

(Титульная статья)

Праздник Пятидесятницы, по праву считающийся днём Рождения Христианской Церкви, так же, как и праздник Пасхи, имеет ветхозаветное происхождение. Своё название он получил вследствие того, что отмечался через 7 недель после Пасхи и являлся «праздником начатков жатвы пшеницы». В этот же день вспоминалось о получении Моисеем на горе Синай Закона.

Во время праздника Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с высоты, раздался сильный шум, напоминающих гул от сильного ветра и присутствовавшим явились огненные языки, почившие на апостолах. Так они исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу. Странный шум из дома, где находились Христовы ученики, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, ''они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?'' ''Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа'', - отвечал им Петр. После сего ''охотно принявшие слово'' немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой ''присоединилось в тот день душ около трех тысяч'' (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Дух Святой сошёл, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

История Церкви II в. не содержит достоверных известий о существовании этого праздника. Это может быть потому, что Пятидесятница не составляла стояла в тесной связи с Пасхой, подразумевалась при ней. Но в III в. Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и вообще представляет общераспространенный праздник. В «Постановлениях Апостольских», памятнике, относящемуся к периоду III-V веков, говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу». В другом меcте Апостольских Постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Св.Духа, данного уверовавшим во Христа». С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы. Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью, Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день. От IV же века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей

На Руси Пятидесятницу стали отмечать не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в XIV веке, при преподобном Сергии Радонежском.

*

День Св.Троицы был установлен в конце IV века, после того, как в 381 году на Втором Вселенском соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице, утверждающий непостижимую тайну Божественного Триединства. В православии День Св.Троицы слился с Пятидесятницей. Евангелическо-Лютеранская Церковь различает эти праздники и отмечает День Св.Троицы в следующее воскресенье после Пятидесятницы. В нашем приходе в Троицыно воскресенье обычно совершается конфирмация. Как свидетельствуют старые фотографии, в нашем приходе существовал обычай украшать церковь зелёными ветвями (аналогичная традиция соблюдается и у православных). Этот обычай является воспоминанием о библейской священной Мамврийской дубраве, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (именно этот сюжет изображен Андреем Рублёвым в его «Троице»).