№16. Лютеранство в культуре России

Формулировка данной темы затрагивает весьма непростой вопрос: соотношение вероисповедания и национальной культуры. Что чем определяется, что является главным, а что вторичным? Весьма часто приходится встречаться с позицией, что вера является частью культуры. Этот взгляд был весьма распространён среди российских немцев, и в некоторых случаях вызывал серьёзные конфликты между лютеранскими общиами и культурными обществами, т.к. общества рассматривали общины, как свою часть; веру, как одно из средств этнической принадлежности. Не следует думать, что такой взгляд свойственен исключительно национальным меньшинствам. Православие часто рассматривается и провозглашается как неотъемлемая часть русского менталитета, русскости. Такой взгляд является в значительной степени результатом замыкания Церквей в рамках государства, образования национальных Церквей, которые тем самым превращаются в некий придаток государства, утрачивая ощущение вселенскости, единства народа Божия вне зависимости от национальной принадлежности и стояния христианского призвания выше этнической принадлежности, которая, если опираться строго на Писание, при присоединении к Церкви, утрачивает актуальность. Поэтому взгляд на вероисповедание, как на часть национальной культуры, несмотря на свою распространённость, является ошибочным. Тем более, что многие народы после Реформации не были моноконфессиональны. Французы не переставали быть французами вне зависимости от того, были они католиками или кальвинистами. Немцы были разделены между тремя вероисповеданиями. Да и русские после никонианского раскола не были едины в церковном отношении. Итак, вероисповедание не является частью культуры, однако национальный менталитет, безусловно, оказывает определённое воздействие на внешние составляющие церковной жизни. Посмотрите на убранство католических церквей в Таллинне и в Кракове и сразу увидите существенную разницу. Однако, воздействие может быть и глубже. Восточное христианство в Иерусалиме и в Константинополе не было идентичным уже на уровне богословия, т.к. у греков и у иудеев был совершенно разный подход к Божественному Откровению. Но, с другой стороны, вероисповедание оказывает несомненное воздействие на менталитет, т.к. проецируя Божественное Откровение в повседневность, побуждает людей к принятию определённых нормативов повседневного бытия. Изменения ментальности можно проследить на примере тех земель, где победила Реформация, а вместе с ней и новая трудовая этика, рассматривавшая любой труд, как служение Богу. Таким образом, менталитет и вера находятся во взаимовоздействии, однако вера первична, т.к. закладывает базовые понятия добра и зла, утверждённые не человеческим, но Божественным авторитетом. При всей многоконфессиональности Европы, её нынешнее мышление сформировано Христианством и, как показывает современность, попытки отступления от этих основ ведут народы к самоуничтожению. Я приношу извинения за столь пространное вступление, однако мне представляется, что оно важно как для понимания нижеследующего материала, так и для того, чтобы избежать примитивного и неправильного понимания проблемы отношений веры и культуры, но видели её во всей многогранности.

1

Говоря о лютеранстве применительно к культуре России, нам следует различать собственно-Россию и Российскую империю. В Империи были территории, на которых лютеранское исповедание было господствующим. К таковым следует отнести Курляндию, Лифляндию и Эстляндию, а также Великое княжество Финляндское, но о них сегодня речь идти не будет. В собственно-России территориями с компактно проживающим лютеранским населением была Ингерманландия, а также поволжские и закавказские колонии. Однако, говорить о влиянии проживавшего там сельского лютеранского населения на российскую культуру навряд ли возможно. Эти люди жили внутри своих, весьма больших общин, отделённых от русских языковым барьером. Как свидетельствуют документы, именно по этой причине большевистская агитация уже после революции 1917-го года в так наз. Республике немцев Поволжья была чрезвычайно затруднена, т.к. агитаторы, не отличаясь большой образованностью, не владели немецким, а население не говорило по-русски. Система хозяйствования в этих колониях существовала исключительно в рамках колоний, не была воспринята русскими, поэтому после выселения немцев Поволжья в 1941 г., процветавшие хозяйства пришли в полное запустение. То же самое можно сказать о ситуации, сложившейся после выселения финнов из Ингерманландии и с территорий, захваченных СССР в результате войны 1939 г. Не так давно мне довелось читать мемуары, в которых, в частности, описывается, как россияне, занявши пустующие финские посёлки, валили телеграфные столбы, срезали с них медные провода, каковые продавали на металл. Через некоторое время в этих местах появились новые столбы, но провода были уже аллюминевые. Интересно, что схожий процесс можно видеть сегодня в Румынии. После массового выезда в Германию немцев Семиградья в Трансильвании, оставленные ими хозяйства пришли в запустение, потому что пришедшее на их место население не способно поддерживать их. Поэтому сельское лютеранское население из нашего обзора приходится исключить и обратиться к иным группам, проживавшим в городах: дворянству, купечеству, военным, интеллигенции, ремесленникам.

2

В допетровское время в городах проживало немалое количество лютеранского населения, уже имевшего общины, церковные здания и регулярное богослужение. В Москве, с образованием в 1626 г. нашего прихода свв.Петра и Павла, таких общин стало две. Однако, о каком-либо существенном влиянии со стороны этих общин не приходится, вследствие, во-первых, языкового барьера, а во-вторых, пресечения властями любых попыток совращения православных (здесь следует отметить, что вплоть до 1718 г. как католиков, так и лютеран при переходе в православие крестили заново, т.к. православные никого кроме себя не считали Христианской Церковью). Интересно, что Иван грозный был знаком с нашим исповеданием, о котором неоднократно беседовал в т.ч. с московским пастором Веттерманном. Веттерманн говорил, что царь к «новой вере» относился отрицательно. Однако царь не отличался постоянством в своих симпатиях и антипатиях. То он приглашал к себе лютеранских проповедников, вёл с ними беседы и споры, разрешал строительство церквей, то приказывал сжечь построенное. Самым позитивным высказыванием царя о лютеранстве можно считать суждение, согласно которому лютеранское учение, по-видимому, близко к истине и что его можно было бы терпеть, если бы Лютер, нападая с неудержимою силою красноречия на папское иго, не ниспровергал древнего церковного чина и не помрачил своих познаний в Св.Писании постыдным отступничеством, свергнув с себя монашеские одежды и клобук и женившись на монахине. Однако, возможно ли было ожидание объективного отношения от человека, который сказал о себе так: «един православный русский царь во всей поднебесной якоже Нои в ковчези спасённый от потопа, правя и окормляа Христову Церковь и утверждая православную веру». О том, каковы были лютеранские идеи, смущавшие православных, видно из сочинения 1642 г. «Изложение известно от Божественных писаний на злоименные Лютеры». Это сочинение защищает иконопочитание, поклонение святым, различные посты и обряды. Контакт исповеданий состоялся, но ни к каким последствиям не привёл. Поэтому мы не имеем возможности говорить о каком-либо влиянии лютеранства, как исповедания, зато можем говорить о влиянии лютеран. В качестве примера хочу напомнить, что пастор нашего прихода Иоганн Грегори организовал первую в России театральную труппу, которая с успехом выступала при дворе царя Алексея Михайловича. Первая постановка, состоявшаяся 17 октября 1672 г., называлась «Артаксерксово действо». Она являла собою инсценировку Библейской книги «Эсфирь». Спектакль шёл около 5 часов. Тем не менее царь с великим вниманием досмотрел его до конца. Актёрами были члены общины. «Артаксерксово действо» было первой, но далеко не последней пьесой, поставленной Грегори. В 1673 г. пастор стоял уже во главе целой школы, в которой обучались «комедийному делу» 26 мещанских детей. До 1675 г. труппа поставила 6 спектаклей (преимущественно на библейские темы). После кончины Грегори его дело было продолжено. Таким образом, можно сказать, что наш приход стоял у истоков театрального дела России. В развитии промышленного производства, торговли, военного дела большую роль играли приглашённые специалист лютеранского исповедания, число которых неуклонно возрастало. Например, в армии Бориса Годунова лютеран было до 50%.

С воцарением Петра многое изменилось. Его тесное общение с населением иностранной слободы возымело значительное влияние на будущего монарха, побудило его посетить Европу и провести те многочисленные реформы, которые определили последующую жизнь России. Прежде всего, это реформа армии, осуществлявшаяся в соответствии с предписаниями Петра офицерами лютеранского исповедания. Среди них адмирал Крюйс, сыгравший значительную роль в организации русского флота и генерал Рудольф Бауэр, приведший в образцовое состояние русскую кавалерию, за что был пожалован от государя портретом с бриллиантами. Вообще, к началу Северной войны иностранцы составляли около трети офицерского состава.

Реформы Петра коснулись не только армии, но и системы государственного управления, в качестве образца которой Петром была избрана шведская модель (Ко времени Петра лютеранство уже давно было государственной Церковью Швеции). Значительную роль в подготовке проекта новой системы сыграл лютеранин Лейбниц, крупный философ, языковед и математик. Именно тогда в России появились коллегии, позже преобразованные в министерства. В 1725 г. была открыта Академия Наук, значительное число деятелей которой принадлежало к лютеранскому исповеданию. Одним из её приезидентов был выдающийся учёный Леонгардт Эйлер – общий учитель всех физиков и математиков второй полвины XVIII в. В числе прочих нововведений в России появились полиция и паспорта. Не обошли петровские реформы и Церковь. Однажды император сказал: «Желаю преобразовать граждан и духовенство, чтобы они, хотя и с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как я видал и слыхал учащих в Германии пасторов». Проведённая им реформа была проведена по лютеранскому образцу, т.е. вместо патриарха был поставлен Синод – аналог лютеранской консистории, а сам император стал фактическим главою Церкви. Это положение сохранялось вплоть до 1917 г. Пётр выступил инициатором перевода Библии на русский язык, однако его кончина помешала осуществлению этого начинания.

Под лютеранским влиянием складывалась российская система университетского образования, т.к.план устройства первого российского университета в Москве был аналогичен немецкому типу высшего учебного заведения. В этом мышление как Петра, так и М.В.Ломоносова, учившегося в Марбурге, совпадало. Интересно, что впоследствии в Геттингенском университете была «русская партия» учёных, ведших активную переписку с университетом в Москве. В июне 1763 г. геттингенский профессор Шлецер посетил Александро-Невскую лавру в Петербурге. Далее цитата: «На столе лежал открытый фолиант: мне позволили посмотреть, что это за книга. И что же? То был Голлац («Система теологии»), той добрый старый знакомец ещё из Виттенберга. Молодой, просвещённый монах рассказал мне, что это их главная богословская система, потому что их богословие только в немногих случаях уклоняется от Голлаца».

Нововведения Петра касались отнюдь не только государственного управления и системы образования. Из лютеранской страны в российский быт вошла коса. Ознакомившись в Прибалтике с местным способом обработки полей, Пётр распорядился о присылке в Россию из Эстонии мужиков, которые бы научили работать не серпами, а косами. Прибыли эстонцы, с ними 6000 новых кос. Из рапорта камер-коллегии видно, что эстонцами обучено 4279 нижегородских и арзамасских крестьян. Из Швеции был заимствован механический способ распилки строительных материалов (до этого доски вытёсывались топором).

В заключение рассказа о петровском времени приведу слова Петра, сказанные в 1712 г. во время посещения Виттенберга. Стоя перед памятником Лютеру, он сказал: «Сей муж подлинно заслужил это, он на папу и на всё его воинство наступил для величайшей пользы своего государства и многих князей, которые были поумнее прочих». Пушкин в «Истории Петра» упоминает, что во время пребывания в Виттенберге, царь посетил могилу Лютера, его библиотеку и горницу, где он жил.

3

Говоря о преемниках Петра применительно к влиянию лютеранства, следует отметить, что за исключением дочери Петра Елизаветы, все российские государи вплоть до Павла I имели лютеранское происхождение. Соответственно, многие из них окружали себя единоверцами, которые, занимая важнейшие государственные посты, вели дела в соответствии со своим менталитетом. Однако, это влияние определялось личными качествами того или иного деятеля. Намного существеннее влияние духовное, началу которому положил лютеранский пиетизм, т.е. движение, направленное на обновлении повседневной жизни христианина. Это движение, начавшееся в Галле, стало противовесом так наз. «лютеранской ортодоксии», при которой возобладало чисто декларативное понятие веры. Пиетистское движение составило второй этап лютеранской реформации, и если Лютер реформировал учение, то основоположники пиетизма Франке и Шпеннер занялись реформированием жизни. Духовное пробуждение пиетизма оказало значительное воздействие на российских лютеран, а от них оно перешло и к православным христианам, проявившим интерес к духовному обновлению. Этому серьёзно способствовал Симон Тодорский (1700-1754), православный богослов, архиепископ Псковский и Нарвский. Он изучал евангелическое богословие в Галле, перевёл на русский язык некоторые работы лютеранских богословов, в т.ч. «Четыре Книги об истинном христианстве» Иоганна Арндта. Этот труд имел колоссальную популярность в Европе. Тодорский привёз книгу в Россию, где она распространилась по монастырям. Её читали такие известные в истории РПЦ деятели, как святители Дмитрий Ростовский и Тихон Задонский. Кстати, именно Тодорский был законоучителем будущей императрицы Екатерины II. Дамаскин, епископ Нижегородский, обучавшийся в Геттингене, в 1775 г. впервые в преподавании богословских наук ввёл толкование Катехизиса и объяснение Св.Писания. По его распоряжению то же самое было учреждено в масштабе всей епархии, следствием чего стал необычайный успех миссионерской деятельности мордвы, чувашей и черемис.

Говоря о влиянии лютеранства в России, следует упомянуть открытое в начале 1813 г. Российское Библейское общество, целью которого была подготовка переводов Св.Писания на родные языки. Членом общества был император Александр I. В руководстве Обществом было немало лютеран. В 1815 г. император повелел Обществу «доставить и россиянам способ читать Слово Божие на природном своём российском языке, яко вразумительнейшем для них славянского наречия, на коем книги Священного Писания у нас издаются». В 1818-1821 гг. уже были изданы русские переводы Нового Завета. Однако в 1826 г. император Николай I под давлением православных иерархов приостановил деятельность общества, возобновившуюся 5 лет спустя, т.е. в 1831 г. Однако, после возобновления, общество стало чисто «евангелическим», т.е. его деятельность была направлена на обеспечение нужд только лишь протестантского населения России. Полный перевод Библии на русский язык, вышедший в 1876 г. и известный ныне под названием «синодального», уже не имел отношения к обществу.

4

В стране, где положение Православной Церкви охранялось законом, очень трудно говорить о влиянии лютеранского исповедания как такового. Особенно после провозглашения в 1833 г. лозунга «православие, самодержавие, народность». Более реально говорить не о лютеранском влиянии, но о вкладе лютеран в жизнь России. Таковой был очень значительным. Желающие получить более обширные сведения о биографиях выдающихся российских лютеран могут обратиться к книге нижегородского пастора Ярослава Бойченко «О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только»[1]. Для нашей сегодняшней встречи я выбрал из этой книги сведения о некоторых наших единоверцах, показывающих многогранность вклада лютеран в культуру России. Материал подобран в хронологическом порядке.

Пастор Эрик Лаксман (1737-1796) – пастор в Барнауле, академик. Осуществил первое издание по энтомологии России. Впервые высказал подтвердившуюся впоследствии мысль, что озеро Байкал образовалось не в результате вулканической деятельности, но постепенно; ввёл в обиход новый, намного более экономичный способ стекловарения. Один из немногих, кто сумел побывать в Японии, полностью закрытой в то время для иностранцев. Именем Лаксмана названы примерно 15 видов растений, насекомых и минералов.

Пастор Антон Бюшинг (1724-1793) – пастор церкви св.Петра в СПб. Написал капитальный труд по всемирной географии, а также издал 25 томов материалов по истории и географии России, благодаря чему до нас дошли многие материалы, оригиналы которых утрачены.

Адмирал Фаддей Беллинсгаузен – руководитель кругосветной экспедиции, в ходе которой была открыта Антарктида. Весьма значимым для равзития российской науки было и кругосветное плавание адмирала Крузенштерна.

Адмирал Фёдор (Фридрих) Литке (1797-1882) – президент Академии наук, один из инициаторов создания Русского Географического общества и его первый руководитель; совершил несколько кругосветных плаваний, внёс огромный вклад в исследования Баренцева и Белого морей, Новой земли и т.д. Его именем названы острова в архипелаге Земли Франца-Иосифа, мыс , гора и залив на Новой Земле.

Военный министр Барклай-де-Толли, главнокомандующий 1-ой армией – в ходе Отечественной войны 1812 г. избранной им тактикой сумел соединиться со 2-ой армией Багратиона и тем спасти обе армии от разгрома поодиночке. Трагическая фигура, т.к. его тактика не находила поддержки среди военных, хотя и осуществлялась с одобрения государя.

Иоганн Гейм (1758-1821) – ректор Московского Университета с 1808 по 1818 г. В 1812 г. провёл эвакуацию профессоров, студентов и университетского имущества в Нижний Новгород. После освобождения Москвы участвовал в организации работ по сооружению новых зданий университета, сыграл особую роль в восстановлении университетской библиотеки.

Кристиан Лодер (1753-1832) – профессор анатомии и хирургии, лейб-медик Е.И.В., преподавал в Московском Университете. Помимо прочих деяний, в 1828 г. устроил в Москве специальное лечебное заведение, в котором (в одном из первых в России) было введено питьё минеральных вод. По его предписанию, при питье вод больные должны были ходить в течение трёх часов. Эта, по мнению простолюдинов, бесцельная ходьба породила выражение «валять лодера». Позже «лодер» трансформировалось в «лодырь».

Егор (Георг Людвиг Даниэль) Канкрин (1774-1845) – министр финансов России на протяжении 21 года. Стабилизировал финансовую систему, ввёл в качестве основной валюты серебряный рубль с фиксированным курсом, автор более 30 работ по различным техническим вопросам; выступал за развитие образования для женщин, добился открытия при школах отделений для девушек; при его непосредственном участи в Петербурге были открыты Технологический институт, высший коммерческий пансион, промышленно-художественная школа и др. Ещё в 1818 г. представил Александру I записку об освобождении крестьян с землёй и поэтапной (в течение 30 лет) отмене крепостного права. Примечательно, что когда, уде будучи больным, он попросил об отставке, император не согласился его отпустить.

Фридрих Струве (1793-1864) – академик, первый директор Пулковской обсерватории, которую он сделал признанной астрономической столицей, куда съезжались отовсюду для изучения практической астрономии. Под его руководством происходило обучение офицеров русского флота и Генерального штаба.

Эмиль Ленц (1804-1864) – академик, ректор Петербургского университета. Известен многими открытиями в области физики, в особенности в области электромагнетизма. Независимо от Джоуля открыл закон теплового действия электрического тока (закон Джоуля-Ленца). Существует также «закон Ленца», описывающий направление электродвижущей силы индукции.

Владимир Даль (1801-1872) – автор фундаментального «Словаря живого великорусского языка», над которым работал свыше 50 лет, а также сборника «Пословицы и поговорки русского народа», включавший более 30.000 таковых.

Пётр Юргенсон (1836-1904) – основатель нотоиздательского дела в России и член нашей общины; первый, а затем и единственный издатель сочинений П.И.Чайковского. Примечательно, что, получив предложение от другого нотоиздателя опубликовать свои сочинения за более высокий гонорар, Чайковский ответил: «Нередко германские издатели обращаются ко мне с просьбой войти с ними в отношения и предлагают хорошую плату. Из приниципа, из благодарности и дружбы я остаюсь верен Юргенсону». Именно у Юргенсона впервые появились полные дешёвые издания сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена, все сонаты Бетховена и т.д. В 1903 г. при магазине издательства Юргенсона была открыта первая в России бесплатная музыкальная читальня. В это время его издательский каталог насчитывал до 30.000 номеров. Первая нотопечатня и дом Юргенсона находились в Хохловском переулке, т.е. в непосредственной близости от нашей церкви. Этот дом существует и сегодня.

Людвиг Штиглиц (1778-1843) – крупнейший финансист. Его банкирский дом имел главенствующее значение в жизни Петербурга и России. Он контролировал весь экспорт и импорт. Все межгосударственные переводы совершались только с его одобрения. Его сын Александр (1814-1884) продолжил дело отца; первый управляющий Государственным банком России, крупнейший промышленник, удостоенный Высочайшей благодарности за отличное содержание людей на заводах. Император Александр II часто советовался с ним о состоянии семейной бухгалтерии Романовых. Александр Штиглиц основал Художественное училище, в советское время известное как «мухинское».

Пастор Генрих Дикгоф (1833-1911) – духовный руководитель Московской консистории, создатель существующей и сегодня школы для слепых детей, для которой разрабатывал методику преподавания, учебные планы и пособия. Принял активное участие в создании училища для глухонемых.

К лютеранскому исповеданию принадлежал Карл Фаберже, работы фабрики которого составили эпоху в ювелирном деле.

Один из представителей семьи потомственных аптекарей Пель сделал изобретение, известное сегодня повсеместно – запаянная ампула для содержания стерильных, дозированных веществ для инъекций.

Карл Раухфус (1835-1915), основоположник российской педиатрии. Под его руководством была построена детская больница св.Владимира в Москве, для того времени бывшая образцовой. Раухфус впервые в России ввёл больничную ассистентуру для совершенствования молодых врачей.

В конце XIX столетия огромную роль в развитии промышленности России играли лютеранские семьи Кнооп, Вогау и др. О значительном вкладе лютеран в промышленное дело свидетельствует следующая история. В 1896 г. в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская выставка, на которой купечество хотело подчеркнуть, какую важную роль оно играет, являясь оплотом торговли и промышленности могущественной России. Одним из внешних проявлений этого желания была организация так наз. «почётной охраны при особе государя». 27 сыновей московского и нежегородского купечества составили отряд стражников, одетых в красивые белые кафтаны и с секирами на плечах. Молодые люди были прекрасно подобраны, костюмы были очень красивые и отряд производил внушительное впечатление. Императору он тоже понравился. Желая проявить внимание, Николай II, обратясь к стражникам, спросил одного: как твоя фамилия? – «Шульц, Ваше Императорское величество». Государь обратился с тем же вопросом к другому и получил ответ: «Ценкер». Государь несколько смутился и наудачу спросил ещё одного: «А ты как называешься?» - «Кноп, Ваше Императорское Величество». Государь фамилий более не спрашивал.

*

Вклад наших единоверцев в развитие Российской культуры и науки весьма велик. Преуспевали они в политике, финансах, армии. Этот вклад продолжает увеличиваться и сегодня трудами каждого из нас. Славные деяния наших единоверцев прошлых лет побуждают нас к усердию в служении и к честному исполнению оного, ибо наше служение в любом честном призвании есть служение нашему Вечному Богу, Которому честь и слава и поклонение во веки веков! Аминь.