МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Января 2013 года

Преображенье Господне


Слово Божие для сегодняшней проповеди дано нам в Евангелии от Иоанна 12,34-36:

«34. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает во-век; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто Этот Сын Человеческий?

35. Тогда Иисус сказал им: ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, - а ходящий во тьме не знает, куда идёт.

36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них».

Дорогие Братья и Сестры!

В нашем сознании, сознании верующих людей, безусловно закрепилась библейская аксиома о происхождении понятия слова «СВЕТ». Ведь мы знаем, что ещё в доисторические времена, при сотворении мира, Бог сказал: «Да будет свет! И стал свет.» (Быт. 1,3). Да, именно Богу принадлежит право и возможность приказать, чтобы свет воссиял над миром. Поэтому сияние света всегда сопровождает посланцев Бога и тех, кто входит в число воинства небесного. Мы знаем, что и САМ БОГ в виде огненного столпа ночами сопровождал Моисея и его народ в их 40-летнем скитании в пустыне. Этот Свет Божий заполнял также скинию и храм Соломона. Светом же озарилось лицо Иисуса на горе Фавор и облако светящееся окутывало Его. Тем самым, Бог Отец указал на божественную сущность Иисуса Христа. Ведь до момента Преображенья, да и после этого, мы видим Его, в основном в повседневной одежде, ничем не выделяющимся, среди простого народа, среди больных, несчастных и обездоленных людей! А вот в сегодняшнем Евангелии мы неожиданно увидели чудесным образом Преображенного Господа Иисуса, Сына Божьего! Он является перед учениками в сиянии Своей Небесной Славы. Это было настолько величественно, что Петр, Иаков и Иоанн, услышав к тому же голос с небес, упали ниц на землю. От лица Бога всегда исходит такой СВЕТ, что человеку невозможно смотреть на Него, не повредив своего зрения. Так, например, Моисей, беседуя с Всевышним на горе Синай, был вынужден спрятаться в расселину скалы при прохождении мимо него Славы Господней (Исх.33,20-23). Но, когда Моисей возвратился к народу своему, то оказалось, что и его лицо стало сиять лучами света, потому что сам Бог беседовал с ним (Исх. 34,29).

Почему же Христос показал Себя Преображенным, в величии Славы Своей только 3-м ученикам? Ведь народ Израиля, да и не только они, так долго ждал прихода обещанного Мессии, связывая с этим свои надежды с возможностью освобождения от различных захватчиков: египтян, халдеев,ассирийцев, римлян и многих других. Иудеи искали себе справедливого Судью, доблестного, удачливого военачальника, доброго и щедрого Царя, а тут появился некто, призывающий прощать и даже «возлюбить» врагов своих!?

Иисус не хотел делать из Своего Преображения зрелища, шоу не только для всего народа, но даже для ВСЕХ Своих учеников. Его слава должна была быть предъявлена людям не напрямую, а через свидетелей и только если число их соответствовало Закону. Свидетели же должны были предать гласности свои показания лишь после Его смерти и Воскресения. Поэтому всё происходило без излишнего шума, тайно. И, как полная противоположность этому, суд Пилата и Ирода с его лжесвидетелями и фальсификацией обвинения, осмеяние, Унижение Иисуса Христа, казнь Сына Божьего происходят публично, на глазах всего народа! Наверное, поэтому и все чудеса милости Господней даются нам скрытно, в глубинах души и сердца. Зато преследуемы, унижены, оскорблены, презираемы, осмеяны - мы бываем публично! Через свидетельство трёх учеников мы узнаём о Преображении Иисуса, об изменении лица Его в «солнцеподобный лик», а Его одежд в одежды света. Эти необыкновенные изменения в присутствии свидетелей, должны были явить как Петру, Иакову и Иоанну, так и всем нам, как же собственно, выглядит Сын Божий на самом деле, в Своём Божественном образе, И показано всё это было для того, чтобы мы тем более могли чувствовать и понимать смысл жизни Иисуса в Его человеческом образе, в облике раба, чтобы мы познали и признали Его миссию примирения нас, грешников, с Собой и Отцом Небесным!

Братья и Сестры.

То, что мы сегодня услышали в Слове Божьем из текста для проповеди, более понятным становится, если прочитать несколько предыдущих стихов. Двенадцатая глава Евангелия от Иоанна, откуда взят данный отрывок, рассказывает о времени триумфального въезда Иисуса в Иерусалим и о последнем посещении Им Храма. Что же это был за период времени в жизни Иисуса?

Конечно, простые люди восторженно встретили Его. Они встречали Его как Царя Иудеи и Израиля, который мудро и справедливо будет править городом и страной и щедро одаривать Свой народ. Они встречали Его как Мессию, сына Давидова, приход Которого уже давно был предсказан пророками. «Осанна, Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне» (Мф. 21,9) – раздавались громкие, ликующие крики толпы. Под ноги ослу, на котором передвигался Иисус, летели ветви пальм и олив, народ подстилал свои одежды на дорогу, по которой двигался Иисус. Народ ликовал! Но, среди собравшихся встречать Его, были и иные люди (первосвященники, члены синедриона, начальствующие, учителя Закона), которые не были рады приходу Избавителя. Ведь учение Иисуса в корне подрывало их авторитет, а так же указывало на неправедно нажитое ими благосостояние….. Их сердца наполнялись злобой, что вызывало радость Сатаны! В тоже время многие люди, приехавшие из дальних стран, стремились познакомиться с Иисусом. Среди них были и паломники из Греции. Возможно, это были «иудеи из рассеяния», а может это были язычники-прозелиты (т.е. собственно греки)…. Они просили учеников, чтобы те провели их к Учителю! Люди из далеких стран преклонились перед Ним! А Его собственный народ, родной по - крови, иудеи, всё ещё сомневается: «как же ты говоришь, что должно быть вознесену Сыну Человеческому? Как Ты говоришь о Своей смерти? Ведь Христос, Мессия, как и Бог Саваоф, Сам Иегова, пребывает вовек! Мы это достоверно знаем! Так гласит Закон! Тогда скажи, Кто же Этот Сын Человеческий?». Только что восторженно приветствовавшие въезд Иисуса в Иерусалим люди, под влиянием агитации первосвященников, находятся в растерянности и смятении мыслей….. Как же слабы люди! Они сами себя загоняют во тьму незнания истины и неверия, надев на глаза ограничивающие зрение «шоры» слепого подчинения статьям Закона. Но Иисус – светоч мира – даёт вновь им шанс обрести путь и надежду: «ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет!» (Ин. 12,35).

Братья и Сестры!

Это указание и нам: ходите в свете, чтобы и вас не объяла тьма! Ходите в свете нашего Спасителя, держитесь Его верного и простого учения. Не отступайте перед испытаниями и трудностями. Ведь отказывающиеся от света и предпочитающие оставаться в темноте не знают куда идут или куда их могут повести! Иисус говорит: «веруйте в свет, да будете сынами (детьми) света!». Сегодня, когда мы отмечаем по нашему церковному календарю последнее воскресенье после Богоявления, мы должны вновь задуматься: «А почему Иисус, после Своего преображения на горе

Фавор, запретил говорить об этом своим ученикам»? «Никому не сказывайте о сем видении, доколе сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Мф. 17,9). К чему такая скрытность? Ведь время предосторожностей уже кончилось. Иисус совершает Своё открытое, земное служение. За временем Богоявления начинается время приближения Иисуса (и нас) к дням страданий, суда, страстей, казни и воскресения. И Иисус вынужден был вынести на обсуждение вопрос: «Кто Этот Сын Человеческий?». Ведь до этого Он в Своих речах всегда говорил о «Сыне Человеческом» только в третьем лице? Чтобы случилось, если бы Он вдруг сказал коротко и ясно: «Это Я!»? Ведь Он уже говорил людям: «Когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это – Я» (Ин. 8,28).

Но что из этой речи поняли и осознали окружающие? «Вознести» в смысле повесить? Этого они никогда не сделают с Сыном Человеческим. ОНИ? – НЕТ!

«Вознести» в смысле «восхвалить, возвеличить»? Да, они это сделают, но тогда, кода Сын Человеческий наконец явится им в Славе Своей! «Вознести» в смысле «поднять из праха мира и греха»? Нет, это им не под силу. Это полномочия и возможности Бога! Людям, окружавшим Иисуса, нечего было ответить Ему…. Они запутались в собственных рассуждениях и мыслях. Иисус же не пытался уклониться от того, чтобы открыть им тайны Царства Божия, открыть Себя…. Но ещё не пришло время всеобщего признания и прославления нашего Спасителя. И хотя Бог –Отец голосом с небес дважды открыто и недвусмысленно признаёт Иисуса Своим Сыном - людям нелегко соотнести такое свидетельство к Тому, Кого они знали, как сына плотника Иосифа и Марии из Назарета. В первый раз такое свидетельство произошло при Крещении на Иордане. Голос провозгласил: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволенье!» (Мк. 1,11; Мф. 3,17; Лк. 3,22). Так Бог-Отец напоминает Иисусу: КТО Он есть! Во второй раз, на горе Фавор, Голос слышат и трое учеников: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение: Его слушайте!» (Мф. 17,5; Мк. 9,7; Лк. 9,35). И это совсем не значит, что Иисус только с этих моментов был усыновлён или после этих слов был вознесён на Трон. Этими словами было открыто всем – Кто есть этот Сын Человеческий! И именно Он есть истинный Свет. Иисус Христос – Свет изгоняющий всю тьму, которая пытается поглотить человечество. Никогда тьма не изгоняла свет. СВЕТ всегда освещал все уголки нашей жизни и души, разгонял и изгонял тьму. Теперь и мы по поручению Иисуса должны стать светом, великим светом, настоящим источником освещения грешного и греховного мира.

Дорогие Братья и Сестры.

Возможно, что слова Иисуса: «Доколе свет с вами, веруйте в свет!», были слишком требовательными. Ведь для того, чтобы соответствовать им, людям надо измениться. Но кто хочет этого? Кто по своей воле захочет выйти из своего маленького, налаженного, тёплого мирка и подставить себя под холодный ветер внешнего мира? Ничего не боится человек больше, чем перемен.

Но ведь нет ничего более важного, чем произвести в себе такие изменения, чтобы стать детьми света! Измениться, чтобы нести свет не только для глаз, но и для душ. Измениться, преобразиться, чтобы осуществлять дела любви. Ведь «дела любви являются проповедью, которую понимает каждый» - как говорил пастор Эрнст Якоб Христоффель (1876 – 1955гг), который вёл миссионерскую работу в Персии (Иране) и Ираке и за это время сам стал настоящим отцом для слепых сирот, увечных и глухих.

Возлюбленные в Господе,

В своём желании стать истинными сынами Света, устремим свои взоры на Господа нашего Иисуса Христа, на Него одного! Иисус же всегда будет с нами! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Гарри Азикова 20.01.13




Другие проповеди по этому же поводу:

06 Февраля 2022 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2019 - 5-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
05 Февраля 2017 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
25 Января 2015 - Слава Божия - Преображение Господа Иисуса. Проповедь на день Последнего Воскресенья после Богоявления – EPIPHANIA (Пастор  Г. Азиков)
09 Февраля 2014 - Последнее воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
29 Января 2012 - Последнее Воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)