МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Ноября 2013 года

Drittletzter Sonntag


Лк.11, 14-23

Однажды изгнал Иисус беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою Веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою Веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападёт на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Во время Второй мировой войны ряд стран, например Швеция и Швейцария, заявили о своём нейтралитете, т.е. о полном неучастии в происходящих событиях. Они всё видели, но ни во что не вмешивались. Т.е., можно сказать, что они как бы ничего не замечали. Нейтралитет может соблюдать не только страна – это может делать и любой человек. Принцип тот же самый. Ты присутствуешь при неких событиях, в которых мог бы принять участие, но занимаешь позицию стороннего наблюдателя. Позиция, безусловно, удобная, но не всегда выгодная, т.к. конфликтующие стороны могут объединиться против тебя по так называемому «принципу третьего». Ибо ничто так не соединяет и не примиряет, как общий противник. В любом случае в этом мире нейтралитет возможен на самом различном уровне. Но то, что применимо к людям, далеко не всегда может быть применено к Богу. В том числе и понятие нейтралитета. По отношению к Богу нельзя занять нейтральную позицию. Можно быть либо с Ним, либо против Него. Об этом напоминают нам услышанные сегодня слова Иисуса: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.».

Это предупреждение как никогда актуально именно в наше время – время активно насаждаемой толерантности – в том числе и по отношению к другим религиям. Как вы знаете, в сентябре я был в Венгрии на церковной конференции. В числе прочих участников там был некий пастор из Германии, который, в рамках обсуждения современных проблем, сказал примерно следующее: в нашем районе живёт много мусульман и это очень хорошо, потому что они могут учиться у нас, а мы можем учиться у них. Из этого следует, что ислам содержит некую истину, которой не хватает Христианской Церкви, и которой христиане должны учиться. Отсюда можно сделать вполне логичный вывод о том, что христианство не полно, что оно ущербно, и что можно находиться в прекрасных отношениях с Богом помимо Христа, исповедуя какую-то другую религию. Таким образом, мой немецкий коллега, хотел он того или нет, декларировал своего рода равенство между христианством и исламом. Что ж, ничего нового он не сказал, потому что такого рода мысли сейчас в моде. Более того, они активно насаждаются. Но Христос ясно говорит, что Он есть Путь, и Истина, и Жизнь, и никто не приходит к Отцу кроме как через Него. А это значит, что вне Христа нет ни пути, ни истины, ни жизни. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Если ты ищешь истину не у Христа, то тем самым начинаешь противостоять Ему, действовать против Него. Мы имеем большую степень свободы. Мы можем обустраивать своё бытие совершенно различным образом, в рамках самых разных политических и экономических моделей, но в любом случае, в любой системе, если мы уходим от Христа, то оказываемся в руках дьявола. И никакой иной альтернативы нет. Если мы уходим от Христа, если собираем не с Ним, то все наши системы оказываются извращёнными и вместо служения во благо ведут лишь к умножению зла. Если же система хочет действовать во благо, то её отправной точкой, её основой может быть только Иисус. Там же, где основа иная, ничего хорошего не получается. Большевики провозгласили своей линией воинствующее безбожие и в результате создали общество, подобное ребёнку, заблудившемуся во тьме. В Европе безбожие распространялось мирным путём, в результате чего создалось общество, ориентированное исключительно на материальные ценности. В Советской России личность не значила ничего – в центре встало государство. В Европе наоборот, в центр всего поставили человека и его права. Результат, как ни странно, оказался одним и тем же – утрата христианских ценностей и ориентиров привела к тому, что коренное население с каждым годом сокращается, постепенно замещаясь инородцами. Сие неудивительно, потому что нельзя идти против Бога и полагать, что в этом противостоянии можно создать что-то хорошее. Иллюзию хорошего создать можно, но действительно хорошее – нет.

Государство состоит из людей. Противостояние Богу на государственном уровне начинается с личного противостояния. Поэтому так важно для каждого из нас постоянно спрашивать себя: я со Христом или я против Него? А для того, чтобы этот вопрос не оставался без ответа, нам дано Св.Писание, с которым мы призваны постоянно сверяться. Искушений очень много, они приходят постоянно, причём самые страшные среди них, это отнюдь не те, которые побуждают к каким-то явным грехам. Такие могут быть быстро распознаны. Намного опаснее искушения, побуждающие к мелким компромиссам. Что означает компромисс? Незначительное отступление от Божьей воли. Незначительное, потому что совершенно незаметное, от которого никому вроде бы не становится хуже. На самом деле становится и ещё как. Незначительные грехи настолько незаметны, что потом ты не можешь их ни вспомнить, ни исповедать. И потому содержащаяся в них отрава продолжает действовать. Совершенно неважно, какое отступление ты совершил, потому что любое отступление есть нарушение верности и отход от Источника жизни. А если ты нарушил верность Богу, то ты уже не с Ним. А если ты не с Ним, то значит, ты против Него. Я встречал множество людей, которые вроде бы и не отрицали бытия Божия, но не имели никакого желания вникать в Его Слово и сообразовывать с ним свою жизнь. Думаю, что и вам такие встречались в изобилии. Кажется, что между ними и воинствующими богоборцами огромная разница. И, наверное, для нас это действительно именно так. Но только для нас, а не для Бога, Который говорит ясно и однозначно: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Есть жизнь, и есть смерть. Бог есть источник и податель жизни, поэтому противостоящий Богу неминуемо идёт к смерти. Именно поэтому нет и не может быть никакого нейтралитета, потому что нет никакого иного состояния кроме жизни и смерти.

Не так просто заниматься постоянным самоконтролем, но ведь Христос и не обещал Своим ученикам лёгкой жизни. А кроме того, никакая победа не даётся без усилий по её достижению. Ещё Апостол Павел писал о спортсменах, постоянно тренирующихся, чтобы иметь форму, позволяющую достичь победы – этих спортсменов он приводил в качестве примера для христиан, действительно желающих достичь спасения. Кто был со Христом на земле, будет с Ним и в небесах, но на земле надо действительно быть, а не казаться пребывающим. Внешнее благочестие тут не имеет никакого значения. Важно не то, что снаружи, а то, что внутри. Внешние действия должны быть выражением веры, а не равнодушным исполнением обрядов по необходимости, потому что в таком исполнении нет ни малейшего смысла: оно ничего не даст.

Церковный год близится к концу, а вскоре наступит и конец гражданского года. И в том и в другом случае, конец года должен быть в первую очередь не поводом для празднования, но поводом для взгляда назад, поводом для оценки сделанного за истекшее время. Конец года - это повод для осмысления самого главного: был ли ты со Христом и не получилось ли так, что в какой-то момент ты оказался на стороне Его противников? И если окажется, что по недомыслию такое произошло, нужно не упорствовать в гибельном заблуждении, но через покаяние вернуться к Истине и Жизни. Христос благ. Он никогда не закрывает дверь перед кающимся грешником. Он даёт возможность быть с Ним, и эта возможность – наш единственный шанс на жизнь, потому что вне Христа нет ни жизни, ни истины, ни пути. Нейтралитет же по отношению к Нему невозможен, ибо так говорит Господь: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

12 Ноября 2023 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
06 Ноября 2022 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
07 Ноября 2021 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
08 Ноября 2020 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2019 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
11 Ноября 2018 - 3-е Воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
12 Ноября 2017 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2016 - Третье воскресенье от конца церковного года (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2015 - Будем и дальше едины во Христе. Проповедь на З-е воскресенье от конца Церковного года. (Пастор  Г. Азиков)
09 Ноября 2014 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
09 Ноября 2008 - Третье воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)