МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Июня 2008 года

4 воскресенье после Дня Святой Троицы


Римл.12, 17-21

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.

В 24-ой главе Третьей Книги Моисеевой Левит, есть такие слова: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.». Это повеление в полной мере соответствует одному из естественных желаний человека – вернуть причинённое зло причинившему, т.е. отомстить. Жажда мести, как и все побуждения, направленные на разрушение, заключает в себе великую силу, способную годами воодушевлять своего носителя. Более того. Жажда мести может воодушевлять людей на протяжении поколений, чему свидетельством так называемая «вендетта», уносящая жизни в течение десятилетий. Что же даёт месть? Чувство глубокого морального удовлетворения, ощущение восстановленной справедливости. Вдохновляясь этим чувством, люди мстили друг другу во времена Моисея, и до этого времени и после него. Занимаются они этим и сейчас. В том числе совершают такие действия (или по крайней мере заявляют о желании совершить таковые) и члены Церкви. Как уже было сказано, сии желания вполне естественны и подавляющее большинство никогда не осудит за их наличие. Однако, если при решении вопроса мстить кому-либо или нет все голоса единодушно будут «за», один голос всегда будет «против». Это голос Христа, который НЕ желает, чтобы Его верные имели такие чувства. Он НЕ желает, чтобы понятие мести существовало в обиходе Его последователей и учеников. Поэтому Он противопоставляет мести примирение, которое должно совершаться как можно быстрее. «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» - именно такое наставление Он дал людям, последовавшим за Ним. О том же самом говорят нам и Апостолы, в т.ч. св.Павел, написавший: «Никому не воздавайте злом за зло … Не мстите за себя…». Эти слова, выражающие волю Господа, показывают, насколько всё-таки непросто соответствовать христианскому призванию. Ведь для этого нужно самым решительным образом идти против общепринятых нормативов, устоявшихся воззрений. Впрочем, это далеко не самое тяжкое. Намного сложнее идти против себя самого, против своей собственной натуры, жаждущей не мира, но крови. Противостояние воли Христа и своей собственной натуры побуждает спросить: а так ли уж надо идти против самого себя и общепринятых норм? А если надо, то почему? И вообще, какие основания у меня следовать воле Божией, если подавляющее большинство ей не следует?

В каком случае месть действительно имела бы смысл? В том, если бы исправляла причинённое тем или иным образом зло, целиком и полностью ликвидировала бы его последствия. Но она не в состоянии этого сделать. Месть не восстанавливает справедливость, ибо зло уже совершено и уже принесло плоды. Более того – сама месть не является благим деянием, потому что благодаря ей количество зла в мире не уменьшается, а увеличивается. Требуя око за око и зуб за зуб, ты делаешь абсолютно то же самое, как и тот, против кого направлены твои устремления. А увеличение зла неугодно Богу, т.к. зло противоречит Его сущности. Следовательно, под каким бы предлогом не творилось зло, при этом происходит нарушение воли Божией, т.е. совершается грех. Кроме этого, творящий зло в ответ на зло создаёт все предпосылки для того, чтобы зло продолжало твориться и дальше. Взаимодействующие люди, взаимно одержимые недобрыми чувствами, уподобляются сцепленным шестерёнкам, которые будут цеплять друг друга и в силу этого продолжать вращение, умножая страдания. Но если поступать так, как говорит Апостол, то всё меняется. «Никому не воздавайте злом за зло…». Если сцепленные шестерёнки развести, то движение прекратится. В своё время организация, называемая «Служение Лютеранского часа», развязала кампанию против нашей Церкви, поливая грязью и всю Церковь в целом, и епископа, и пасторов. Можно было бы вступить в полемику и открыть ответную кампанию – тем более, что поводов для обвинений было бы предостаточно. Но мы приняли решение молчать и не отвечать вообще ничего. И что же? Через какое-то время нашим противникам надоело кричать в пустоту, и они замолчали.

Апостол пишет: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Если мы действительно следуем апостольскому слову, слову Самого Христа, то выступающим против нас должны предложить мир, изъявить искреннюю готовность пребывать в нём. Если кто-то отвергнет этот мир, то, как пишет апостол, тем самым он соберёт себе на голову горящие уголья и Господь взыщет с него за совершённое им.

Поступать таким образом достаточно непросто, ибо окружающая среда своими враждебными действиями постоянно провоцирует на ответные вспышки. Но полагаю, нам будет намного проще не поддаваться на эти провокации, если мы будем помнить, что всё это ни что иное, как дьявольское искушение. И относится к нему надо соответственно. Если мы не поддаёмся ему, если поступаем по Апостольскому назиданию, то тем самым не только отвергаем сатану, но и выражаем доверие Богу, доверие Его Слову, которое свидетельствует нам о том, что в свой час Господь Сам совершит Суд Справедливости. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Человек не в состоянии восстановить справедливость, ибо не может аннулировать совершённое зло. Бог это сделать может. Поэтому не будем присваивать себе Божественные полномочия, но доверим восстановление справедливости Тому единственному, Кто действительно может её восстановить.

Однако из всего вышесказанного не следует делать вывод, что христианин – это безгласная овца, позволяющая творить с собою всё что угодно, лёгкая добыча для хищников. Мы имеем право давать отпор посягательствам и должны уметь это делать. Только давать отпор надо так, чтобы не опускаться на вражеский уровень, ибо пресечь не означает стать таким же. Апостол говорит: «Не будь побеждён злом…». Тот, кто уподобляется своему противнику, становится ничем не лучше его. Существует легенда о драконе, сторожившем великое сокровище. Периодически находился герой, шедший войной против дракона ради благородной цели раздать сокровище неимущим. Обычно, затея удавалась, но, став обладателем богатства, герой попадал под его воздействие, начинал относиться к нему так же, как дракон, и в результате сам превращался в дракона.

Быть христианином совсем не просто, ибо христианское призвание – это духовный подвиг. Однако, несмотря на все сложности, быть христианином вполне возможно. Для этого в числе прочего требуется не пассивно плыть по воле течений, несущих тебя то в одну, то в другую сторону, но всегда и во всём соотносить свои намерения с волей Господней. Христианин никогда не должен действовать под влиянием мгновенных эмоциональных вспышек, ибо таковые часто побуждают делать то, что в нормальном состоянии ты никогда бы не сделал. Дьявол активно пользуется такими состояниями, чтобы толкнуть нас на грех. Поэтому, сколь бы сильным ни было побуждение на ответное действие (особливо если это намерение вызвано провокацией), не следует действовать под влиянием мгновенного порыва. Соотнести своё намерение с волей Христа – вот что требуется. И если намерение находится в противоречии с нею, не стоит его реализовывать. Мы – свидетели Христовы. Благодаря нам люди должны обращаться к вере, возрастать духовно, стремиться к лучшему. Поэтому исполним то, что говорит нам Апостол: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. … Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Июля 2009 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)