МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Июня 2019 года

Пятидесятница


Дорогие братья и сестры,
Святой Дух – наверное, самая загадочная из Личностей Святой Троицы. О Нем в Писании сказано не так много, как о Боге Отце или о Боге Сыне. И чаще всего говорится не столько о том, что Святой Дух есть, т.е. что Святой Дух Собой представляет, столько о том, что Святой Дух делает, как Он действует и какова Его Роль в деле нашего спасения и освящения.

Но даже из этих характеристик действий Святого Духа мы можем извлечь очень много важного и ценного. Например, о Духе Святом сказано, что Он говорит – так, он повелевает апостолу Филиппу пойти рядом с колесницей, на которой едет евнух-эфиоп, читающий книгу Исайи (Деян 8:29). А апостолу Петру, как мы сегодня услышали, Он дает указание идти с людьми, пришедшими от Корнилия, нисколько не сомневаясь (Деян 10:19-20).

Духа Святого, как свидетельствуют нам Послание к Ефесянам и Послание к Евреям, можно оскорбить (Еф. 4:30, Евр. 10:29). А хула на Святого Духа – грех, который напрямую связан с отрицанием Божественности Христа - как говорит нам Сам Христос, это единственный грех, который не может быть прощен (Мк 3:28-30). Мало того, солгать Святому Духу – это то же самое, что солгать Самому Богу – вспомним историю обманщика Анании и его жены Сапфиры, данную в той же Книге Деяний (Деян 5:4).

Дух Святой, как обещает Христос своим ученикам, научит их всему и напомнит им все, что Христос говорил им (Ин 14:26). Кроме того, Дух Святой действует в верующих, наделяя их особыми дарами и распределяя эти дары так, как Ему угодно (буквально – «так, как Он хочет»), как свидетельствует об этом Апостол Павел (1 Кор 12:11). Святой Дух подкрепляет верующих и ходатайствует за них (Рим 8:26-27).

И, наконец, главное, что делает Святой Дух – главное его, выражаясь богословским языком, служение – он свидетельствует об Иисусе Христе. И через это свидетельство о Христе Дух Святой просвещает (Еф 1:17-18), освящает (Гал 5:16-18) и преображает (2 Кор 3:18, Гал 5:22-23) верующих.

Ну вот, это была специально для Вас небольшая вступительная лекция по догматическому богословию. А теперь давайте поразмышляем над тем, почему все это важно знать.

На мой взгляд, прежде всего это важно знать потому, что все вышеперечисленное – говорить, наставлять, свидетельствовать о Христе, обличать лжецов, поддерживать и укреплять верующих, ходатайствовать за них – так вот, все это свойства именно личности.

И самое главное, что можно и нужно усвоить из этого небольшого догматического экскурса: Святой Дух это именно Божественная Личность – одно из Лиц Святой Троицы. И Эта Личность (опять же, выражаясь богословским языком) единосущна другим двум лицам Святой Троицы – Отцу и Сыну. Но это именно Личность, а не некая безличная сила или энергия.

А вот почему для нас так важен тот факт, что Дух Святой это именно Личность?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если внимательнее посмотрим на тот отрывок из Книги Деяний, который мы сегодня услышали. Мне кажется, это без преувеличения важнейший эпизод, посвященный одной из ключевых тем в книге Деяний Апостолов. А тема эта: взаимоотношения христиан из иудеев и христиан, обращенных из язычников. А отношения эти были непростыми. Как, впрочем, и до Первого Пришествия Христа непростыми были взаимоотношения иудеев со всеми окружавшими их народами.

Книга Деяний вполне ясно дает нам понять, что даже после Первого Пришествия Христа (чья Спасительная Весть обращена ко всем народам Земли) многие из его учеников все же уверены, что для язычников, т.е. для тех, кто не принадлежит к иудейскому народу, к генетическим потомкам Авраама, путь к Богу лежит через Ветхозаветный Закон. Через соблюдение всех Заповедей, данных в Пятикнижии, а также многочисленных мелких предписаний, с ними связанных. Другими словами, по логике таких людей чтобы стать христианином, человек сначала должен был стать иудеем.

Но, вот незадача: полноценным иудеем такой человек стать все равно никогда не смог бы. Потому, что если внимательно почитать Ветхий Завет и особенно Пятикнижие – то увидишь, что все благословения, упоминаемые в Ветхом Завете (как награда за соблюдение Закона) адресованы скорее генетическим потомкам Авраама, чем людям из всех прочих народов. А это означает, что если ты – т.н. прозелит, обращенный из других народов – для кровных иудеев ты никогда не станешь в полном смысле слова своим.

Вот именно к таким прозелитам (или, может быть, даже полу-прозелитам), судя по всему, и относился тот самый сотник Корнилий – человек благочестивый и богобоязненный. Евангелист Лука, описывая Корнилия, дает нам несколько очень интересных деталей. Во-первых, Корнилий был сотником Италийского полка – в таких италийских полках, как правило, служили именно римляне – чистокровные уроженцы Италии. Но вместе с тем, Корнилий принадлежал к «боящимся Бога». Таким термином в те времена иудеи описывали именно прозелитов – людей, обратившихся из других народов, которые находились на том или ином этапе окончательного перехода в иудаизм.

И вот в каком положении находится Корнилий: он уже не язычник, но он и не «полноценный» иудей. Среди язычников он уже практически чужак, предавший отеческих богов. Но и среди иудеев он никогда не сможет стать действительно своим - не будучи по крови потомком Авраама.

И вот, именно к такому человеку Сам Бог посылает апостола Петра: для миссии, для проповеди и для крещения. И (еще одна немаловажная деталь!) повеление отправиться к Корнилию Бог сопровождает очень интересным видением. В этом видении Сам Бог предлагает Петру отведать нечистых животных. А для иудея чтящего Божий Закон это нечто совершенно немыслимое! И это видение оканчивается такими Словами от Бога: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10:15).

И в контексте своей задачи Петр ясно понимает, в чем смысл такого видения и этих слов Бога. Поэтому придя к Корнилию и его родне, Петр говорит: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (…) Истинно познаю, что Бог нелицеприятен (т.е., что Бог беспристрастен, Бог не смотрит на лица), но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10:28, 34-35).

Мысль Петра в его проповеди предельно ясна: с приходом Иисуса Христа уничтожены все прежние барьеры, разделявшие народы. Потому что Христос пришел ко всему человечеству, пришел искупить людей из всех народов, всех рас, языков и племен. И именно об этом Петр проповедует Корнилию и его семье:
«[Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех (т.е. букв. – Господин всех людей, людей из всех народов). Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мёртвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян 10:36-43).

Христос – говорит Петр - пришел не только к иудеям, но ко всему человечеству. И взойдя на крест и претерпев Распятие Христос принял на себя грехи всех людей, к каким бы народам и племенам они не относились.
И вот, в тот момент когда Петр говорит такую проповедь, происходит удивительное сверхъестественное событие. Как вполне реальное, так сказать, опытное подтверждение слов Петра:
«Когда Петр ещё продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян 10:44-45).

Они слышали их «говорящих языками и величающих Бога». Это то же самое, что было с учениками Христа и самим Петром в день Пятидесятницы - сверхъестественное знамение! Апостолы в тот день начали говорить иными языками – к удивлению многочисленных паломников, пришедших в Иерусалим из разных стран. И все эти паломники слышали, как апостолы проповедовали им о Боге на их наречиях – т.е. фактически на иностранных языках, которых сами апостолы никогда не учили (Деян 2:1-38). Это сверхъестественное событие было моментом рождения Христианской Церкви. Но одновременно это и символ того, что отныне Сам Бог устраняет преграды между народами и племенами, что Сам Бог хочет привлечь к Себе и, в конечном итоге, спасти через Иисуса Христа людей из всех народов и всех племен. Таково было чудо Пятидесятницы.

И вот Петр и пришедшие с ним христиане из иудеев становятся свидетелями того, как язычники, иноплеменники, получают такой же дар, как и Петр и прочие Апостолы в День Пятидесятницы. И у христиан из иудеев это вызывает немалое удивление: «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян 10:45-46).

Как же так? – думают они – Те же дары, те же знамения, та же Божья Сила – язычникам, иноплеменникам? Вот, просто так? Без перехода в иудаизм, без наставления в Законе, без предваряющих обрядов? Без обрезания, наконец? Да, именно. Просто так. Без переходов, без обрядов. Без обрезания. Почему? Потому, что в данном случае, как и в день Пятидесятницы, Сам Бог ломает барьеры между людьми!

И Петр это прекрасно понимает. Потому что помнит обращенные к нему слова: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Тем, кому Сам Бог даровал Своего Святого Духа - будь они хоть трижды иноплеменники – нельзя отказывать в праве стать членами Нового Божьего Народа – Христианской Церкви: «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян 10:47-48).

Итак, Сам Господь разрушает все преграды между христианами из иудеев и христианами из язычников. И это, как мы видим, сильно удивляет христиан из иудеев. Возможно они, даже будучи христианами, как и многие из их соотечественников верили, что Богу милы и угодны только иудеи. Возможно, они, как и многие из их соплеменников, пытались как бы «монополизировать» Бога. Т.е. ограничить сферу действий Бога, сферу Его Благословений только чистокровными потомками Авраама.

Однако, именно участие Духа Святого в этом эпизоде показывает, что любые попытки «монополизировать» Бога, равно как и любые попытки «монополизировать» (т.е. как бы подчинить себе) Его Святого Духа – заведомо обречены на провал. Почему?

Потому, что, как мы с Вами убедились ранее, Дух Святой - это именно Личность, а не некая безличная сила. Личность тем и отличается от безличной силы, что Личность способна решать и действовать Сама. Безличная сила на такое не способна. И уж тем более, с безличной силой нет и не может быть никаких личных отношений.

Приведу Вам такую грубую аналогию: мне не обязательно любить компанию «Мосэнергосбыт», чтобы она поставляла мне электричество. Мне достаточно соблюдать условия, на которых мне это электричество будут поставлять. И уж тем более электричество, которое поставляет мне компания «Мосэнергосбыт» не может вдруг принять сознательное решение перестать идти по проводам, которые проложены у меня в доме.

Но не так действует Святой Дух. Потому что, подчеркнем еще раз: Святой Дух – это не некая безличная сила или безличная энергия (как напр. прана в индуизме или ци у китайцев). Это не что-то, чем ты можешь «накачаться», применяя те или иные психофизические техники, будь то мантры, йога, медитация, гимнастика или что-то еще. Это не что-то, что тебе подчиняется или что ты можешь контролировать. Потому, что Божественная Личность Сама ставит условия, а не подчиняется условиям людей. А Святой Дух это именно Божественная Личность.

Вот и христиане из иудеев пришедшие с Петром думали, что Божьи благословения и дары предусмотрены только для иудеев (ну, в крайнем случае, для прозелитов – так сказать, «недо-иудеев») но уж никак не для представителей других народов. Но тут сам Бог Своим Святым Духом ломает их стереотипы. Как сейчас говорят, «рвет им шаблоны».

В тот момент, когда Петр проповедует о Христе, в сердцах Корнилия и его домашних рождается вера во Христа. И видимым знамением этой веры являются дары Святого Духа, которые Сам Бог им дарует. И это именно милостивый дар, а не результат их усилий.

Теперь зададим такой вопрос: а почему это важно для нас сегодня, когда мы отмечаем день Пятидесятницы, когда мы отмечаем Сошествие Святого Духа и дарование Его Церкви Христовой? Да потому, что попытки монополизировать Бога, равно как и попытки монополизировать Святого Духа – к сожалению, характерны и для некоторых христиан.

Только в былые времена, в случае с иудеями, «перегородки» проходили по линиям народов и племен. Все было четко и просто: есть «мы» и «они». «Мы – иудеи, они – язычники. Ну, а между нами прозелиты – так, ни рыба, ни мясо. И не может Бог им, язычникам и прозелитам, просто так даровать свои благословения!».

А вот сейчас перегородки пытаются возводить по линиям христианских исповеданий и деноминаций. Причем возводят эти перегородки как представители очень древних церквей, так и представители тех церквей, которые появились сравнительно недавно.

Но во всех этих случаях логика такая же, какая была у иудеев начала нашей эры: «только у нас есть Святой Дух» (ну или: «только в нашей церкви есть благодать Святого Духа. Только к нам благоволит Господь. А этих, других, для Него не существует – у них церковь «безблагодатная». Ну, или как вариант: «у нас церковь – живая, а вот у них – мертвая».

Но давайте вернемся к важнейшему выводу, к которому мы пришли ранее: Святой Дух – это Божественная Личность. Личность, которая Сама действует и Сама ставит условия. Личность, которая способна сломать все перегородки – будь это перегородки между народами или между христианскими исповеданиями.

Как сказал Сам Спаситель: «Дух дышит где хочет» (Ин 3:8). Вот именно, где хочет! А не там, где мы, грешные люди, ему прикажем.

И раз уж на то пошло: «Никто не может назвать Христа Господом кроме как Духом Святым» (1 Кор 12:3). А такие люди, которые называют Христа Господом – не собраны какой-то одной конкретной христианской деноминации. Они есть во всех деноминациях и всех исповеданиях.

Однако, прошу понять меня правильно. Не следует думать, что Святой Дух – это некая «анархическая», неуправляемая Личность Святой Троицы. Такая Личность, которая творит вообще все, что хочет. Святой Дух – это Личность, которая самостоятельно действует, будучи при этом Едина с другими Лицами Святой Троицы. А значит, любое действие Духа есть так же действие и Отца и Сына. Не случайно говорится о том, что Дух исходит от Отца, но изливается на верующих Богом Сыном (Тит 3:3) – потому в Писании его и называют «Дух Христов» (Рим 8:9). Так вот, в Писании сказано, что Святой Дух это Божественная Личность, которая осуществляет вполне конкретные задачи, если хотите – несет Свое особое Служение. А главная цель этого служения – пробуждать и укреплять в людях веру в Иисуса Христа.

Вот именно таким образом Святой Дух излился на Корнилия и его семью. Но, сами понимаете, Корнилием и его родными действие Святого Духа не ограничивается. Святой Дух действует до сих пор. Рождая и укрепляя в христианах веру, наставляя их на Истину, ведя их к спасению. Как метко пишет об этом Апостол Павел: «Мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим 8:15-16).

Но при этом Святой Дух действует именно как Личность, а не как некая безличная сила, действие которой можно чем-то ограничить или как-то монополизировать, как-то присвоить себе. И то, что произошло с Корнилием и его семьей - вопреки ожиданиям спутников Петра – христиан из иудеев – наглядное тому подтверждение.

Дух Дышит где хочет – а значит, дышит Он прежде всего там, где Бог хочет привести своих верных к Спасению, к каким бы народам или племенам, а также к каким бы христианским деноминациям эти верные не относились. И в День Пятидесятницы, который мы отмечаем сегодня, нужно, прежде всего, вспомнить о том, какую Роль играет Святой Дух в сообществе Божьих Верных – Христовой Церкви. Что людей из разных народов и племен Дух Святой ведет к Спасению, часто ломая все возможные стереотипы и сокрушая все возможные барьеры между ними:
«Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян 10:47-48). Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 09.06.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

05 Июня 2022 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
23 Мая 2021 - День Сошествия Святого Духа (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2020 - Сошествие Святого Духа (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2018 - Сошествие Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
04 Июня 2017 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
15 Мая 2016 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2015 - День Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2014 - ПРИДИ К НАМ, ДУХ ЖИЗНИ! Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
19 Мая 2013 - Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2012 - Проповедь на день Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
12 Июня 2011 - На день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2010 - Проповедь в четверг после Пятидесятницы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)