МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Июня 2020 года

Торжество Пресвятой Троицы


Ин.3, 1-15
1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Сегодня мы празднуем День Св.Троицы, в который обращаемся к тайне Божественного Триединства. В этот день очень трудно проповедовать, потому что всегда трудно, а то и невозможно говорить о том, чего не просто не понимаешь, но и в принципе никогда не поймёшь. Почему же в таком случае верные говорят о Триединстве? Потому что Бог открыл нам сам факт такового. Но ничего сверх того Он нам не открывал. Не потому, что считает нас недостойными, а потому что сущности, принадлежащие к совершенно другой реальности, выше нашего понимания. Бог – не человек. Он обладает иной природой, не имеющей аналогов в видимом мире. Представьте, что есть ущества, обитающие в двухмерном пространстве, т.е. в плоскости. Для них трёхмерные существа, т.е. мы с вами, будут совершенно непонятными и непостижимыми. Вот примерно так же и с Богом. Поэтому все попытки человека познать Триединство очень наивны, самонадеянны и обречены на заведомую неудачу. Пока мы пребываем в видимом мире мы можем постигать Его, да и то не в полной мере, лишь во ипостаси Сына – Иисуса Христа. Что касается первой ипостаси – Бога-Отца, то мы можем познавать Его волю, выраженную через пророков, но Он Сам остаётся для нас непостижимым. Тем более непостижимым является Св.Дух. Мы имеем возможнсть видеть или ощущать Его действие, но не можем увидеть Его Самого. Как сказал об этом Иисус, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Тем не менее, в сегодняшем евангельском чтении мы слышали, что если человек хочет достичь Царства Божия, то надо родиться от Св.Духа: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Что это значит, что нужно сделать? Ответ вроде бы очевиден – нужно креститься. Ибо в момент Крещения на человека нисходит Св.Дух – таково свидетельство. Но тогда вопрос: почему далеко не все крещёные принадлежат Христу и действуют так, как будто Св.Дух никогда не касался их? Каждый день приносит немало свидетельств недолжного поведения как мирян, так и клириков. В своё время мне довелось читать историю миссионера, который немало потрудился среди коренного населения Сибири. Но в какой-то момент он полностью прекратил свою деятельность. А когда его спросили о причинах такого решения, он рассказал, что обращённые им очень искренне уверовали, но однажды поехали в город на церковный праздник и увидели, насколько непотребно люди ведут себя после богослужения: пьянство, драки и т.д. И они совершенно не могли понять, как такие люди могут именоваться хрисианами. Увы, у их учителя ответа на этот вопрос тоже не было. Так почему так происходит? Неужели Христос вводит в заблуждение? Ничуть.

История знает имена великих учёных, деятелей искусства, которые стали таковыми благодаря дарам, данным им Богом от рождения. Но стали бы они, кем стали, если бы эти дары не развивались – например, как у того мальчика, который вырос в джунглях среди животных? Говорю сейчас не о персонаже книги Киплинга, а о реальной ситуации. Указанный мальчик был и остался человеком только внешне – долгие усилия по его социализации, предпринятые ни кем-нибудь, а матерью Терезой, остались безуспешными. Точно также происходит и с рождением от Духа. Дар Его общения действительно даётся в Крещении, но дальше его нужно использовать и развивать, чтобы в конце концов дойти до полной перестройки сознания и жить не столько в системе координат видимого мира, сколько Царства Божия. Не я живу, но живёт во мне Христос – вот что должно быть в результате. Христианин – это не тот, кто по воскресеньям ходит в костёл, а в остальные дни не вспоминет о Боге и живёт так, как будто Его вообще нет. Христианин – это тот, кто постоянно стремится к пребыванию в Боге, во Христе, постоянно развивает в себе дар общения Св.Духа. А как его развивать? Через умерщвление плоти, ношение вериг и власяниц, через затворничество и постоянное молитвобормотание? Не думаю. Потому что наш Господь и Спаситель поступал иначе, о чём сказано в Евангелии от Иоанна: «…явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Христос служил нам, отдав Себя за нас. И Святой Дух Божий, от Которого мы родились в Крещении, побуждает нас к такой же любви, к такому же служению, ибо через таковое и происходит уподобление Христу. Как написал Фома Кемпийский, «Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу». Жизнь, посредством которой в мир исходит Божья свобода, Божий свет, наполняющий бытие целью и смыслом.

К сожалению, многие люди, полагающие себя христианами, как раньше, так и теперь вместо добродетельной жизни занимаются словопроизнесением. Причём, хотя рассуждают о том, чего не понимают и никогда не поймут, не стесняются судить, осуждать, обвинять в ереси и проклинать. Например, вопрос об исхождении Святого Духа – один из тех, что и доныне разделяют западное и восточное христианство. Не странно ли, что Христос говорит о рождении от воды и Духа, как об основании для служения любви, которая заповедана ученикам, равно как и единство, а разговоры о Святом Духе приводят к разделению и ненависти. Но в таком случае вполне уместно спросить: а зачем в таком случае нужны все эти бесполезные и бесплодные дебаты? Зачем они нужны, если Бог был и остаётся Богом сокрытым? Ни за чем они не нужны. Мы призваны не к спорам о непознаваемой сущности Бога, а к исполнению Его воли, к деланию того, что Он от нас хочет. А хочет Он, чтобы мы, насколько это возможно, уподобились Ему и стали пригодны для вхождения в Его Царство.

Во ипостаси Отца Бог сотворил нас, дал нам жизнь и возлюбил нас. Во ипостаси Иисуса Христа Он сошёл к нам, чтобы говорить с нами лицом к лицу. Во ипостаси Св.Духа он нисходит к нам, дабы наставить нас на всякую истину, дабы мы могли стать Его истинными святыми, Его истинными детьми, ведущими творение по предначертанному Им пути к вратам Его Царства. Аминь.


Видеозапись: Богослужение в Торжество Пресвятой Троицы




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Июня 2023 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2022 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Мая 2021 - День Святой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
16 Июня 2019 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июня 2017 - День Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Мая 2016 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июня 2011 - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пастор  Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)