МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Января 2009 года

В праздник Богоявления


Мф.2, 1-2

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.».

Только что прочитанные слова св.Евангелия обращают наши помышления к периоду Рождества – к событиям, последовавшим непосредственно за ним. Бог вочеловечился и явился в мир. Это чудо совершилось в условиях, далёких от всякой романтики или от Божественного величия, но тем не менее сопровождалось удивительными событиями, одно из которых – появление в небе светила – Вифлеемской звезды, возвещавшей наступление новой эры мировой истории. Новая звезда – событие неординарное, однако кто заметил его? Я думаю, что если бы это случилось сейчас, то без соответствующего сообщения в СМИ никто из нас не заметил бы этого – ведь мы не так часто смотрим на ночное небо и не настолько хорошо разбираемся в астрономии, чтобы мгновенно определить, какая звезда является новой, а какая нет. Вот и тогда лишь несколько мудрых людей поняли смысл появления Вифлеемской звезды и поступили соответственно, отправившись на поклонение истинному царю мира.

Я думаю о том, как по-разному Бог общается с людьми. Восточные мудрецы увидели звезду и поняли причину её появления. Пастухи, которые пришли поклониться Христу самыми первыми, были не в состоянии понять этой причины. Им нужно было что-то более конкретное и потому они увидели поразительную картину сонма поющих ангелов… Каждый получил весть о Рождестве, о Богоявлении в той форме, в которой мог воспринять её. Но в любом случае для этого принятия нужно было то, что имелось и у пастухов и у волхвов – чистое сердце. Чистое сердце, которое может принять Бога и пойти на поклонение Ему. Наверное, эта мысль и есть то самое важное, что мы должны усвоить из истории поклонения, потому что, невзирая на 2000 лет, прошедших со Святой Ночи, положение остаётся прежним: лишь тот, кто чист сердцем, может искренне возрадоваться явлению Бога, Его присутствию в этом мире и от всей души поклониться Ему. Почему так? Да потому, что явление Бога, Пришествие Христа не принесло людям ничего такого, из-за чего они привыкли кланяться. Оно не принесло нам мира, оно не принесло процветания и изобилия. Скорее наоборот – верным Божиим их верность приносит только неприятности. Одним словом, Богоявление не принесло людям никакой материальной выгоды. Так что же оно принесло нам? Оно принесло нам Бога. Оно принесло нам Бога, как Отца, оно открыло нам Его любовь, оно принесло нам возможность прямого общения с Ним, оно открыло нам перспективу воскресения и вечности, перспективу явления Царства Божия в силе и славе и нашего участия в этом Царстве, в новом творении. Разве этого мало? Многие, несомненно, полагают, что весьма и весьма недостаточно. Да и в самом деле – если процветание в этом мире стоит на первом месте, Рождество способно вызвать радость только скидками в магазинах. Но для чистых сердцем свет Вифлеемской звезды во все времена был и будет великим утешением и поводом для радости – не экстатического ликования, но тихой радости, исполненной Божественного мира, любви и надежды. Эту чистоту можно встретить среди всех сословий – где-то больше, где-то меньше, но она присутствует везде. И те, чьим достоянием она является, в эти дни воссоединяются в молитве благодарения Творцу, Который сошёл с небес для того, чтобы Его верные могли взойти на небо. Они воссоединяются в молитве и поклонении, как воссоединились в нём простые пастухи и высокоучёные мудрецы с востока. Не важно, кто ты и откуда ты. Важно только одно – тот, кто пребыл со Христом на земле, пребудет с Ним и на небесах. Аминь.