МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Января 2009 года

1 воскресенье по Богоявлении


Нав.3, 5-11.13-17

Переход через Иордан у стен Иерихона, о котором повествует нам только что услышанное чтение, стал первой военной операцией в истории завоевания Ханаана. Эта операция ознаменовалась одним из самых впечатляющих чудес Ветхозаветного времени - чудом, которое вполне может быть поставлено вровень с прохождением еврейского народа через море во время Исхода из Египта. Священники и левиты с Ковчегом Завета вошли в Иордан, и его воды тотчас остановились, так что народ перешёл на другой берег по сухому дну. Как сказано в Писании, «вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние…». В память о совершившемся чуде со дна Иордана было взято 12 камней, которые должны были послужить народу напоминанием о великом деянии Бога. Деяние воистину великое, деяние сверхъестественное – деяние, при совершении которого перестали действовать законы природы. Однако, встаёт вопрос – а зачем потребовалось это чудо? В случае с прохождением через море всё было ясно – никаким иным образом народ не смог бы преодолеть водную преграду и был бы истреблён войском фараона. Но здесь всё иначе, ибо Иордан не глубок. Можно было перейти его вполне естественным образом. Так зачем же потребовалось столь удивительное действие Всевышнего?

Для ответа на этот вопрос вернёмся на 38 лет назад – в тот момент, когда Бог разгневавшись на израильтян, осудил их на многолетнее скитание по пустыне. Что тогда произошло? Моисей посылает в землю обетованную разведчиков, которые должны разобраться в обстановке и тем самым способствовать предстоящему завоеванию. Разведчики исполняют порученное им, но при этом преисполняются таким страхом перед мощью ханаанских племён, что, вернувшись, говорят о полной невозможности вторжения. И весь народ, убоявшись, отказывается исполнять то, что было повелено Богом. Этот отказ и стал причиной Божьего гнева. Причём даже не сам отказ, как таковой. Фактом неповиновения люди выразили недоверие Богу. Они не поверили обетованию о том, что Господь пойдёт впереди Своего народа и побеждать они будут не своей силой, но силой Божией. Сие неверие и стало истинной причиной наказания. За время его действия умерли все, кому на момент отступничества было более 20 лет. К переходу через Иордан, означающему начало завоевания Ханаана, готовится совершенно новое поколение. Однако, хотя поколение и новое, но страхи остаются старые. Да это и неудивительно. Иерихон – первая крепость, которую предстоит взять - представляет собою мощное укрепление, обладающее не только толстыми и высокими стенами, но и обученным гарнизоном. Что же касается евреев, то это кочевники, не имеющие никакого вооружения, кроме самого примитивного. Штурмовать крепость, не имея ничего кроме луков и мечей – не самая обнадёживающая перспектива. И вот именно в этот момент Бог являет Свою силу, чтобы люди поняли: воюют не столько они, сколько Господь. Бог являет Свою силу, дабы люди уразумели, что они сильны не своей силой, но силой Божией. А это значит, что бояться нечего. Надо просто исполнить то, что повелевает Господь – даже если это повеление представляется противоречащим логике и здравому смыслу, представляется невозможным для исполнения.

Сегодня Всевышний не вмешивается в историю так, как Он делал это во времена Моисея и Иисуса Навина. А если в какой-нибудь газете и мелькает сообщение о сенсационном чуде, то желающему добраться до непосредственных очевидцев такового будет очень и очень непросто это сделать. Такие сообщения представляют собою либо лжесвидетельство, либо искажение реальности. Однако, это не значит, что Бог больше не присутствует посреди Своего народа, что Он не вмешивается в историю, и что чудеса не совершаются. Просто Его присутствие и действие перешло в другое качество. По сравнению с Ветхозаветным временем Бог стал к нам намного ближе. Посредством воплощения Он пришёл к нам, чтобы быть с нами, чтобы жить нашей жизнью и пройти через всё – вплоть до смерти. Бог, остановивший воды Иордана – надмирное существо, неведомое и непостижимое, не имеющее с человеком ничего общего. В Иисусе Христе мы обретаем Бога, как нашего брата в тяготах и страданиях, в отверженности, непонятости и даже в смерти. Именно поэтому нет такой нужды, в которой мы не могли бы воззвать к Нему, ибо знаем, что наши нужды для Него близки и понятны. И даже если проблема очень сложна – даже если она настолько сложна, что кажется неразрешимой – даже в этом случае мы можем смело обращаться к Тому, Кто сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века».

Для плоховооружённых кочевников стены Иерихона должны были казаться неприступной твердыней, но Господь дал обетование о том, что они обрушатся. И город был взят, хотя силы израильтян явно не соответствовали масштабам задачи. Точно также может быть и с нами. Ибо и перед нами могут возникать проблемы, которые выглядят для нас непосильными. И действительно, для нас они непосильны. Но если мы на стороне Господа - вернее сказать, если Он на нашей стороне, если Он сражается за нас, то не будет ничего непосильного и неразрешимого. Даже в том случае, если все обстоятельства будут против нас. Поэтому никогда не следует пасовать, никогда не следует бояться. Бояться следует только лишь одного – оказаться не с Богом. Всё остальное не должно становиться причиной для страха. Наши силы очень ограничены и нет ничего удивительного в том, что рано или поздно мы столкнёмся с задачей, явно превосходящей наши возможности. Но сия задача не будет непреодолимой, если опираться не на себя, а на Бога. Однако, при этом надо помнить, что опирающийся на Бога не должен в Нём сомневаться. Для того, чтобы невозможное стало возможным, надо поверить в реальность невозможного. Поверить безоговорочно. И тогда чудо совершится. И ещё один момент. Когда человеку приходится решать какую-то проблему, он решает её прежде всего своими силами, а обращение к Богу оставляет на потом, на крайний случай. Позиция понятная и по-своему обоснованная, но это не позиция верующего, т.е. всецело доверившегося Богу. Верующий обращается к Богу не «потом», а сразу, причём, как было только что сказано, с полным доверием и уверенностью в том, что его нужда будет услышана. Если будем поступать так, Бог будет сражаться за нас. А когда Бог сражается за человека, самые непростые проблемы решаются самым удивительным способом.

Иисус Навин, ставший лидером Израильского народа после кончины Моисея, прекрасно понимал, что без вышней помощи народ не выстоит и не сохранится. Именно поэтому он добивался, чтобы люди хранили верность Богу и строго следовали установлениям Закона. Точно также и нам надлежит хранить верность нашему Небесному Отцу, которая выражается не только в молитвах и поклонении, но ещё и в том, что, готовясь совершить какое-либо деяние, мы обращаемся к Богу за благословением. И если действовать так, тогда всё будет. В том числе и чудеса, которые люди только лишь по духовной неграмотности называют сверхъестественными явлениями. На самом деле нет ничего более естественного, чем чудо, ибо Господь дал обетования о том, что услышит наши прошения и не оставит их без ответа. Господь – наш Отец, Отец любящий. И эта любовь не прекращается даже в том случае, если дети становятся блудными. Даже в этом случае Отец не отторгает согрешившего и, в случае покаяния и возвращения, вновь принимает его под покров своей благодати. Посему преисполнимся дерзновения и смело устремимся вперёд, подобно тому, как устремились через Иордан сыны Израилевы, услышав слово Иисуса Навина, сказавшего: «Освятитесь, ибо завтра Господь сотворит среди вас чудеса. … из сего узнаете, что среди вас есть Бог живой…». Аминь.