МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Января 2022 года

4 воскресенье после Богоявления


Мф.14, 22-33
22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Близится к завершению время Богоявления и сегодня, в предпоследнее воскресенье этого периода Церковного года, мы обращаемся к одному из самых впечатляющих явлений Божественной сущности Иисуса, о котором поведал нам евангелист Матфей – хождению Иисуса по воде. Ни один человек не в состоянии сделать что-либо подобное, поэтому не приходится удивляться реакции учеников: «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Итак, ни один человек не может совершить ничего подобного. Сам по себе не может. Но если в нём действует сила Бога, то даже такое становится возможным. «Пётр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу». Сила Божия позволила Петру совершить совершенно немыслимое действие. Однако, интересно то, что эта сила не действует автоматически – она самым прямым образом связана с верой того, на ком пребывает: «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня! Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?». Христос есть Единосущный Сын Божий, Бог Истинный, поэтому в том, что Он мог пойти по воде, нет ничего удивительного. Он мог совершить и не такое. Но вот случившееся с Петром заслуживает самого пристального внимания.

Прежде всего, посредством этой истории евангелие свидетельствует нам, что человек, получивший силу Бога, может совершить самое невероятное. Христиане это прекрасно понимали, а потому творили самые разнообразные деяния для того, чтобы обрести особую милость Бога, а с нею и некие особые дары, некие способности. Иногда сие принимало весьма странные формы. Например, то ли от одержимости священным рвением, то ли ещё по какой причине, они решили, что издевательство над собой, вернее сказать, над своим телом, есть нечто весьма угодное Господу и несомненно способствует снисканию Его расположения. В частности, Мартин Лютер по молодости тоже так думал, а потому завёл обычай в зимнее время подолгу стоять на снегу босиком. Однако, никаких небесных даров он от этого не получил. Разве что только один – Господь охранил его от переохлаждения и последствий такового в виде обморожения, пневмонии и т.д. Получить заболевание от многочасового стояния босиком на снегу можно вполне, а вот некую особенную святость – никак, потому что действия такого рода к святости не ведут. Соответственно, они совершенно бесполезны. Божий дар – не почётная грамота, вручаемая в связи с большими трудовыми достижениями награждаемого. Но что же тогда произошло с Петром? Кто такой Пётр? Ученик Христа. Человек, поверивший Господу и оставивший всё для того, чтобы последовать за Ним. Это прежде всего. Далее. Обратите внимание, как именно он формулирует свою просьбу: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Т.е. он хочет идти не сам собой, но исполняя повеление Господа. Что здесь важно? Если Христос повелевает что-то сделать, то даёт всё, необходимое для исполнения этого повеления. И ещё более важный момент: исполняя повеление Божие, нельзя сомневаться. Стоило Петру усомниться, как Божия сила немедленно оставила его, и он оказался в самом отчаянном положении, спасшись только благодаря поддержавшей его руке Христа. В Священной Истории случай сходного смысла, хотя и очень давний. Народ, вышедший из Египта, получил повеление Бога идти в Ханаан плюс обетование о том, что сила Божия будет с народом, так что он сокрушит всех противников, несмотря на их численное и цивилизационное превосходство. Но люди, устрашённые рассказами разведчиков о мощных крепостях и большом населении, усомнились в обетовании и отказались исполнять повеленное. Как вы помните, ничего хорошего из этого не вышло - трёхнедельный путь в Палестину растянулся почти на 39 лет. По смыслу эти две истории очень схожи – повеление Бога вступает в противоречие с рациональным сознанием. Бог говорит: делай, разум говорит: но это же невозможно! Поэтому возникает дилемма чему же следовать – повелению Божию или велениям собственного разума, велениям человеческой логики? И это тот самый вопрос, на который каждому из нас так или иначе приходится отвечать.

Ну вот, например: Господь дал Своим ученикам повеление о благовестии, сказав ясно и однозначно: идите и научите. И вот, в Новом Завете мы видим Петра, других апостолов и просто верных, самоотверженно исполняющих это повеление. Результаты совершенно невероятны. Со времени Вознесения Христа прошло совсем немного времени, а Евангелие уже утвердилось в столице мира – Риме. Но были бы эти результаты таковыми, если бы, например, тот же Павел, посланный к язычникам, начал рассуждать в таком роде: а что я могу сделать? Я один, язычников множество, я среди них просто затеряюсь. Против меня их традиционные верования, они не иудеи, они не знают, кто такой Мессия. Плюс к этому на меня несомненно озлобятся их духовные руководители, а то и имперские силовики. Какой КПД у меня будет в таких условиях? Да никакой. Так что, Господи, если Ты хочешь, чтобы я чего-то толковое сделал, то создай мне условия получше. Плоды миссионерской деятельности Павла нам известны, и они колоссальны. Почему? Именно потому, что он ничего такого не говорил, а, доверяя Господу, делал повеленное. Почему я об этом упомянул? Потому что в нашем приходе мне не раз и не два доводилось слышать разговоры именно такого свойства: а что мы можем сделать? У нас нет своего здания, куда мы будем людей приглашать? – и пошло, и пошло. Возможно, с точки зрения рационального обывательского сознания такое нытьё вполне логично и разумно. Ведь у нас вроде бы действительно ничего нет. Но кто так думает, тот жестоко ошибается. Ибо у нас есть самое главное - Слово и Таинство. Именно они, а не стены являются пищей, просвещающей душу и веду-щей в жизнь вечную. Получается, что мы сомневаемся в их силе и уповаем на какие-то чисто человеческие моменты. Но, как мы видим на примере Петра, нельзя сомневаться в силе Бога. Сомнения означают отсутствие доверия. А там, где нет доверия Богу, там не получится ничего толкового. Никогда.

В Слове Божием есть немало повелений, обращённых к людям, желающим следовать за Христом. И, если мы хотим реального, а не мнимого единства с Ним, то есть только один правильный путь – всецело доверившись Богу, творить Его волю, потому что таким творящим Господь всегда даст силы для исполнения стоящей перед ними задачи. И это будет даже в том случае, когда задача кажется невероятной и невозможной. Ибо когда Господь говорит: «делай!», то невозможное и невероятное становится возможным. «Пётр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Пётр пошёл по воде…». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 30.01.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

02 Февраля 2020 - Сретение Господне (Пастор  Д. Лотов)
03 Февраля 2019 - 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
29 Января 2017 - 4 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)