МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Августа 2022 года

Преображение Господне


Ин.17, 1-5
1. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна много раз употребляется слово «прославить». В общеупотребительном смысле это означает воздать великую хвалу, куда большую, нежели обычная благодарность; сделать знаменитым, создать известность. Но сказанное Христом имеет иной смысл, ибо речь идёт не о человеческой славе, а о Божественной, о славе Бога, которой должен быть наделён Господь. А понятие «слава Бога» не имеет ничего общего ни с хвалой, ни с известностью или знаменитостью. В Писании, особенно в Ветхом Завете, этим понятием обозначается Божественная сущность, Божественная сила, зримо являющаяся в нашем мире. Например, таковая явилась при освящении Храма Иерусалимского – вышнее присутствие, подобное облаку, наполнило Храм, так что священники не смогли там находиться, ибо человек не в состоянии выдержать соприкосновения с мощью Бога.

Сегодня мы празднуем Преображение Господне – день, в который ученикам Христа явилась слава Божия, причём явилась двояко. С одной стороны Христос явился в ней, став светоносным. Ну, а кроме того, происходит нечто, подобное случившемуся при освящении Иерусалимского Храма – слава Божия является в виде облака, из которого звучит голос Всевышнего. Слава Божия явилась ученикам в разных обличьях, и столь же различно её действие. Если явление Христа в Божественном свете вызвало у них нечто подобное умилению, то облако, из которого звучал голос Отца, настолько ужаснуло их, что они упали на землю и не могли подняться. Ничего удивительного тут нет. Бог по сравнению с человеком настолько велик, что соприкосновение с Ним вызывает ужас, какой свойственен человеку при любом соприкосновении с тем, что превосходит его разумение и силы. Именно поэтому для передачи откровения Нового Завета Бог умалился до человеческого облика, чтобы иметь возможность говорить с людьми лицом к лицу. Но, даже вочеловечившись, Он не теряет своей сущности. Поэтому, хотя и в смягчённой форме, таковая является в учении Христа, в Его чудесах, а превыше всего в Его воскресении из мёртвых. Но вот вопрос, какое отношение Божественная слава имеет к нам? Каким образом соприкосновение с ней отражается на человеке?

Представьте, отношение к нам она имеет самое непосредственное, но вот её действие во многом определяется отношением к ней самого человека. Попробую пояснить сие на примере из видимого мира. Существует химический элемент уран и его изотоп 235, который при определённых условиях может стать источником цепной ядерной реакции. Этот элемент существует в природе вне зависимости от наших желаний и убеждений. А вот ядерная реакция может быть использована двояко: она может стать источником тепла и света, а может стать силой, одним ударом уничтожающей тысячи. Чем человек её сделает, тем она для него и будет. Слава Божия также существует вне зависимости от наших мнений и желаний – она существовала и до сотворения человека. Во Христе она приблизилась к нам, причём приблизилась совсем не для того, чтобы напугать и уничтожить. Как сказал Сам Господь: «Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную». Т.е., слава Божия явилась миру, чтобы даровать людям жизнь вечную. И теперь вопрос в том, что люди делают в ответ. Если принимают, то получают величайшее благословение, открывающее вечность; если отвергают, то обрекают себя на проклятие и вечную гибель. Это прежде всего. Далее. Явления Божественной славы в Ветхом Завете совершались крайне редко. Явление, подобное Дню Преображения – событие для Новозаветной истории абсолютно уникальное. Причём свидетелями такового стали даже не все ученики. Но Христос был носителем Божественной славы не время от времени, а постоянно, поэтому она являлась на протяжении всего времени Его земного служения, хотя не ярко, не полную силу, а полускрыто, приглушенно. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнять». Т.е. слава являлась в служении Христа, возвещавшего Слово Божие. А далее совсем интересно: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Это сказано во время Тайной Вечери, до ареста осталось совсем мало времени. Таким образом, в данном случае прославление Христа совершается в Его смерти и воскресении. Воскресение Христово – величайшее событие, величайшее чудо, в котором зримо явилась сила Бога. Но оно невозможно без Голгофы.

Жизнь верного – это последование за Христом. Сие означает, что слава Божия навряд ли явится нам в каком-нибудь потрясающем воображение событии, каким стало Преображение. Но она является в повседневности, когда верный, подобно Христу, творит то, что поручил Господь. Более того. Она присутствует и в унижениях верного, и в его страданиях, если он, подобно Христу, страдает за дело Божие. Сие явление скрытое, неявное. Но ведь и в распятом Христе с внешней стороны не было абсолютно ничего величественного. Однако, настанет момент, когда она явится открыто, в полной силе. Это случится в момент Второго Пришествия, когда Христос явится во всей мощи Божественного величия. А в нас она явится в момент воскресения из мёртвых, который для каждого верного станет не просто воскресением, но и преображением, потому что совершится в новом теле, лишённом падшести, лишённом склонности ко греху, полностью прозрачным для Божественного света. Христос в Преображении явился в сиянии Божественной славы. Такое же явление предстоит и нам. Но если Христос после Преображения вернулся к облику обычного человека, то наше грядущее преображение будет уже навсегда.

Я иногда думаю о том, насколько Христу, в силу Его Божественной сущности, было мучительно пребывать среди того, что этой сущности враждебно. Например, среди человеческой упёртости, отвергающей собственное спасение. Для того, кто хоть немного соприкоснулся с Божественной славой, всем сердцем принял её и связал с нею свою жизнь как в настоящем, так и в грядущем, житие в этом мире также весьма мучительно. Ибо верный вынужден жить среди тех, кто отвергает Бога, отвергает Его любовь, Его свет. .Он вынужден жить среди тех, кто, отвергнув Бога, либо сам творит всевозможные преступления, либо одобряет и поддерживает творящих. Но таков был путь Христа. Следовательно, это и наша дорога. «Отче! Пришёл час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Христос знал, что идёт к возвращению в сияние небесной славы, но идёт через Голгофу, через унижение, страдания и смерть. Благодаря Его откровению, мы знаем о том, что в свой час тоже вернёмся в сияние Божественной славы. А если так, то не будем смущаться происходящим вокруг. Ибо, как сказал Ап.Павел, «думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Поэтому не будем давать себя запугивать, не будем впадать в уныние, но укрепимся силою ожидающего нас будущего, дабы каждый из нас в конце пути мог сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июля 2021 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы – праздник св.ап.Иакова Старшего (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2020 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Августа 2019 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
22 Июля 2018 - 8-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2016 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2015 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Июля 2010 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)