МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Октября 2022 года

19 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.7, 40-52
40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41. Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43. Итак произошла о Нем распря в народе.
44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48. Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?
49. Но этот народ — невежда в законе, проклят он.
50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что́ он делает?
52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Сегодня мы услышали в Евангелии от Иоанна интереснейшее повествование, рассказывающее о распре среди иудеев, причиной возникновения коей стала разность мнений о мессианстве Спасителя. Является ли Иисус Христом? Т.е., является ли Он Мессией? У Его противников был, как сейчас говорят, железобетонный аргумент – Он пришёл из Галилеи. Между тем, через пророков было возвещено, что Мессия придёт из города Давидова – Вифлеема. Следовательно, придти из Галилеи Он не мог никак. На первый взгляд, противников Господа трудно упрекнуть. Формально они правы. Если через пророка предсказано, что Мессия родится в Вифлееме, то, значит, так и должно быть. Но ведь Иисус и родился именно там, где было предсказано, т.е. в Вифлееме Иудейском. Именно туда пришли на поклонение волхвы; именно там, встревоженный разговором с ними, царь Ирод устроил избиение младенцев. Проблема в том, что никто из ревнителей Закона не удосужился узнать, где же именно родился Господь. Они видели, что Иисус пришёл из Галилеи. Что для них подразумевало, что Он и родился там. Однако, все мы знаем, что место рождения и место последующего проживания могут не совпадать. У значительной части наших современников разнятся не только место рождения и проживания, но даже место фактического проживания и место регистрации. Не думаю, что в те времена ситуация выглядела иначе. Тем более, в Писании говорится, что св.Иосиф, хотя и происходил из Вифлеема, но жил в другом месте, почему и вынужден был идти в Вифлеем на перепись. Таким образом, всё было предельно просто, но увы, никто не пожелал разбираться в деле по существу. Учение Господа, творимые Им чудеса ничего не значили. Раз пришёл из Галилеи, значит там и родился. А раз Он там родился, то, следовательно, не Мессия, точка. Отсюда и презрение к людям, хотевшим слушать Господа, и грубое обращение с Никодимом. А между тем, тот сказал очень правильную вещь: «Судит ли наш закон человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?». Нет, этого они делать не будут. «И ты не из Галилеи ли? Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». Таким образом, Господу вынесен приговор, как самозванцу. Ярлык наклеен, можно успокоиться и прекратить дискуссии. «И разошлись все по домам». Тема закрыта.

Сия история необычайно назидательна. Она учит нас тому, что при рассмотрении той или иной проблемы, перед тем, как выносить хоть какое-то суждение, нужно вникнуть в материал, доискаться до корня, чтобы понять, почему происходит именно так, а не иначе, и должно ли происходить то, что происходит. Такой подход даёт возможность: во-первых, понять истинное положение вещей, во-вторых, прекратить ненужные споры и даже предотвратить распрю, возникшую на совершенно пустом месте. Простейший пример: крестное знамение. Восточные христиане совершают его справа налево, западные наоборот. Для восточных христиан это повод сказать про западных, что они абсолютно неправы, делают всё не так и вообще они еретики. Убеждённость в собственной правоте зашкаливает. Если бы они дали себе труд вникнуть в проблему, то увидели бы, что разница объясняется всего лишь порядком слов во фразе «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» и сходных с нею в славянских языках и в латинском. А если копнуть ещё глубже, то будет очевидно, что Господь никогда не заповедовал совершать крестное знамение. Более того. Христиане первых веков вообще не использовали крест, как символ своей веры. Следовательно, никакого основания для распрей или разногласий тут вообще нет и не может быть. То же самое можно сказать относительно многих церковных установлений, которые, будучи плодами человеческого творчества, тем не менее канонизируются, принимаются как нечто священное, абсолютно правильное и обязательное к исполнению. Но таким образом христианин может принимать только Божье Слово. Относительно всего остального мы должны применять критический подход, т.е. исследовать, откуда взялся тот или иной обычай, и почему он выглядит именно так. Вопрос – а нужен ли такой подход? Чрезвычайно нужен, потому что очень часто сущности, придуманные людьми, мешают видеть Христа, мешают воспринимать и творить Божью волю. Собственно говоря, именно это произошло с ревнителями Закона, о которых мы слышали сегодня в Евангелии. Они так вцепились в свои представления и были настолько леностны, что не стали ничего исследовать. Не стали, потому что не хотели. А в результате не смогли распознать Христа – того самого Мессию, которого с таким нетерпением ждали. Им говорят: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Плюс чудеса. Явно, что происходит нечто необычное, надо бы вникнуть в происходящее. Но нет. Раз он из Галилеи, то не о чем говорить. Результат прискорбный. Первосвященники и фарисеи ограбили себя самым страшным образом – они лишили себя спасения, Царства Божия. Евангелист говорит: «И вышла о Нём распря в народе». То же самое происходит и сегодня. Канонизация человеческих измышлений приводит к взаимной нетерпимости, к отторжению. Богословы ведут некие диалоги, подписывают некие совместные заявления, но простые прихожане об этом ничего не знают и знать не хотят. Помню, когда в своё время я рекомендовал тогдашнему Председателю Церковного Совета кандидатуру нового органиста, тот спросил: «А он не католик?» Причём с такой интонацией, что было ясно – ничего хуже католиков нет и быть не может. В результате подобных умонастроений Церковь теряет свидетельствующую силу, ибо не в состоянии единым образом благовествовать. Таким образом, христиане как прошлого времени, так и нынешнего наступают на всё те же фарисейские грабли. Фарисеи, как духовные лидеры народа, должны были бы идти впереди и первыми возвестить пришествие Мессии. Но они предпочли не вникать. «Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». Последствия сего, как уже было сказано, плачевны.

Проблема, о которой говорит сегодняшнее Евангелие, существует отнюдь не только в духовной сфере, в сфере церковной. Она пронизывает всю нашу повседневность. Люди не хотят ни во что вникать. Они предпочитают проглатывать чужие мнения. Даже в том случае, если эти мнения абсолютно нелепы и противоречат как здравому смыслу, так и объективной реальности. Плюс есть ещё один момент, преобладающий правда в церковных кругах, но и общество его не чуждается: чем более древним является мнение, тем более оно правильное. Можно подумать, что если чья-то ошибка покрылась пылью столетий, то она от этого превратилась в истину. Вот почему пропаганда обладает реальной возможностью извратить сознание огромного числа людей. Пропагандисты нагло и беззастенчиво лгут, но люди проглатывают ложь, потому что не хотят вникать, в проблему. Однако этому цеху профессональных лгунов никогда не удастся сбить с толку тех, кто привык мыслить критически. Она властвует над ленивыми, не желающими вести самостоятельный поиск, а таковых, увы, большинство. Последствия весьма прискорбные. Люди начинают поддерживать мнения, ведущие их не только к очень плохим, совершенно невыгодным лично для них последствиям, но даже к гибели. В результате во все времена мы можем видеть немалое число лиц, позволявших, чтобы их, как баранов, волочили на убой за совершенно чуждые им интересы. И всё дело в лени. В лени ума. В сне разума, рождающем чудовищ. Ну не хочется лишний раз напрягать мозги и до чего-то самим доискиваться. Однако, это нужно делать. И нам, как ученикам Христа, как Его верным, призванным стать светочами мира и солью земли, нужно делать это в первую очередь. Хотя бы для того, чтобы не оказаться в компании фарисеев, отвергнувших Христа, а тем самым и свою перспективу участия в Божьем Царстве. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

15 Октября 2023 - 19 воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
10 Октября 2021 - 19-е воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
18 Октября 2020 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2019 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)