МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Сентября 2023 года

14 воскресенье после Торжества Пресвятой Троицы


Ис.38, 15-20
15. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей.
16. Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь.
17. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой.
18. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
19. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
20. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем».

Известное стихотворение Лермонтова «Парус» заканчивается такими словами «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой, а он, мятежный ищет бури, как будто в бурях есть покой». Так и хочется спросить – это же насколько надо быть ненормальным, чтобы искать бурь, когда всё хорошо и благополучно? Такой поиск и впрямь может рассматриваться в качестве отклонения от нормы, потому что в повседневности таких людей немного. Подавляющее большинство стремится к комфорту, ищет спокойствия и удобств. Обратите внимание на рекламу гостиниц и пансионатов. Что там стоит на первом месте? Комфорт, удобство, спокойствие. Соответственно, ситуации, несущие какой-то дискомфорт, неудобства, неприятности, воспринимаются негативно, рассматриваются как бедствие. Тут есть прямая связь – чем хуже ситуация, тем с меньшим энтузиазмом таковая воспринимается. Не стоит полагать, что христианское сообщество составляет какое-то исключение. Всё то же самое. Причём тяжёлые ситуации могут привести даже к бунту против Бога, к отпадению. Потому что какой Он благий, если что-то там такое допустил? Вспоминаю одного знакомого прошлых лет, православного диакона, который, когда у него умер близкий человек, орал нечто вроде «Не нужно мне такого Бога!». На этом фоне весьма странно выглядят услышанные сегодня слова из молитвы царя Езекии: «Вот, во благо мне была сильная горесть…». Ситуация, в которой пребывал Езекия, ужасна – у него была смертельная болезнь, от которой он избавился исключительно по милости Господа. И по избавлении выразился именно так, как мы слышали, хотя обычно человек, избавившийся от угрозы скорой смерти, выражается иначе. Почему же Езекия считает свою горесть благом? Да и может ли горесть, тем более сильная, быть благом хоть с какой-то стороны?

Жизнь подавляющего большинства людей протекает в состоянии бездумного автоматизма. Есть некий устоявшийся круг повседневности, мы бежим внутри этого круга. Как однажды выразился об этом пастор Азиков, «дом- работа-дом-работа-дом-работа-пенсия-кладбище». И если движение внутри означенного круга не нарушается какими-либо обстоятельствами, то о прочих сущностях, выходящих за его пределы, бегущие задумываться не склонны. Но вдруг что-то происходит. Что-то скверное. Например, диагноз как у Езекии, т.е. смертельный. Человек вдруг понимает, что он обречён. И не просто понимает - он ощущает это всем существом. В этот момент между ним и прочим миром возникает стена, потому что он уже не чувствует себя принадлежащим к нему. И вот, повседневные дела, которым придавалось так много значения, вдруг оказываются неактуальными, а то и вовсе лишёнными смысла. Внешнее утрачивает значимость, человек оказывается наедине с самим собой, он сосредотачивается на себе, начинает вспоминать прошлое, анализировать собственное бытие. В ходе этого процесса постепенно становится очевидным, что свой самый драгоценный ресурс – время – ты растрачивал на всякую ерунду, не замечая главного. Был документальный фильм, режиссёр которого провёл много времени с человеком, приговорённым к смертной казни. Фильм состоит из фрагментов их бесед. По мере приближения назначенного дня, этот приговорённый менялся. Менялся именно потому, что подверг своё бытие весьма нелицеприятному анализу. В конце концов, его казнили. И, хотя приговор вполне соответствовал тяжести преступления, но вот ведь какая штука – человек, которого казнили, сильно отличался от того, которому вынесли приговор. Он действительно изменился. Но жить, руководствуясь уже иными принципами, ему не дали. Однако, не всех приговорённых казнят, и не все люди со смертельными диагнозами умирают. Например, у моей бабушки был рак, но её прооперировали, и она прожила потом ещё очень долго, скончавшись на пороге 90-летия. Спрашивается – если люди под влиянием экстраординарных обстоятельств смогли переоценить своё бытие, то будут ли они жить так, как жили ранее? Навряд ли. Когда меняется система координат, жить так, как раньше, невозможно. Не надо думать, что к переоценке побуждают только крайние ситуации. Поводом для таковой может стать, образно говоря, любой удар по лбу, который заставляет человека, если только он не полный идиот, задуматься. Вот почему сильная горесть действительно может быть во благо. Именно поэтому Господь попускает нам ощущать последствия своих грехов, своих недолжных деяний.

Итак, сильная горесть может быть во благо. Но вот вопрос: неужели для того, чтобы задуматься о себе, без таковой нельзя обойтись? Неужели нужно заниматься переоценкой только в том случае, когда жареный петух клюёт в известное место? Неужели нужно обязательно получить удар в лоб для того, чтобы понять, что на грабли наступать не стоит? Ведь есть благая воля Божия, данная нам в Писании. Изложена она очень ясно и доступно. Там смотри, вникай, сверяй, сравнивай, действуй. Нет, люди предпочитают игнорировать Слово Божие и делать не то, что хочет Господь, а нечто совершенно обратное. Ну что ж, раз что-то такое сделал – пожни последствия, может быть хоть в этом случае что- нибудь поймёшь. Для тех, кто способен понять, сильная горесть действительно становится благом. Тот же, кто не способен, будет набивать шишки снова и снова, пока не свалится замертво.

Мы называем себя христианами, т.е. последователями и учениками Иисуса Христа. Из этого следует, что мы должны пребывать в Его учении, в Его Духе, постоянно сверять себя с Его волей. И не только себя, но и всё, с чем приходится соприкасаться, оценивая с Божественной точки зрения происходящее как с нами, так и вокруг нас. Для христианина есть только один авторитет – Христос. Всё остальное возможно лишь постольку, поскольку согласуется с Его духом. Если не согласуется, если жизнь идёт не в Его духе, то будут только страдания, причина которых – наши собственные грехи, стремление к недолжному, стремление к тому, что мы не можем получить и в чём не можем участвовать, не преступив волю Господню. Важно понять, что, приняв Христа, мы не ставимся безгрешными. Идя по дороге к Царству Божию, мы будем неизбежно оступаться и падать. От падений не убережёшься, но вот сократить число этих падений, уменьшить боль от ушибов можно вполне. И если всё же что-то случится, не нужно торопиться впадать в ожесточение. Нужно задуматься, сделать правильные выводы, поблагодарить Бога за вразумление, произвести соответствующие изменения и вослед за царём Езекией сказать: «Вот, во благо была мне сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Сентября 2021 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)