МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Ноября 2023 года

Предпоследнее воскресенье Церковного года


Амос 4, 12-13
12. Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль.
13. Ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф — имя Ему.

Смысл услышанного сегодня чтения из Книги пророка Амоса будет непонятен, если не знать, о чём и в связи с чем в ней говорилось ранее. После разделения единого Израильского государства на Северное и Южное Царства, Север пошёл против Слова Божия, в числе прочего отвергнув Иерусалим, как единственное место для поклонения Истинному Богу. В Вефиле был воздвигнут альтернативный храм, с которым было сопряжено много недолжного. И вот, Бог повелел Амосу, простому пастуху, пойти в Вефиль, дабы донести до царя, священников и всего народа не самую приятную весть – предупреждение о том, что будет сделано с Вефилем и со всем государством, если беззаконие не прекратится. В числе прочего в вести Амоса говорится о тех наказаниях, которым Бог подвергал народ ранее, чтобы побудить людей задуматься о своих деяниях, покаяться и обратиться к истине. Но нет, на них ничего не подействовало. Ну что ж, раз так, то готовьтесь. «…приготовься к сретению Бога твоего, Израиль». Финал этой истории весьма грустный. Бог предал израильтян в руки ассирийцев, которые не просто депортировали их, но сделали это так, что сыны Израилевы перемешались с другими народами, населявшими ассирийскую империю. В свою очередь, часть языческих народов была переселена на территорию бывшего Северного Царства. В результате всего этого 10 из 12 колен перестали существовать. Поистине верно сказано в Писании: «Страшно впасть в руки Бога живого». Что это означает для нас? Мы говорим, что Бог долготерпелив и многомилостив. Это действительно так, потому что Он Сам сказал об этом посредством Писания. Но есть нюанс: долгое терпение не то же самое, что бесконечное терпение. Оно может быть долгим, даже очень долгим (особенно по человеческим меркам), но однажды оно заканчивается. И в тот момент, когда оно заканчивается, совершается нечто страшное. Например, был народ – и не стало народа. Причём он не перешёл постепенно перешёл в какое-то другое качество, как население Древнего Египта или античной Греции. Мгновенная катастрофа, не оставляющая никаких шансов. Беда людей в том, что они путают долгое с бесконечным, а потому начинают наглеть. Как в прежние времена, так и сегодня можно увидеть немало особей, понимающих исключительно язык силы. Если какое-то требование подкреплено ударом, то они сразу всё понимают и делают то, что требуется. Как сказано в одном романе, «приказ, не подкреплённый бранью, просто не был бы понят матросами». Но если говорить нормально, то это будет воспринято, как слабость говорящего. А если он слаб, то почему надо делать то, что он говорит? Именно это можно видеть в отношениях людей и Бога. Бог говорит с нами, как с нормальными, ни к чему не принуждает, предлагает благо. Для адекватного человека этого вполне достаточно для того, чтобы делать именно то, что хочет Господь. Тем более, что для своего же блага, для своей же выгоды. Но вот именно адекватности людям явно не хватает. Известно, что крупные собаки, входя в силу, начинают устраивать хозяину тесты, чтобы выяснить, кто сильнее. И, если хозяин проявит слабость, пёс перестаёт с ним считаться. Примерно так же человек ведёт себя по отношению к Богу, а в качестве упомянутого теста выступает неповиновение. А т.к. Бог долготерпит, то это воспринимается как слабость. Отсюда вывод: если я могу пренебрегать Богом и мне за это ничего не будет, то зачем вообще обращать на Него внимание? Как и в случае с народом Израиля, Господь ради вразумления людей ниспосылает на них наказания. Вернее, даёт им возможность ощутить последствия своих грехов, дабы они поняли, что жить в праведности лучше. Но, как и в случае с Израилем, вразумлений не хватает надолго. Бывают те, кто задумывается, но потом опять всё то же самое. Так происходит и с отдельными людьми, и с целыми народами. А что в результате? В результате настаёт момент, когда Божественное долготерпение заканчивается.

Для священников и лидеров Северного Царства предупреждение Амоса было неприятной неожиданностью, но, как ни странно, никаких выводов сделано не было. Пророка выгнали, и всё пошло по-прежнему. Возможно, сама его личность оказалась не особо вдохновляющей. Представьте, мы тут богатые, знатные, образованные, живём в столичном городе, а приходит какой-то пастух из провинции и начинает учить, как жить. Бред какой-то. По сравнению с современниками Амоса у нас более выигрышное положение. О Втором Пришествии ради суда над миром Бог возвестил устами Единосущного Сына Своего. Причём не единожды. Соответственно, никаких скидок на неподходящесть вестника не может быть, и стоит всерьёз задуматься, потому что и сказанное самим Христом, и открывшееся Иоанну на Патмосе являет картину поистине жуткую. Но вот тут и является удивительность христиан. Есть обетование, причём никто не утверждает, что оно ложное. Наоборот, возвещая это обетование, говорят «сие есть Слово Божие». Но повседневная жизнь при этом выглядит так, как будто ничего сказано не было, а Бог не долготерпелив, а бесконечно терпелив. От этого происходят те мерзости и то зло, которые отравляют и мир, в котором мы обитаем, и нашу жизнь от бытового уровня до государственного масштаба. Что из этого следует?

«Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль». То, что Пришествие Христа ради суда над миром совершится – есть факт, не подлежащий сомнению. Совершится оно сегодня, завтра или через сто лет, неважно. Это просто вопрос времени. Поэтому и на слова Амоса, и на обетования Христа мы должны смотреть, имея в виду находящееся в них ключевое слово: «готовность, приготовиться». Эти понятия как во времена Амоса, так и сегодня, имеют один и тот же смысл: нужно пересмотреть своё бытие в свете Божьей воли, покаяться в недолжном, и изменить бытие так, чтобы пребывать в единстве с Богом. Но вот вопрос. Хорошо, положим, я изменил своё бытие и пребываю в гармонии с Богом. Но большинство моих ближних живут как раньше, т.е. во грехе и беззаконии. И те бедствия, которые на них из-за этого приходят, задевают и меня – ведь мы все живём в одном пространстве. Так зачем стремиться к правде, если всё равно приходится страдать? Ответ: нужно смотреть не в сегодня, а в завтра. Потому что потрясения, происходящие в видимой реальности, с точки зрения вечности не имеют значения. Важно лишь то, что произойдёт в момент Божьего Суда. А, в отличие от повседневности, Суд Божий не будет оптовым. Каждый ответит за себя лично. За себя, и за тех, кто согрешил по его вине. Поэтому мы должны готовиться к встрече с Богом, не придавая особенного значения происходящему вокруг. Мы должны быть готовы – это главное. Наша задача быть готовыми самим и предостерегать ближних, чтобы и они приготовились. Ещё один момент: Бог послал Амоса, чтобы он сделал предупреждение, но нигде не сказано, что в результате этого предупреждения руководители и народ Северного царства должны были обратиться. Им предоставлялась возможность сделать выбор. То же самое было с Ионой. Он должен был возвестить предупреждение Всевышнего жителям Ниневии, а примут они эту весть или проигнорируют её, зависело от них самих. Ниневитяне сделали свой выбор. Они покаялись, и Бог отвратил от них наказание. В Вефиле Божью весть проигнорировали. Финал нам известен. Сегодня всё то же самое. У нас есть выбор. Наше дело – сделать его в пользу Бога и призвать к тому же ближних. Ведь Бог не призывает нас ни к чему плохому. Ибо следование Его воле, пребывание в единстве с Ним меняет к лучшему как человека, так и окружающее его пространство.

Мы – грешники. Мы всегда будем спотыкаться и падать – от этого не избавишься. Но уменьшить количество падений можно однозначно. А ещё можно, даже упав, не валяться в грязи, но встать, очиститься праведностью Христа и отправиться дальше. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)