МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Ноября 2025 года
1-е Воскресенье Адвента
Римлянам 13:8-14
8. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».
10. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
11. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Пример, с которого я хотел бы начать сегодня, я нашёл в книге современного светского буддиста Ноа Рашета. Этот автор описывает произошедший с ним весьма поучительный случай. Его хорошему другу диагностировали рак в последней - и, к сожалению, неоперабельной - стадии. Врачи констатировали, что жить этому человеку оставалось буквально несколько месяцев. Узнав об этом, Рашета спросил своего друга: "Каково это - знать, что ты умираешь?". Друг усмехнулся и ответил: "Странный вопрос. А разве ты не умираешь?".
Такой ответ заставил Рашету очень серьезно задуматься. Потому что неизлечимо больной друг напомнил ему об одном простом факте: строго говоря, умирали они оба. Просто его друг умирал немного быстрее, а сам Рашета - немного медленнее. Однако, оба они двигались к одной и той же конечной точке, просто шли с разной скоростью. А если конечная точка пути - одна и та же, то так ли важно, достигнешь ли ты её немного раньше, или немного позже?
Конечно, дорогие братья и сёстры, кому-то этот пример может показаться довольно мрачным. Однако, на мой взгляд, этот пример вполне неплохо согласуется с основной идеей того отрывка из Послания к Римлянам, который мы с Вами услышали сегодня. Апостол говорит: "...ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света" (Римлянам 13:11-12, Синодальный перевод).
И прежде чем рассматривать этот отрывок, полезно будет вспомнить, какой день сегодня в нашем церковном календаре. А сегодня - начало Адвента, начало предрождественского времени. Это время, когда нам следует обратить наши помышления ко Второму Пришествию нашего Господа Христа. И вот, сегодня в центре нашего внимания слова из апостольского послания, которые, как я уже сказал, напоминают нам как раз о том, о чём идёт речь в приведённом мной примере. Апостол говорит о том, что наше бытие на этой грешной земле - конечно. И мало того, косвенным образом Апостол напоминает нам и о том, что само существование нашего пораженного грехом мира тоже так или иначе идёт к неизбежному финалу. По сути Павел говорит, что все мы вместе с нашим грешным миром так или иначе движемся к одной и той же конечной точке.
Но стоит ли нам, Христовым верным из-за этого впадать в отчаяние?
Если внимательно посмотреть на этот отрывок, то вот что бросается в глаза: у Апостола эта идея о конечности нашего бытия в этом мире не окрашена в такие уж мрачные тона. Наоборот, в его словах чувствуется скорее дух надежды, дух некоего радостного предвкушения. Своим братьям и сёстрам в Риме Апостол пишет: "Любовь не творит зла ближнему, полнота (вариант перевода: исполнение) закона — в любви. Так и поступайте, понимая, какое настало время: пришла пора нам пробудиться, и спасение ближе к нам, чем когда мы уверовали. Ночь проходит, близится день — отбросим дела тьмы, возьмемся за оружие света! При дневном свете будем идти прямой дорогой без попоек и пирушек, без распутства и обжорства, без вражды и зависти. Облекитесь во Христа Иисуса и не потакайте своим плотским прихотям" (Римлянам 13:8-12, перевод А. Десницкого).
На что следует обратить внимание в этом тексте?
Я думаю, если попробовать в общих чертах сформулировать сам дух этого отрывка, то Апостол, как я уже сказал, в этом тексте в очередной раз напоминает нам о том неизбежном финале, к которому идёт и каждый человек. И к тому же финалу - своему неизбежному концу - движется и весь наш поражённый грехом мир. Однако, сам факт того, что этот мир движется к своему концу для Апостола становится скорее поводом для радостного предвкушения, чем для скорби или отчаяния. Благодарение Богу, что Апостол не говорит, как мог бы сказать любой светский или неверующий человек: "ближе к нам смерть...". Нет, он говорит: "спасение ближе к нам, чем когда мы уверовали".
Слово "спасение" в этом контексте можно понимать в нескольких смыслах. Во-первых, к каждому из Божьих верных, к каждому, кто уверовал во Христа как своего Господа и Спасителя близко Спасение в Единородном Божьем Сыне Иисусе Христе, в Его крестной жертве. Однако, можно понимать слово "спасение" также и в таком ключе: спасение как наше окончательное освобождение от этого падшего мира, в котором царят грех, беззаконие, зло и смерть.
Да, само наше пребывание в этом исполненном зла и насилия мире Апостол сравнивает с пребываением во тьме глубокой ночи. Однако - говорит он - эта ночь не вечна. Тьма этого мира неизбежно сменится светом: "Ночь проходит, близится день". То есть говоря о свете дня, который приходит на смену ночной тьме, Апостол образно говорит не только о Спасении в Иисусе Христе, но и об окончательном освобождении от зла и греха этого мира, которое Спаситель Христос принесёт своим верным во время Своего Второго Пришествия.
"Ночь прошла, (...) день приблизился" - эти слова Апостола напоминают нам о том, что время Второго Пришествия Христа будет временем торжества Божьей Правды и Справедливости. Для членов Христовой Церкви это будет в том числе и момент избавления от греха и зла, под бременем которых Божьи верные вынуждены каждодневно страдать в нашем падшем мире. В этой связи полезно вспомнить, что Евангелии от Луки и Сам Спаситель говорит о Своём Пришествии как об избавлении и освобождении, наставляя своих учеников: "...И когда это начнет сбываться, распрямите спины и поднимите головы — (...), ваше избавление уже близко!" (Луки 21:28, перевод А. Десницкого).
И вот Апостол напоминает нам о том, что для Христовых верных Второе Пришествие Христа будет в том числе и временем освобождения и избавления. Однако, если говорить об этом мире - думаю, не все в нём встретят Второе Пришествие нашего господа с радостью. И не только потому, что Второе пришествие Христа будет Его Пришествием для суда над нечестивыми. Но, думаю, в том числе и потому, что Второе Пришествие Христа будет означать полное крушение этого мира вместе с его - будем откровенны - ложной системой ценностей. Потому что сама система ценностей этого мира основана в том числе и на хотениях и устремлениях нашей поражённой грехом природы; на ненасытном человеческом эго, которое желает всё больше и больше и никак не может насытиться; на тех самых "плотских прихотях", о которых говорит нам Апостол.
В услышанном нами сегодня тексте Павел только в самых общих чертах говорит об этих человеческих пороках: об "оргиях и пьянстве, (...) разврате и безобразиях, (...) раздорах и зависти" (Римлянам 13:13, перевод РБО, 2011 г.). К несчастью, примеров такой безбожной и нечестивой жизни мы с Вами можем в нашем мире найти ещё множество. Грех поистине многолик. Однако, итог жизни во грехе не только в том, что грех возводит стену между человеком и Богом и всё дальше уводит человека в бездну погибели и Господнего осуждения. Опасность греховной жизни ещё и в том, что человек, чьё сердце поражено злом (с такими его симптомами как алчность и своекорыстие) - так вот, такой человек тратит своё жизненное время и свои силы на то, что в сущности не имеет совершенно никакого значения. Человек фактически проживает свою жизнь зря, гоняясь за разного рода фантомами, гоняясь за призрачным.
Сплошь и рядом мы видим в мире как люди отдают свои время и силы такого рода иллюзиям. Одни люди в буквальном смысле слова готовы жрать друг-друга ради влияния, ресурсов, статуса и власти, чинов и званий. Такие люди в своей гордыне ставят себя на место Бога, которому одному подлинно и принадлежит вся власть в нашей вселенной. Другие готовы работать на износ, забывая и о жизни и о собственном человеческом достоинстве - лишь бы была возможность позволить себе новый автомобиль, новое украшение или какую-нибудь новую технику (новый “гаджет”, как это сейчас называют). Иные готовы ради денег и материальных благ угнетать и унижать своих ближних, созданных - напоминаю - по образу и подобию Божию. Наконец, есть люди, готовые за деньги совершать убийства, или за деньги творить разного рода непотребства.
А всё это - ради чего? Ради благ этого мира, которые по сути - бесполезная мишура. Ведь когда человек встанет на пороге могилы, ничто из этого уже не будет иметь совершенно никакой ценности. Ничто из этих так называемых благ не сможет спасти его от смерти! А в жизни будущего века все эти "блага" тем более не будет иметь никакого значения. Потому что когда Христос - как сказано в Никейском символе веры - придёт со славою судить живых и мёртвых, Христа не будут интересовать ни чины, ни звания человека, ни состояние человека, ни его властные полномочия, ни модель его авто, ни новизна его гаджетов, ни даже количество «лайков» под его постами в социальных сетях. Важно будет только одно: как человек жил и действовал в этом мире; было сердце человека с Воскресшим Христом, стремился ли человек делом славить Бога, творить Божью Правду, с любовью служа своим ближним.
И вот поэтому здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение этот текст имеет для нас с Вами. А также и о том, какую ответственность накладывает на нас наше христианское призвание. Потому что именно об этом - о том, что действительно важно в жизни христианина - напоминает нам Апостол всё в том же отрывке из Послания к Римлянам: "...Ночь проходит, близится день — отбросим дела тьмы, возьмемся за оружие света! При дневном свете будем идти прямой дорогой без попоек и пирушек, без распутства и обжорства, без вражды и зависти. Облекитесь во Христа Иисуса и не потакайте своим плотским прихотям" (Римлянам 13:12-14, перевод А. Десницкого).
И несколько ранее в этом же тексте, как мы с Вами услышали сегодня, Апостол говорит о том, что должно стать сущностным центром, что должно стать стержнем жизни христианина: "Пусть никто не будет никому ничего должен, кроме долга взаимной любви: кто любит, тот исполнил и остальной закон. Заповеди «не блуди, не убивай, не воруй, не пожелай чужого» и какая еще ни есть заповедь — они все заключаются в словах «возлюби ближнего, как самого себя». Любовь не творит зла ближнему, полнота закона — в любви" (Римлянам 13:8-10, перевод А. Десницкого).
Апостол напоминает нам о том, что наше христинаское призвание налагает на нас ответственность. И наша ответственность состоит в том, чтобы делом являть Божий свет и Божью любовь этому поражённому грехом миру. Если вспомнить пример, который я привёл в начале - все мы с Вами должны помнить, что наше бытие на этой земле не вечно (как не вечно и само существование этого мира). Все мы, Христовы верные, так или иначе, просто с разной скоростью, движемся к единой конечной точке - ко встрече с воскресшим Христом. Встреча эта состоится либо в момент Его Второго Пришествия, либо во время последнего суда, в день Воскресения Мертвых.
А если всем нам так или иначе предстоит встреча с воскресшим Христом, мы не имеем права проживать наши жизни глупо и бездумно, как бы плывя по течению в потоке этого мира, лежащего во зле. Наше христианское призвание - в том, чтобы являть любовь и милосердие нашим ближним. Да, пока мы ещё в этом поражённом грехом мире, мы ещё не до конца освободились от него. И да, мы видим, что в мире господствуют насилие, ненависть, своекорыстие, господствуют зло и грех. Но для нас это не повод сдаваться и опускать руки. Для нас это не повод просто расслабиться и плыть по течению, погружаясь вместе с этим миром в водоворот греха и зла.
Наоборот, для нас это повод делом явить нашу христианскую инаковость. Делом явить нашу, уж извините за такое высокопарное выражение, христианскую святость. Потому что слово "святой" в его исходном, библейском значении - это именно "особенный", "отделённый". Мы призваны жить не так, как живут люди этого мира: сосредоточившись полностью только на себе, строя свою жизнь вокруг своих эгоистических и своекорыстных желаний. Мы призваны к другому: к тому, чтобы являть в этом мире Божью любовь и милосердие; мы призваны являть Божью правду и справедливость; мы призваны являть смирение в этом мире, где господствуют властолюбие и гордыня; наконец, мы призваны делом служить нашим ближним там, где мы можем послужить.
Всё в том же послании к Римлянам, но чуть ранее (в главе 12-й) Апостол наставляет своих братьев и сестёр, говоря о том, как христианам следует жить "ходя в обновлённой жизни", жить в свете того факта, что Христос искупил нас и на кресте принял на Себя наши грехи. Апостол говорит: "Отвернитесь от зла, твердо держитесь добра, любите друг друга как братья, ставя на первое место один другого. Господу служите с неустанным рвением и пламенным духом, надежде радуйтесь, страдание терпите, усердно молитесь. Внутри святой общины верующих делитесь с нуждающимися, старайтесь быть гостеприимными, и благословляйте преследователей — благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с теми, кто радуется, и плачьте с теми, кто плачет. Меж собой будьте согласны и без гордости уступайте тем, кто ниже вас. Не считайте себя слишком разумными. Никому не воздавайте злом за зло, но ищите добра по отношению ко всем людям" (Римлянам 12:9-16, перевод А. Десницкого).
Согласитесь, это очень сильные слова, хорошо передающие суть нашего христианского призвания. В мире, который лежит во зле, мы с Вами призваны быть проводниками Христова света, проводниками добра, правды и Божьего милосердия. Мы действительно призваны, как и учит нас Апостол: "отбросить дела тьмы (и) взяться за оружие света" (Римлянам 13:12, перевод А. Десницкого).
И вот именно поэтому, дорогие братья и сёстры, подводя итоги всего сказанного выше, имеет смысл вернуться к тому, на первый взгляд, мрачному примеру, который я привёл в начале. Если вспомнить того же Ноа Рашета, слова его умирающего друга напомнили ему о том, что они с ним оба были смертны и что оба так или иначе (просто с разной скоростью) двигались к одной и той же конечной точке - своей кончине. Вот так и слова Апостола, и сам дух богослужений Адвента напоминают нам об одной простой истине: все мы тоже так или иначе движемся к одной и той же конечной точке: ко встрече с Воскресшим Христом в Новом Бытии. Кому-то из нас посчастливится встретиться с Господом раньше, кому-то - позже. Однако, встреча эта неизбежна.
Мало того, не только для нас неизбежна эта встреча после окончания нашего земного бытия. Слова Апостола напоминают нам и о том, что само существование этого мира однажды подойдёт к концу. Второе пришествие Христа откроет членам Его Церкви дорогу к окончательному освобождению от греха и зла этого мира, дорогу к Новому Небу и Новой земле "на которых обитает правда" (2 Петра 3:13, Синодальный перевод).
И кроме того, второе пришествие Господа наглядно покажет всю иллюзорность и суетность системы ценностей этого мира. Оно наглядно покажет, что всё то, за чем гонялись в этом мире люди, ослеплённые своими эгоистическими желаниями - в действительности есть не более, суета. Не более, не чем иллюзия. Что все блага и удовольствия этого мира - не более, чем пустышка (хотя, может быть, и очень красиво оформленная).
А если так, дорогие братья и сёстры, то нам, членам Церкви Христовой, следует сосредоточиться в нашей жизни на том, что действительно важно. Сосредоточиться на вечном, а не на временном. Нам следует делом являть в этом мире Божью правду, являть любовь и милосердие нашим ближним. Пусть этот мир лежит во зле и греховной тьме, нам с Вами в этой страшной кромешной ночи нужно быть именно источниками Христова света. Нужно делом подтверждать и укреплять наше христианское призвание, неся людям в этом падшем мире Божью Любовь, Милость и Спасение в Иисусе Христе. Будем же действовать именно так, как призывает нас действовать Господь через слова Святого Апостола: "отбросим дела тьмы, возьмемся за оружие света!". И будем молиться, чтобы нас укрепил на этом нелегком пути Всемогущий Вечный Триединый Бог, Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
01 Декабря 2024 - 1-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
03 Декабря 2023 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2022 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
28 Ноября 2021 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2020 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
01 Декабря 2019 - 1 воскресенье Адвент (Пастор Д. Лотов)
02 Декабря 2018 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор Д. Лотов)
