МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Февраля 2009 года

Еstomihi


Притчи 1, 20-28

Сегодня мы празднуем последнее воскресенье перед Великим Постом, который начнётся в среду предстоящей недели. Великий пост или, как он ещё называется, «Страстное время», предназначен для углублённых размышлений о жертве Христа, о её смысле и действенности. Он начнётся в среду, но многие ли заметят его начало? Разумеется здесь, в России, григорианского церковного календаря придерживается ничтожное меньшинство – мы и римские католики. И даже если бы все наши церкви были каждое воскресенье заполнены до отказа, даже тогда на фоне общей численности населения мы оставались бы каплей в море. Большинство российских христиан принадлежит или причисляет себя к православному исповеданию. Но многие ли заметят начало Поста, когда он начнётся в соответствии с православной традицией? Да, разумеется, в церквах будут совершаться соответствующие службы, но будет ли происходить что-нибудь за пределами их стен? Увидим ли мы в обыденной повседневности что-нибудь помимо реклам постного меню?

Только что мы слышали слово из Книги Притчей: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой…». Сегодня государство не только не борется с Церковью, но даже заигрывает с ней, пытаясь пристегнуть её к политической колеснице. Вследствие этого Церковь может высказываться совершенно открыто. Священнослужители вхожи в Государственную Думу, им предоставляется возможность говорить посредством телевидения и радио; у Церкви есть своя пресса, есть возможность публиковаться в государственной печати. И Церковь не молчит. Она говорит. Может быть не так много и не так сильно, как следовало бы, но она не молчит. Однако многие ли слышат её голос? Меняет ли он хоть что-нибудь в нашей нынешней реальности? В прежней России, а вернее сказать, в Российской империи, приход поста был явным и зримым. Когда начинался Великий Пост, жизнь общества реально менялась. Менялся общественный уклад, в значительной мере менялся и личный. Сегодня же не меняется ничего. Почему так? Потому что никому ничего не нужно. Вернее сказать, нужно. Но нужно отнюдь не то, что предлагает Церковь. «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание?». Как давно сие написано, но как актуально звучит! Актуально, ибо невежество, буйство и глупость – это те самые характеристики, которыми определяется нынешнее время. Существует изречение «когда говорят пушки, музы умолкают». Точно также, когда буйствуют невежество и глупость, премудрость становится ненужной. Однако о какой премудрости идёт речь? Разве у нас мало людей, имеющих хорошее образование? Разве наше общество состоит из тупиц, с трудом отличающих чёрное от белого? Нет, не состоит. Но обычное образование не имеет ничего общего с той премудростью, о которой возвещает Священное Писание.

Мудрость, о которой говорит автор Книги Притчей, это страх Божий – именно так говорится в одном из последующих стихов. А что такое страх Божий? Это благоговение и трепет перед Божественным величием. Вот именно этого благоговения и трепета напрочь лишено сегодняшнее общество, причём, как уже говорилось, оно ему и не нужно. Вот уж поистине: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли.». Сегодняшнее время – это время торжества материалистического мышления и гордыни. Откуда сие идёт – можно понять. Мы живём в эпоху феноменальных технических достижений, когда становится возможным то, что раньше можно было сыскать только в сочинениях писателей-фантастов. Мы живём в эпоху возрастания благосостояния, выражением которого становится активно ведущееся строительство таких зданий, о которых раньше и помыслить было невозможно. Мы живём в эпоху, когда собственная активность может принести огромный успех, когда можно творить великие дела. И всё сие укрепляет видимую стабильность общества и государства. Причём не только в масштабе одной отдельно взятой страны. Тут есть от чего возгордиться - возгордиться и спросить: а зачем мне нужен Бог, когда я могу обустроить свою жизнь наилучшим образом самостоятельно? Зачем мне нужен Бог с Его заповедями, пригодными только для слабых, если гораздо проще взять то, что мне надо, по праву сильного? Так мыслят не только неверующие. С некоторых пор в России стали появляться группы неоязычников, пытающихся возродить древние славянские культы. Аргументируя свои инициативы, лидеры этих групп в том числе говорят, что христианство пригодно только для слабых – сильные люди должны действовать иначе. Что ж, со стороны может действительно показаться, что Заповеди только отягощают, что позиция христиан абсолютно не соответствует реальности, и что уверенный в своих силах человек вполне может достичь того, чего он хочет, совершенно самостоятельно. Однако слово Писания, подтверждённое служением Христа, пророков и апостолов предупреждает нас, что всё выглядит несколько иначе. Если человек может что-то делать, то только лишь потому, что Бог попускает ему действовать. Всё благосостояние мира, все человеческие достижения возможны постольку, поскольку Бог допускает сие. Поэтому мир совсем не так прочен и стабилен, как может показаться. Сегодня Бог попускает нам действовать, но завтра всё может измениться. И, как свидетельствует откровение Писания, изменения произойдут. «Когда придёт на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесётся на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня и не найдут меня.». Картина видимой стабильности может в одночасье измениться. Даже такое чисто мирское явление, как экономический кризис, может разрушить очень многое – мы имели возможность почувствовать сие в годы перестройки, мы имеем возможность почувствовать это сейчас. От опасности войны мы тоже не застрахованы. А те явления, которые будут предшествовать концу нынешнего мира, вызывают ужас даже в литературной форме. В любом случае нет ничего более ужасного, как видеть, что привычный мир рушится на глазах и ничто не в состоянии остановить это разрушение. Когда нечто подобное начнёт происходить, думаю, что многие обратятся к Богу в поисках хоть какой-то защиты. Но только найдут ли? Ведь, чтобы что-то найти, надо знать, что, как и где искать…

Однажды, когда я жил в Латвии, необходимость вынудила меня совершить изрядное пешее путешествие по ночной дороге. В тех местах жильё встречается достаточно редко и вот, ты идёшь один километр, другой, и не видишь никаких признаков места, где можно было бы найти пристанище. Всё покрыто мраком, в котором не светится ни единого огонька. Наш мир похож на эту ночную местность, ибо лежит во тьме. Во тьме и тени смертной, в которой можно блуждать очень долго. Сейчас в нём ещё есть проблески света, ибо пока ещё в нём присутствует Церковь, присутствуют Господни верные, которые возвещают Слово Божие. Но их не так много, а однажды наступит момент, когда их не станет совсем, ибо, согласно откровению Господа, перед Вторым Пришествием верные будут взяты от земли. И тогда мир окончательно погрузится во тьму. Именно тогда те, кто захотят обрести Бога, уже не смогут этого сделать. Мы не знаем, насколько далеко от нас отстоят эти времена. Доподлинно известно лишь то, что пока ещё они не пришли. И пока мы ещё здесь, мы призваны быть проводниками света, огоньками во тьме, чтобы блуждающие в ней могли найти дорогу к пристанищу, дарующему мир Божий, прощение грехов и жизнь вечную. Но для того, чтобы светиться, для того, чтобы быть проводниками света, надо быть прозрачными для него. А для того, чтобы быть прозрачными, надлежит возрастать в благоговении и трепете перед Богом, т.е. в той самой премудрости, о которой возвещает нам Книга Притчей.

В среду грядущей недели начинается Великий Пост или Страстное время. В окружающем нас мире ничего не изменится. Он будет по-прежнему предлагать нам массу возможностей для приятного времяпрепровождения. Оно не греховно, но давайте строить своё бытие таким образом, чтобы находилось время не только для преходящего, но и для вечного, т.е. для размышлений над Словом Божиим. В земной жизни можно обойтись без премудрости – без неё можно жить и жить неплохо. Но в вечность без неё не войдёшь. А что есть земная жизнь, если она не ведёт к вечности? «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою…». Услышим голос премудрости Божией и последуем сказанному ей. Аминь.