МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Марта 2009 года

Oculi – третье воскресенье Великого Поста


Лк.9, 51-56

Когда же приближались дни взятия Его <Иисуса> от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Человеческое бытие не стабильно. В нём случаются подъёмы и падения, вводящие в состояния, справиться с которыми бывает непросто. Традиционно считается, что труднее всего справляться с горем, несчастьем. Однако позволю себе выразить сомнение в соответствии такого мнения действительности. С горем справиться непросто – это правда. Но ещё более непросто справиться с тем, что по человеческим понятиям считается удачей. Быстрое или даже внезапное обретение больших возможностей: например нежданное получение большой суммы денег или доступа к властным полномочиям - ситуации такого рода не принадлежат к тем, управиться с которыми получается как бы само собой. Голова идёт кругом от открывшихся перспектив и для того, чтобы не «пойти вразнос», нужно приложить немало усилий для обуздания самого себя. Прямо скажем, обуздывать себя умеют немногие – отсюда тот беспредел, свидетелями которого мы стали в годы активного разворовывания национального достояния России. Многие люди, изрядно на этом поживившиеся, попали, как говорится «из грязи да в князи» - последующий образ их жизни показал, что отсутствие мощных сдерживающих факторов внутри человека может привести к катастрофе для личности. По крайней мере среди наших внезапно появившихся миллионеров и миллиардеров не так много тех, кого в полной мере можно назвать «адекватными». Как это ни удивительно, с апостолами происходит нечто подобное. Хотя, почему удивительно? За исключением Матфея они происходят из социальных низов и до призвания Христом имеют самые простые занятия. И вдруг в один момент они становятся спутниками Сына Божия. При этом их жизнь фундаментально изменяется: вместо тяжёлого труда - вольные странствования; вместо пренебрежения со стороны окружающих – часть почтения, которым окружали их Учителя; вместо монотонной обыденности каждодневное соприкосновение с невероятным. Ведь Иисус не просто учит – Он ещё и творит чудеса. Причём в достаточно непродолжительном времени после призвания способность творить чудеса становится достоянием учеников. Тут уже кто угодно потеряет чувство меры и способность к здравому рассуждению. Не сомневаюсь, что если бы не мощный сдерживающий фактор в лице Спасителя, ученики натворили бы немало бед. Что это было бы именно так, свидетельствуют намерения Иакова и Иоанна: «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?». Не приняли нас на постой, ну так сейчас всех спалим – вот уж поистине «новорусский» способ решения проблемы. Ответ Христа являет нам: во-первых, то самое сдерживающее начало, о котором было только что упомянуто; а во-вторых, несовместимость благовествования с действиями, предложенными Иаковом и Иоанном: «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать.».

Удивительные слова, о которых Церковь впоследствии забыла очень основательно. Забыла, ибо христианская проповедь зачастую выглядела не как раскрывание Царствия небесного, не как приглашение к участию в этом царствие, к спасению от гибели, но как грубое принуждение. Достаточно вспомнить, как христианство насаждалось на Руси. Древняя хроника, рассказывая о введении христианства в Новгороде, сообщает, что «Добрыня крести огнём, а Путята мечом». Можно ещё вспомнить, каким образом действовали христиане в странах так называемого «третьего мира» уже в значительно более позднее время. Ну и наша добрая старая Европа, в которой для всех, хоть в чём-то не согласных с официальными доктринами, всегда были готовы костёр или изгнание. Причём совершенно неважно, от кого именно исходили официальные доктрины. Католики жгли и изгоняли несогласных с постановлениями папы, реформаты в Женеве жгли и изгоняли несогласных с постановлениями Кальвина, а принявшая реформу Никона православная Россия самым деятельным образом расправлялась со старообрядцами. Сейчас, конечно, уже всё иначе. Сегодня все говорят о взаимных любви и уважении, но на самом деле в условиях светского государства просто нет возможности преследовать инакомыслящих. А вот если бы она была… Отношения между католиками и лютеранами в Польше до сих пор остаются непростыми. Равным образом совершенно неизвестно, как повели бы себя православные в России, имей они соответствующие возможности.

Слова Христа напоминают, что назначение Церкви «не губить, а спасать», а спасение не может совершаться в принудительном порядке. Никто не может быть спасён против своей воли, и светлое будущее, в которое тебя тащат насильно, будет восприниматься не как светлое будущее, но как тюрьма. Отсюда следуют выводы, важные для каждого из нас, потому что каждый из нас призван быть проповедником Евангелия, каждый из нас призван благовествовать о Христе. Тот, кто этого не делает, идёт против воли Спасителя. Так какие же обязательства налагает на нас Иисус, говоря о том, что Его ученики призваны не губить, но спасать?

Прежде всего, мы должны помнить, что вопросы веры не могут решаться насилием, репрессиями и принуждением. Христианин должен словом и делом являть любовь Господа. Даже обличая грех, он не должен ненавидеть личность грешника. Следует памятовать о том, что в Писании указан путь исключения из общины, но нет пути насильственного принуждения к вступлению в неё. Равным образом нет и пути к истреблению или унижению инакомыслящих. Всё сие означат, что в повседневности мы не должны давать волю эмоциональным порывам, дабы не сотворить такого, о чём впоследствии пришлось бы сильно пожалеть (как это чуть не случилось с Иаковом и Иоанном). Мы призваны продолжать дело Христа, дело апостолов, а для того, чтобы это было возможным, надо пребывать с ними в одном духе. Именно пребывание в единстве духа и учения и есть истинная апостольская преемственность. Но это не значит, что христиане не вправе защищаться. Мы имеем полное право защищать себя и свою веру от посягательств и принуждений к отступничеству, от кого бы таковые ни исходили. И если государственная власть принуждает нас поступать против воли Господа, мы имеем полное право не повиноваться. Но с другой стороны мы не имеем права проявлять агрессивность в отношении тех, кто нас не принимает. Самаряне, через селение которых шёл Иисус с учениками, не общались с иудеями, причём неприятие было абсолютно взаимным. Именно поэтому они и не приняли Спасителя. Господь не стал нарушать свободу воли и пошёл в другое селение. И это пример для нас: мы имеем призвание возвещать Слово Божие; мы имеем право высказывать свою точку зрения, но в то же время мы должны обуздывать свои эмоции и не навязываться там, где нас не хотят принимать. «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.». Аминь.