Господь хранит тебя, если ты ходишь в храм, от напастей и бед, о которых ты даже не подозреваешь

Скоро уже 17 лет, как я каждое воскресенье прихожу на службу в наш собор. Много событий произошло за этот период в жизни нашей церкви и общины – многие уехали, община пополнилась новыми людьми. Но знаете, я давно не видел в глазах людей того живого интереса к Слову Божьему, которое было у них в первые годы становления. Почему это происходит? Что произошло с людьми, почему они приходят в церковь, в большинстве случаев, только по большим религиозным праздникам? (На пасхальном богослужении присутствовало более 300 человек, в то время как в обычное воскресенье 40 – 70. Об этом я хочу немного поговорить и поделиться своими мыслями.

Как мне кажется, люди не ходят в церковь, во-первых, потому что считают мирские дела более важными. Как написано в Евангелии от Луки (гл.14), один купил поле, за которым нужно смотреть, другой приобрёл волов, третий женился, поэтому и не идут на званый ужин. Неужели можно думать, что не обращаясь к Богу, можно самостоятельно решить свои проблемы? Если бы ты знал, чего себя лишаешь! Но ты не знаешь, и отсюда все твои беды.

Во-вторых, не все из нас, христиан, ревностные подвижники. Есть и умеренные, и есть ленивые. Что же нам необходимо для того, чтобы прийти в себя, избежать духовного застоя и возгореться духовно? Толчок, рука помощи, подходящая среда и тёплое окружение. Конечно, обстановка храма, духовная атмосфера, музыка воодушевляют нас. Пение псалмов, проповедь и благословения пасторов, молитвы и Божественная Литургия со святым Причастием возвышают нас. Нас окружает усердие ревнителей Церкви, благочестие верующих. Священный огонь их веры передаётся и нашим душам. Сколько раз мы выходили из храма с обновлённой душой, исполненными решимости сделать нашу внутреннюю жизнь более серьёзной и возвышенной! Без сомнения, посещение церкви возвышает нас духовно. Оттуда возвращаешься, исполненный радости и благодати. «Приходи в церковь, - говорит Иоанн Златоуст, - чтобы уйти исполненным небесных даров, чтобы в любых положениях оставаться невредимым, чтобы вооружившись духовным оружием, стать неуязвимым и неподвластным дьяволу». Ведь дьявол всегда мешает и старается отвлечь человека от церкви.

Не посещая церковь, многие рассуждают примерно так: «Ничего страшного. Бог вездесущ, могу помолиться и у себя дома». Но одно дело дома, и совсем иное – в церкви. Дома можешь помолиться, но не можешь совершить Божественную Литургию. В церкви пребывает Сам Христос. Ему принадлежат слова: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» (Мф. 18: 20). Если же Он пребывает среди двоих или троих, надо думать, с какой радостью Он находится там, где собрались десятки, сотни и даже тысячи. Всякое дело, о котором бы не попросили люди вместе во имя Его, благословит Господь. Мы по обетованию ждём в церкви от Бога исполнения прошений своих, и Отец наш даёт нам в избытке благословение Своё. Да и какой отец, если все дети вместе просят его о чём-нибудь полезном, не исполнит их просьбу с радостью? Вот почему всем верующим, которые знают об этом, нужно звать с собой в церковь других. А чем больше будет призывающих, тем больше будет услышавших и отозвавшихся.

В-третьих, есть и такие, кто не ходит в церковь, потому что им не нравятся пасторы или прихожане. Но для чего мы приходим? Чтобы на людей посмотреть или Богу помолиться? Насколько хороши или плохи другие – не наше дело. Наша задача – видеть собственные грехи, чтобы получить прощение от Бога. Но даже если пасторы и плохи, они – слуги Божии и совершители Таинств. Они поставлены Богом, чтобы освящать и благословлять, нести слово Божие нам, простым мирянам. Если царь призывает тебя в чертоги, чтобы дать то, что ты хочешь, откажешься ли ты прийти только потому, распорядитель дворца недостаточно хорош? Ведь мы приходим в храм не ради священника, а чтобы получить то, что даёт нам Бог через Его служителя.

В заключение я хочу сказать, что тот, кто строит свою жизнь, опираясь на Христа, прививает в себе связь с Ним, его жизнь приобретает смысл. Он знает, откуда идёт, знает, что ему предстоит делать, и знает, куда идти. Вопреки мнению остальных он не считает, что лишает себя радостей жизни. Просто то, к чему стремятся другие, не имеет для него ценности. Он находит удовлетворение в другом - в том, о чём сказал святой Апостол Павел: «Всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.» (Фил. 3: 8) Аминь.

Сергей Горович



Титульная страница газеты №18. XVI Синод нашей Церкви