МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Мая 2009 года

Jubilate – третье воскресенье после Пасхи


Притчи 8, 23-32

Только что услышанное нами слово Св.Писания говорит нам о мудрости Бога. Точнее сказать, о мудрости, как изначальном и неотъемлемом свойстве нашего Творца. Зримым выражением этой мудрости является тот мир, в котором мы живём – вернее сказать, та его часть, которая в настоящее время видима и доступна. «Когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав … когда полагал основания земли; тогда я была при Нём художницею и была радостью всякий день…» Чем больше взираешь на видимую часть творения, чем больше погружаешься в изучение законов, которыми она управляется, тем больше осознаёшь, что творение мира произошло не по воле случая, что это не был некий спонтанный акт, но всесторонне продуманное деяние, совершившееся по определённому плану. Результатом процесса творения стала поражающая своей гармоничностью система, в которой каждая составляющая важна, в которой каждая составляющая имеет своё назначение. Частью этой системы стал человек, которому была отведена особая роль – роль управителя Господнего достояния. Увы, как свидетельствует нам Св.Писание, человек не справился с возложенной на него задачей. Вместо того, чтобы следовать предназначенным для него путём Господним, он избрал самостоятельный путь, отличный от Божественного. Тем самым он преступил волю Творца, т.е. впервые согрешил против Него. Грехопадение произошло на заре истории, но его наследие довлеет над нами и сегодня. Отпадение от Творца, желание жить собственным разумением сделало человека неспособным понимать замысел Божий, благодаря чему пышным цветом расцвела людская самонадеянность. В чём она выражается? В том, что люди, не интересуясь мнением Творца и властителя всего сущего, сами определяют, что важно, а что нет. Сие относится абсолютно ко всем сферам бытия. И вот, мы становимся свидетелями варварского обращения с творением, которое всячески уродуется и постепенно истребляется, что рано или поздно приведёт к общемировой катастрофе. Для человека, склонного к размышлениям, этот результат очевиден. Проблема в том, что такой склонностью обладает ничтожное меньшинство. Большинство не считает нужным задумываться вообще ни о чём - в том числе и о последствиях своих деяний. Именно поэтому будущее то и дело приносится в жертву сиюминутной выгоде по принципу «после нас хоть потоп». Впрочем, человеческая самонадеянность выражается отнюдь не только в обращении с творением. С теми же мерками люди подходят и к Творцу – вернее сказать, к Божественному откровению. Сегодня это стало особенно заметным. Откровение Господне, Слово Божие постоянно подвергается ревизиям, следствием которых становятся решения о том, что для нас актуально, а что нет; что из этого Слова мы можем принять, а что давно уже пора выбросить на свалку истории в связи с несоответствием требованиям современности. Самое интересное, что всякая такая ревизия стремится сдвинуть вниз планку разрешённого. Каждая ревизия приводит к тому, что тот или иной грех объявляется сущностью дозволенной и вполне приемлемой для использования. Наконец, ту же самонадеянность мы видим и в отношениях между человеком и Богом. Её результатом становится отодвигание Бога на второй план, Его устранение из повседневности. В результате складывается парадоксальная ситуация, в которой люди признают существование Всевышнего, но при этом ведут себя так, как если бы Его вообще не было.

Любая система воззрений выражается в конкретных действиях. Любые действия имеют свои последствия. О каких последствиях можно говорить в данном случае?

Всякая система имеет некий запас прочности, в границах которого можно увеличивать нагрузки и даже нарушать инструкции пользования. И система при этом будет работать. Однако, существует некая критическая точка, некий рубеж, после пересечения которого система начинает разрушаться. Можно подвергать сомнению Слово Божие, можно заниматься его ревизированием, но каждая ревизия, каждый пересмотр отодвигают человека всё дальше от Бога. Рано или поздно это приведёт к тому, что никакие отношения с Ним уже не будут возможными. А что такое разрыв отношений с Богом? Смерть. Ибо Бог есть Творец жизни и её податель. Соответственно, разрыв с Богом означает отказ от жизни. Ни один человек в здравом уме не станет снимать противогаз в заражённой зоне, потому что прекрасно понимает, чем может закончиться подобное деяние. Почему же тогда люди с такой лёгкостью позволяют себе в отношении Бога делать то, что неминуемо приведёт их к гибели? Можно конечно, заниматься саморазрушением, но только зачем? Система ценностей, данная нам в Откровении Господнем, может представляться несовременной, противоречащей насущным интересам – но это только на первый взгляд, причём не отличающийся глубиной. Если всмотреться пристальнее, то можно будет увидеть, что противоречием для насущных интересов человека является как раз отход, отказ от данного Богом. Как только таковой происходит, в человеческой душе начинается процесс разрушения, приводящий к тому, что человек теряет человечность, превращается в нечто иное, сохраняющее лишь видимость человека. В своё время мне довелось ремонтировать старый орган, многие клавиши которого были изъедены древоточцами. Они сохраняли внешний вид, но не внутреннее содержание. И достаточно было слегка нажать, чтобы целая по виду вещь рассыпалась в тончайшую пыль. Человек, отказавшийся от отношений с Богом, пересмотревший их с точки зрения сиюминутной выгоды, очень похож на эту клавишу. Внешний вид в порядке, но внутри уже почти ничего не осталось. Что же до сжатия, то таковым для людей будет Страшный Суд. И что останется от человека после него? В первом стихе 13 Псалма говорится: «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». И далее следует продолжение, говорящее о последствиях отрицания Бога: «Они развратились, совершили гнусные дела…». Поистине надо быть безумным для того, чтобы отвергнуть волю Божию и на её место поставить свою собственную. Это такое же безумие, как и любое самоубийство. И можно лишь скорбеть о тех, для кого сие не очевидно.

Христос открывает нам новую ступень премудрости. Эта новая ступень не противоречит ничему предшествующему. Откровение Нового Завета развивает и углубляет, а в чём-то и ужесточает откровение Ветхого. И эта новая ступень, по сравнению с прежней, намного более сложна для восприятия. Потому что, например, простить и возлюбить намного сложнее, нежели чем проклясть и ненавидеть. Блюсти фарисейскую праведность дел и считать грехи своих ближних намного проще, чем держать в чистоте свои мысли и каяться в собственных прегрешениях. Быть внешне набожным намного проще, чем по-настоящему довериться Богу. Однако понятие «проще» не всегда тождественно понятию «разумнее». Простота ведёт к смерти. Представляющееся сложным – к Царствию небесному.

В жизни израильского государства было несколько периодов отступничества от воли Божией. Наиболее крупные свершились во времена пророка Иеремии, т.е. в 6 веке до Р.Х. и перед римским нашествием в 70 году после Р.Х. Оба привели к национальной катастрофе: к истреблению народа и ввержению святой земли в мерзость запустения. Однако вот что интересно. Катастрофа 70 года не затронула христианскую общину, т.к. вняв откровению Христа, христиане покинули Иерусалим до того, как армия Тита осадила его. Таким образом, меньшинство сохранилось, в то время как большинство погибло. Мир может сходить с ума, погрязать в собственном беззаконии и невежестве. Но то, что сходить с ума будет большинство, не означает, что мы должны сходить с ума вместе с ним. Мы должны свидетельствовать миру, но при этом обособляться от него, не участвуя в делах тьмы. Мы призваны слушать то, что говорит нам мудрость Божия, сверяться с ней и пребывать в ней, чтобы в свой час оказаться не с большинством, а с меньшинством, ибо на предстоящем Суде проигравшей и осуждённой стороной будет именно большинство. Поэтому предлагаю присоединиться к меньшинству – к тому меньшинству, которое проверяет не Евангелие жизнью, но жизнь Евангелием, соответственно тому, что говорит Господь: «Итак, дети, послушайте Меня; и блаженны те, которые хранят пути мои.». Аминь.