МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Сентября 2009 года

День св. апостола и евангелиста Матфея (15 тр)


Мф.9, 9-13

Кем были спутники Иисуса – те, кто стал основой будущей Церкви, Апостолами? В основном это представители социальных низов. Рыбаки с Тивериадского озера, неудавшийся бунтовщик Симон Зилот, а также люди неопределённых занятий вроде Нафанаила, которые могли без проблем провести целый день за разговором. У всех них была общая черта – им вобщем-то было нечего терять. Рыбаки не отягощены обилием имущества, а что касается неудавшихся бунтовщиков, то у них вообще ничего не бывает. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда Иисус призвал их следовать за Ним, то они, как сказано в Писании, «оставив всё», действительно последовали. Они действительно оставили всё, но этого всего было не так уж и много. Совсем иначе было с Матфеем, который, в силу своей должности, был если не богат, то, по крайней мере, состоятелен, зажиточен. Бедного сборщика пошлин, бедного таможенника даже сейчас навряд ли можно встретить, а уж в те времена тем более. Матфей был тем, кому действительно было что терять. И он теряет, ибо, услышав призыв Господа, также оставляет всё и следует за Ним. Только его «всё» намного больше, чем у Петра или Иакова. Призванию Матфея Евангелие уделяет всего несколько слов, но это событие вовсе не так просто, как может показаться. Особенно если вспомнить историю о богатом юноше, который не захотел следовать за Господом именно потому, что у него было большое имение, а также слова Спасителя о том, что проще верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное. Таким образом, Матфей становится как раз тем самым верблюдом, которому это действие удалось. Что же произошло? Что побудило человека поменять не только имущество, но и доходный промысел на бесприютные скитания по дорогам Святой Земли?

Люди хотят жить хорошо. Люди хотят благосостояния и посредством своих трудов добиваются его. Я думаю, найдётся не так много тех, кто совершенно равнодушен к этой стороне жизни. Другое дело, что есть те, кто ставит на первое место следование своему призванию, даже если приносимы им заработок не столь велик; а есть те, кому неважно, чем заниматься, потому что главное – это не само занятие, а приносимый им доход. И чем дальше представители второй группы следуют по избранной ими стезе, тем меньше в них остаётся человеческого, ибо всё, что их окружает, а также собственная совесть, начинает измеряться объёмом наличности. Матфей, по всей видимости, изначально принадлежал именно к этой группе, потому что в Иудее времён Спасителя не было занятия более презираемого, чем мытарь, сборщик податей. Сие неудивительно, ибо прислужники оккупационных властей никогда не пользовались уважением со стороны соплеменников - достаточно вспомнить соответствующие события Великой Отечественной войны.

Состоятельность может дать многое, но есть то, что не купишь ни за какие деньги – например, внутренний мир, ощущение гармоничности своего бытия. По всей видимости Матфей, ещё не до конца загубивший душу, уже давно не чувствовал себя комфортно. Постоянно находиться в атмосфере всеобщего презрения вообще не просто, а тут ситуация усугублялась тем, что человек, отторгнутый общиной избранного народа, тем самым отторгался не только от каких-то гражданских прав, но и от Божественной милости… По всей видимости, размышления о ситуации, в которой он оказался, и о путях выхода из неё были достоянием Матфея уже долгое время. Решение зрело, но не было пути выхода. И вот тут появляется Христос, который словами «следуй за Мною» открыл этот выход – выход в новую жизнь, в новые перспективы, в новые отношения с окружающим миром. Последовав за Спасителем, Матфей утратил своё богатство. Но зато обрёл нечто намного более важное – обрёл самого себя, обрёл возможность идти по жизни распрямившись, а не брести, согнувшись под тяжестью презрения соплеменников. И вот, всеми осуждаемый мытарь становится Господним верным, исполнителем совершенно особой миссии в священной истории Нового Завета. Учеников было около семидесяти, Апостолов – двенадцать. Евангелистов только четверо.

Человек – достаточно самодовольное существо, причём, чем выше он продвигается по социальной лестнице, тем больше в нём самодовольства. Продвижение вверх сопровождается повышением достатка, благосостояния. А чем выше таковые, тем больше почтения ты получаешь со стороны окружающих. С нищим не будет считаться никто. С богатым человеком считаются очень многие и, как показывает практика, даже правоохранительные органы не свободны от влияния богачей. Но ни состоятельность, ни значимость в обществе, не делают пригодным для Царствия Небесного. И ты никогда не станешь пригодным для него, пока не почувствуешь, что есть то, по сравнению с чем все земные цели не значат ничего. Обычный человек стремится к состоянию комфортности, но путь в Царствие Небесное ведёт в противоположном направлении, ибо начинается как раз с утраты ощущения комфортности, с осознания себя больным, обречённым, погибшим – с ощущения того, что этой обречённости и погибшести не смогут изменить никакие блага мира. Именно это осознание и только лишь оно делает пригодным для встречи со Христом; даёт возможность не только услышать возвещаемую Им весть, но и должным образом оценить её. Сытый и всем довольный человек никогда не будет способен на это, потому что не сможет понять, для чего ему всё это надо. Христос говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные … Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». Праведных полно. Вернее сказать тех, кто считает себя праведным. Таковым не нужно Евангелие, как никогда не согласиться пойти к врачу человек, считающий себя здоровым, хотя на самом деле он болен. Праведных много повсюду в мире: они есть везде, в том числе и в Церкви, в том числе и в нашем приходе. Им хорошо живётся, но на самом деле они в тупике, не ведущем никуда, кроме вечной смерти.

У патриарха американской фантастики Клиффорда Саймака есть весьма поучительный рассказ под названием «Мираж». В нём идёт речь об освоении Марса, представляющем собой пустыню, в которой то и дело возникают миражи – картины иного мира, поражающего своим великолепием. Они возникают не где-то далеко, а рядом, так что создаётся впечатление, что эта иная жизнь находится рядом с тобой – достаточно прорвать завесу, отделяющую её, чтобы шагнуть в этот иной мир. Но сие никому не удаётся. Мираж остаётся миражом. И вот, в эти пустыни попадает один учёный, которого ограбили и бросили на верную смерть его проводники. Оставшись в одиночестве, без всяких перспектив помощи, этот человек переосмысляет свою жизнь. Сии размышления меняют его сознание, отделяя таковое от прежнего бытия, возвышая над ним, постепенно открывая истину. В конце концов он умирает, но в момент его физической смерти завеса прорывается, и он входит в тот самый мир, который для всех прочих остаётся только лишь миражом. Для самодовольного, считающего себя праведным человека, Царствие Божие навсегда останется таким же миражом. И только лишь для того, кто переосмыслит себя и своё бытие, оно станет реальностью.

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Действие Матфея может выглядеть спонтанным порывом, но на самом деле оно не было таковым. Его последование за Христом было следствием переосмысления своего бытия, сделавшего его готовым к переменам. И когда в его жизни появляется Христос, несущий эти перемены, Матфей оставляет всё ради того, чтобы они совершились.

Да поможет нам Господь подобно Матфею ощущать себя не праведниками, но грешниками – теми самыми грешниками, ради которых пришёл Христос – пришёл, дабы призвать их к покаянию и открыть перед ними путь в вечность. Аминь.