МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Сентября 2009 года

16 воскресенье после Дня Св.Троицы


Римл.4, 18-25

Патриарх Авраам, о котором говорится в только что услышанном чтении из Послания к Римлянам, занимает в Священной Истории совершенно особое место. И в Ветхом, и в Новом Заветах его имя упоминается множество раз, причём с глубоким почтением. Спрашивается – чем обусловлено такое внимание к этому человеку, жившему несколько тысячелетий назад? Он не был пророком, он не был священником, он не был чудотворцем. Авраам – самый обычный человек. Чем же тогда объясняется его особое положение в Священной Истории – только лишь тем, что он стал родоначальником всего израильского народа? Вовсе нет. Причина, по которой Авраам занимает совершенно особенное положение – его вера, его поистине удивительное доверие Богу. Это доверие выражается в полном отсутствии сомнений в истинности и благостности Господних обетований. Когда говорят о вере Авраама, то обычно приводят в пример его исход из Ура Халдейского в Ханаан, совершённый по повелению Божию в весьма преклонном возрасте. При этом Авраам не имеет ни малейшего представления о земле, в которую идёт, так что его выход из Ура Халдейского был исходом в полнейшую неизвестность. Однако, при всей неожиданности Господнего повеления в нём, как в таковом, не было ничего сверхъестественного. Господь говорит, что Авраам должен пойти в землю, которой со временем будут владеть его потомки – это обетование вполне соответствует земным реалиям. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на историю любой колонизации. Тевтонский орден в Ливонии, Кортес в Мексике и т.д. История США, начавшаяся не столь давно, очень похожа на то, что случилось в Ханаане. Горстка европейцев, высадившаяся на совершенно новой земле, со временем разрослась, размножилась и прибрала к рукам всё что могла. Что же касается коренного населения, то его благополучно истребили, а немногих оставшихся загнали в резервации. То же самое произошло и в Австралии. Поэтому первое обетование Бога Аврааму удивительно разве что своей неожиданностью. Второе обетование намного удивительнее. Согласно ему у Авраама и его жены Сары должен родиться сын. Теоретически, событие самое обыкновенное, но на момент того, как оно предвозвещено, Аврааму уже около 100 лет, его жене 90, и Писание свидетельствует, что способность к зачатию в силу возраста была ею утрачена. Именно поэтому второе обетование Божие является куда большим испытанием для прочности веры, нежели первое. Но и это испытание Авраам выдержал с честью. Хотя он и был донельзя удивлён словами Господа, но принял их так же безоговорочно, как и в первый раз, когда покинул Ур Халдейский, чтобы идти в неизвестность. Именно поэтому и пишет св.Павел: «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное». И то, что было обещано, действительно исполнилось.

Что существенно для нас в отношении Авраама к Господнему обетованию? Готовность принять его. Принять, несмотря на полное несоответствие естественному ходу вещей, несмотря на противоречие существующим законам природы. Почему же для нас столь важно это отношение Авраама?

Человеческий род ищет чудес и знамений, хотя это склонность была осуждена Спасителем. Причём, что совсем скверно, эта жажда чудес означает не желание ощутить Божественное присутствие, а просто желание пощекотать воображение ещё одной сенсацией, которую можно обсудить со знакомыми. Именно поэтому в сегодняшней прессе историю о неожиданно обнаруженной плачущей иконе можно увидеть рядом с сообщением об очередном разводе какой-нибудь поп-звезды. Христиане тоже ищут чудес и знамений, но уже по другой причине. Они ищут их, как свидетельство Божественного присутствия в этом мире. Но и это не совсем то, что надо. Истинно верующий вообще не ждёт чудес, потому что для него не существует понятия чуда, понятия сверхъестественного явления. Для него действие Бога – это самое естественное, что может быть. Ведь Господь дал обещание о том, что обращение верных будет услышано и не оставлено без ответа. И если этот ответ так или иначе выходит за рамки действующих законов природы, то в этом нет ничего удивительного или сверхъестественного, потому что тот, кто установил закон, властен и изменить его, если пожелает. Поэтому истинно верующий ждёт не чудес, а ответа от Бога, нимало не сомневаясь, что таковой будет дан. И самое главное здесь – отсутствие сомнений! «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное».

Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Увы, общество, в котором мы пребываем сегодня, исполнено безверия, и это безверие, мирской скептицизм, заражает и Церковь. Сегодня многие имеют половинчатую веру, с одной стороны, не отрицающую Христа, но с другой принимающую только то, что можно осмыслить с позиций разума. Когда я учился в семинарии в Америке, у нас был профессор по Новому Завету, утверждавший, что евангелия были написаны после 70-го года. Аргументация этого утверждения была следующей: в евангелиях содержится предсказание Иисуса о том, что Иерусалимский Храм будет разрушен. Но Христос не мог знать об этом заранее, т.к. в годы Его земного служения это событие было совершенно немыслимым. Следовательно, предсказание было вписано так сказать «задним числом» уже после того, как Храм был разрушен. Американскому профессору вторит недавно отбывший из России пастор Германского Посольства, публично заявивший во время проповеди, что мы можем жить так, как если Второе Пришествие никогда не состоится. Он же в частной беседе со мной утверждал, что Вознесение никогда не происходило так, как это описано в Книге Деяний. Что это – вера? Никоим образом. Это полуматериализм. Слово Божие принимается не так как дано, а с бесконечными оговорками, ставящими под сомнение богодухновенность отдельных его частей. Но это уже не доверие, а его отсутствие. А там, где нет доверия Слову Божию, нет доверия и Богу. А там, где нет доверия Богу, нет и веры. Декларативное заявление «мы веруем» есть, а веры нет. Но если нет веры, то есть ли спасение? Апостол Павел, говоря о том, как вера Авраама вменилась ему в праведность, добавляет: «А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего…». Да, нам вменится. Вменится, если наша вера будет такая же, как вера Авраама – вера, способная принять невероятное без переосмыслений, сомнений и корректировок. Это тем более актуально, что обетования, данные нам посредством Христа, ещё более невероятные, чем обетования, данные Аврааму. Нам сказано о конце нынешнего мира, Втором Пришествии, воскресении мёртвых, Последнем Суде, новом творении, т.е. Царствии Божьем и отнюдь НЕ всеобщем спасении. Верим ли мы во всё это? Принимаем ли эти обетования? А если принимаем, то почему порою наша жизнь ничем не отличается от жизни неверующих? Или веруем, но есть в нашей вере некая червоточина? Если есть, то это скверно. Потому что такая червоточина всегда означает сомнения. А там, где есть сомнения, в вере нет полноты, а кроме того разрушается действенность молитвы, ибо устами св.ап.Иакова Господь сказал: «Да просит у Бога … и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».

Доверие не приходит сразу, и было бы странно требовать, чтобы человек, недолго пребывающий в лоне Церкви, да ещё воспитанный на наследии безбожной эпохи, мгновенно отрешился от всех сомнений. Однако, если годы идут, а сомнения не убавляются, то это означает, что человек не обрёл именно того, чем определяется возможность спасения – не обрёл доверия к Богу, не обрёл веры. Вера не является стабильным состоянием. В ней можно возрасти, в ней можно умалиться. Мы призваны именно к возрастанию, которое позволило бы нам уподобиться Аврааму, т.е. принимать Слово Божие, нимало не сомневаясь ни в Боге, ни в Его возможностях, ни в исполняемости Его обетований. Авраам не был пророком, ангелом или Сыном Божиим. Он был самым обычным человеком. И если для него было возможным абсолютное доверие Богу, то оно возможно и для нас. Мы призваны возрастать духовно, дабы умножалась и крепла наша вера, и мы вполне уподобились Аврааму, который «…не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Сентября 2008 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)