МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Декабря 2009 года

3 воскресенье адвента


Мф.3, 1-12

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Когда мы произносим Молитву Господню «Отче наш», то просим о том, чтобы пришло Царство Божие. О том же самом на протяжении длительного времени молились верующие иудеи, ожидавшие пришествия Мессии. Но, как мы уже говорили в одно из прошлых воскресений, человек не всегда понимает, о чём просит. Вернее сказать, он не очень представляет, что будет в том случае, если просимое исполнится. Люди просили, да и сегодня просят о пришествии Царства Божия. Думали ли они и думают ли, что будет лично с ними, когда оно придёт – придёт внезапно и неожиданно, как об этом сказано в Писании? И когда оно придёт, то в каком состоянии оно застанет просивших о его приходе? Ведь совершенно очевидно, что мы живём очень беспечно, не помышляя о том, что наше существование может прерваться в любой момент. Две недавние катастрофы – крушение «Невского экспресса» и пожар в Перми – напомнили нам об этом. Кто из погибших был готов к столь внезапному исходу из этого мира? Думаю, что никто. Предположим даже, что все они были людьми, далёкими от божественной истины. Но вот мы, здесь собравшиеся – мы именуем себя Господними верными. А у нас такая готовность есть? Приведены ли в порядок дела мирские? Составлены ли завещания? Приведены ли в порядок дела духовные? Находимся ли мы в мире с Богом? Или всё идёт как идёт и мы, подобно поросятам из известной сказки, будем строить дом лишь тогда, когда ударит мороз? Но ведь тогда будет уже поздно. Что будет с нами, если завтра Царство Божие придёт в силе и славе? Ведь это реальность, в которой правит Господь, правит единолично, не допуская никаких противоречий Своей воле. Царство Божие – это место, в котором действуют только лишь Божественные законы, не допускающие никакого греха. Увы, именно поэтому сие Царство во многом несовместимо с человеческой жизнью, в которой слишком много противостояния Богу, слишком много своеволия и пренебрежения Его заповедями. А если эта несовместимость наличествует, то что останется от человека, когда он соприкоснётся с Царством Господа?

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о днях, в которые на Иордане появился Иоанн – последний пророк Ветхого Завета, возвестивший, что Царство Божие приблизилось. Что это значит? Что настало время для исправления бытия, для приведения такового в соответствие с волей Бога. А сие исправление начинается с осознания своего недостоинства, а, соответственно, с покаяния, с очищения от грехов. И совершать это покаяние надо быстро – очень быстро, пока ещё есть время. «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. … Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.». Почему приходили? Именно потому, что, услышав весть Иоанна, ощутили свою духовную недостаточность, свою несовместимость с тем, что должно было придти. Вернее сказать, не придти, но приблизиться.

В Первом Пришествии Христа Царство Небесное именно приблизилось. Т.е. ещё не осуществилось во всей полноте, но, тем не менее, люди смогли соприкоснуться с ним. И этого соприкосновения было достаточно для того, чтобы понять – время бездействия закончилось. Христос возвестил нам о возможности спасения – спасения от смерти. Но в то же время Он возвестил, что это спасение не будет всеобщим. Приход Божьего Царства во всей полноте разделит человечество на спасённых и проклятых: «Лопата в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». Это означает, что настало время действовать – действовать, дабы оказаться в числе спасённых, потому что просто так там никто не окажется.

В Первом Пришествии Христа Царство Божие приблизилось к нам. Приблизилось в личности Христа. Приблизилось ещё не ради суда, но для того, чтобы дать нам представление о грядущей реальности. И теперь, когда мы получили это представление, уже невозможно жить так, как если бы мы его не получили. Христос пришёл, возвестил нам Истину и только безумный может игнорировать её. Христос пришёл, и это означает, что настало время делать выбор – выбор между спасением и проклятием, жизнью и смертью. Время Последнего Суда ещё не пришло, но именно наши сегодняшние действия решат, с чем мы предстанем на этом суде. Готовы ли мы сделать то, что сказал пророк Исайя и что повторил Иоанн Креститель: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»? Готовы ли мы к покаянию, очищающему души, причём не к единовременному, но к постоянному – тому самому, о котором Лютер сказал, что оно длится в течение всей жизни христианина? Об этом стоит задуматься, потому что именно наша готовность, причём не абстрактно-теоретическая, но реализованная, воплощённая в действие – именно она определит нашу будущность. Бог не судит нас. Мы судим сами себя. И каждым, совершённым нами грехом, свидетельствуем против себя. Поэтому, если в свой час мы окажемся не в числе спасённых, в этом не будет виноват никто, кроме нас самих.

Совсем скоро, в праздник Рождества Христова, мы будем вспоминать Первое Пришествие Спасителя в наш мир. Но сие Первое Пришествие мы вспоминаем именно потому, что ждём Второго, в котором окончательно исполнится и войдёт в силу всё то, что было возвещено в Первом. С чем встретим сие исполнение? Настанет день, когда под нашей жизнью будет подведён итог - мы будем взвешены, оценены и да не постигнет нас судьба Валтасара, который во время пира увидел руку, написавшую на стене «мене, текел, перес», что в том числе означало «ты взвешен на весах и найден очень лёгким». Иоанн Креститель, говоря о грядущем Мессии, возвестил: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Поистине, настало время задуматься о том, приносим ли мы хоть какой-нибудь плод, а если приносим, то какой? И если сии плоды нехороши, не надо медлить с их улучшением. А улучшиться и стать добрыми они могут только лишь через изменение нашей натуры, совершаемое через воздействие Святого Духа. Мы сопротивляемся ему, закрываемся от Него, отстаивая своё видение и свои желания, но именно этого и не следует делать. Надлежит делать как раз обратное - призывать Его и давать Ему возможность действовать, дабы Его посредством совершилось наше обновление и мы смогли смотреть на мир уже не своими глазами, но глазами Христа. Ап.Павел говорит: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Именно такое состояние которое делает нас едиными с Богом, совместимыми с Его Царством. И именно оно позволит не в страхе, но в радостном нетерпении ожидать Пришествия Господня!

Во время оно жил некий владетельный сеньор, образ жизни которого был далёк от соответствия воле Божией. Он грешил и не задумывался о последствиях. Но однажды он услышал голос, который назвал Его по имени и сказал ему: «Осталось шесть». Когда сеньор опомнился от шока, он подумал, что таким образом Господь предупредил его о том, что ему осталось жить шесть часов. Он срочно послал за священником, исповедовался и оставшееся до истечения шести часов время провёл в молитве, умоляя Господа о милосердии. Прошло шесть часов, он был жив. Тогда он подумал, что речь шла о шести днях, и употребил их на то, чтобы навести порядок и справедливость в своих владениях. Прошло шесть дней, но он не умер. Тогда он подумал, что речь шла о шести неделях и употребил это время для совершения дел милосердия. Но и по истечении шести недель он пребывал в добром здравии. И тогда он решил, что речь шла о шести годах и возрадовался, что Господь дал ему время на исправление. Он действительно обратил свои помышления к Богу, к Его Слову и со временем стал совершенно другим человеком, ибо собирал сокровища не на земле, но на небесах.

Во Христе возлюбленные, осталось шесть.

Аминь.