МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Января 2010 года

На первой неделе после праздника Боговления


Пс.48, 16

Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

Один из старинных хоралов нашей Церкви называется «Alle Menschen müßen sterben», т.е. «Все люди должны умереть». У нашего великого единоверца Иоганна Себастьяна Баха есть прелюдия на тему этого хорала, отличающаяся удивительно светлым настроением. Вернее сказать, не светлым, а просветлённым. Для обычного современного человека сочетание такой музыки с названием выглядит парадоксом, но для по-настоящему верующего это вполне естественно. Надо сказать, что современное понимание смерти обычным материалистом чем-то сходно с пониманием древних иудеев. Для материалиста смерть беспредельна и означает полное прекращение бытия. Иудеи не считали, что бытие прекращается, но для них смерть также была беспредельна, причём нисхождение в царство смерти, т.е. в ту самую преисподнюю, о которой говорит псалмопевец, означало полное отлучение от благодати Божией, от возможности общения с Богом. Поэтому после кончины человек оказывался полностью утраченным как для Бога, так и для людей. Апофеозом такого рода воззрений является Книга Экклезиаста, раскрывающая перспективу, в которой нет ничего благого. В условиях такой перспективы и проходило бытие избранного народа. Однако, уже в те давние времена, задолго до Пришествия Спасителя, Св.Дух открывал отдельным избранникам иные перспективы – перспективы, подтверждённые Христом в Его Первом Пришествии.

«Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.». Частью служения спасения Христа стало Его сошествие в царство смерти, в преисподнюю, в которой Он возвестил её конечность, воскресение мёртвых и жизнь будущего века. Как сказано об этом в 1 Послании св.ап.Петра, «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши … быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…». С момента сошествия Христа в преисподнюю смерть утрачивает свою власть над нами. Да, мы должны умереть, мы должны сойти в царство смерти, но таковое является для нас не вечным, а временным пристанищем. Сходя в преисподнюю, мы восходим навстречу воскресению и жизни будущего века. И когда настанет время Второго славного Пришествия, Господь примет нас в Своё Царство и, как и говорит псалмопевец, навсегда избавит нас от власти преисподней. Об этом нам надлежит помнить во всякий день бытия дабы во-первых, преодолеть страх смерти, а во-вторых, памятуя о том, что только Христос может даровать нам спасение, воистину быть Его верными до последнего часа на этой земле, дабы Он принял нас к Себе. «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.». Истинно так. Аминь.