МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Января 2010 года

2 воскресенье после праздника Богоявления


Иер.17, 13-14

Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой». Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя.

Время Церковного года, к которому относится нынешнее воскресенье, называется временем Богоявления. В этот период во время богослужений читаются места Писания, свидетельствующие о Божественности Христа, о Его единосущии с Отцом. Иными словами, мы читаем те места Писания, которые свидетельствуют нам, что во ипостаси Христа Бог, Творец всего сущего, пребывал среди нас. Не случайно входные чтения каждого воскресенья этого времени включают в себя цитату из Евангелия от Иоанна «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его – славу, как Единородного от Отца». Для каждого верующего чрезвычайно важно осознать реальность Боговоплощения. И не только осознать, но и принять, потому что иначе невозможно надлежащим образом воспринять Слово Христа. Неправильное же восприятие приведёт к неправильной интерпретации. Например, и сегодня есть люди, признающие историчность Христа, как человека, но отрицающие Его Божественность. Соответственно, сказанное в Евангелии воспринимается ими как слово человеческое, а не Божественное. Это означает, что у него нет абсолютного авторитета, и оно имеет к повседневности весьма опосредованное отношение. Но подходить к восприятию Писания с такой позиции означает строить свою жизнь не на камне, а на песке. Последствия сего могут быть катастрофическими.

Сравнительно недавно я закончил чтение капитального труда по истории России на рубеже XIX-XX столетий, в котором описывается примечательная ситуация. Император Николай II не принадлежал к числу одарённых государственных деятелей и, как правитель, был весьма слаб. Именно поэтому вокруг него теснились различные группы, каждая из которых имела своё видение внутренней и внешней политики и стремилась подчинить императора своему влиянию. Причём были в этих группах и те, кто думал не столько о благе государства, сколько о своём собственном. Кого же предпочесть, если все настаивают на том, что именно их путь является наиболее правильным? В конце концов выбор был сделан. Как показали последующие события, он оказался неудачным. Действия царя и его советников привели к началу, а затем и к проигрышу русско-японской войны, которая, в свою очередь, послужила толчком к началу процесса, приведшего к революции и падению монархии. С каждым из нас происходит примерно то же самое, что и с Николаем II: нас тянут в разные стороны, причём каждый тянущий обещает, что последование его воззрениям приведёт ко благу. Это происходит в сфере как чисто мирской, так и в духовной. Примером такого тягания в миру могут как дебаты деятелей различных партий, так и реклама конкурирующих предприятий. Что касается духовности, то сегодня, как никогда раньше нас осаждают всевозможные философские системы и религии, которые до того размножились, что ориентироваться в них стало очень непросто. Не случайно всё чаще можно услышать мнения, так или иначе согласующиеся с масонской концепцией универсализма, т.е. признания равноценности всех систем. В какой-то немецкой газете, посвящённой очередному Кирхентагу, я видел фото, прекрасно иллюстрирующее это направление мысли: статуэтка Будды на алтаре христианской церкви. Но никакой равноценности не может быть. И признание таковой может ввергнуть только лишь в хаос, потому что и религии и философские системы противоречат друг другу, причём капитально. Многие из них вообще являются взаимоисключающими. Об универсализме может говорить либо тот, кто по своей безграмотности не видит этих противоречий, либо тот, кто желает так или иначе ниспровергнуть Церковь. Что ж, если универсализм неприемлем, то, соответственно, человек должен сделать выбор в пользу какого-то из возможных путей. Мы находимся здесь, в этих стенах, именно потому, что свой выбор сделали – сделали его не в пользу Будды, Кришны или Мухаммеда, но в пользу Христа. Почему именно так, а не иначе (особенно если учесть, что национальные границы между вероучениями сегодня основательно размыты)? Почему мы выбрали Христа? Должен предупредить: делать такой выбор главным образом на основании семейных или национальных традиций глубоко ошибочно. Вера не может быть наследственной – она может быть только личной. И, выбирая Христа, мы выбираем Его не потому, что в Него верили наши ближние, но потому, что Он и только Он - единосущный Сын Божий, Истинный Бог среди нас. Учителей мудрости, философов и даже пророков много. Сын Божий один. В силу Его Божественной сущности, Его Слово есть абсолютная, конечная и неоспоримая истина, которой можно без колебаний довериться. Более того. Все люди, так или иначе претендовавшие на роль божественных посланцев, умерли и обратились в прах. Христос же жив и сегодня, с Ним можно пребывать в общении, и именно в этом общении, а не в чём-либо ещё сила Церкви!

Пророк говорит: «Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду». Абсолютно не только Слово Христа. Его действия также абсолютны. Мне вспоминается рассказ одного нашего прихожанина, который однажды, будучи на ВДНХ, зашёл в павильон, где проводил свои сеансы какой-то целитель, лечивший наложением рук. А т.к. у нашего брата сильно болела нога, то он решил ради интереса попробовать этот способ лечения. Представьте, после сеанса нога прошла, чему он весьма возрадовался. Но радость оказалась преждевременной. Через несколько часов боль вернулась, причём стала более сильной, чем раньше. Почему так? Да потому, что горе-целитель воздействовал не на ногу, а на мозг, благодаря чему отключились участки, ответственные за болевые ощущения. Человек ощутил себя здоровым, но на самом деле ничего не изменилось. Болезнь никуда не исчезла. И как только воздействие кончилось, боль вернулась. А так как во время нечувствительности к боли наш брат стал обращаться с больной ногой, как со здоровой, вернувшаяся боль стала намного сильнее. Исцеления Христа, о которых так много говорится в Писании, и которые совершаются и сегодня, абсолютны. Они не иллюзорны и не временны, потому что сила Христа абсолютна – ведь это сила Бога. Христос творит полноценную реальность, одной из составляющих которой является наше грядущее спасение, воскресение из мёртвых и вечная жизнь. «Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду». Христос есть Истинный Бог, дарующий нам Своё откровение, благодаря которому мы понимаем, куда и зачем идём, т.е. обретаем как понимание настоящего, так и ясную перспективу будущего.

Однако, одно дело – иметь перспективу, а другое – пользоваться ей. Немалые препятствия здесь чинит наша собственная духовная леность, поощряемая окружающей средой. Особенно в наше время, в котором очень мало высоких идеалов, зато очень много духа наживы. Сегодня мало кто захочет делать что-либо, если в качестве результата не получит быстрой выгоды. Именно поэтому сегодня на Бога обращают мало внимания. Ведь открываемые Им перспективы относятся к будущему, причём, вполне возможно, что к весьма отдалённому. В силу этой отдалённости они и остаются за пределами повседневности. Что же до настоящего, то верность Христу не приносит никаких материальных благ. Исключение здесь составляют лишь те, кто даже проповедь умудряется превратить в доходный бизнес, однако навряд ли можно сочетать такую позицию с верой. Почему ещё люди могут находиться вдали от Бога? Потому что сомневаются, потому что не могут поверить Христу до конца. Однако, какова бы ни была причина, результат один и тот же. Нельзя остаться живым, отстраняясь от источника жизни. И тот, кто отстраняется от Бога, обрекает себя на смерть, о чём и сказано у пророка: «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой». Для чего Христос являет нам Свою Божественную сущность? Именно для того, чтобы мы не имели сомнений, веровали и, как говорит нам Писание, веруя, имели жизнь во имя Его. Впрочем, и апостолы никогда не стали бы проповедовать Христа, если бы не стали свидетелями явлений Его Божественности. Как написал об этом св.ап.Пётр, «…мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Посему поспешим отречься от всех сомнений, поспешим проникнуться Божественным величием Христа – проникнуться, дабы возвестить его другим, причём возвестить так, дабы и они уверовали и у подножия Вышнего престола нашли мир, исцеление и спасение. «Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя»! Аминь.