МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Января 2010 года

Последнее воскресенье после праздника Богоявления


Исх.34, 28-35

И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им всё, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице своё покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым всё, что заповедано было. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним.

Сегодняшнее чтение из Книги Исход рассказывает нам об удивительном явлении – светоносности лица Моисея после длительного пребывания в Божием присутствии. Читая описание этого явления в Книге Исход, ощущаешь бедность языка автора, который пытался хоть как-то выразить то совершенно фантастическое зрелище, которое открылось его глазам. Впрочем, любой земной язык, вне зависимости от времени на календаре истории, будет недостаточен для того, чтобы адекватно описать явление, источником которого является Господь. Я думаю, даже для нас, донельзя избалованных спецэффектами кинематографии, это было бы нечто совершенно невероятное – тем более невероятно сие было для евреев периода Исхода, которые на протяжении многих лет не видели ничего, кроме рабского труда и примитивных условий существования. Лицо Моисея источает свет. Он не подобен ни дневному, ни электрическому - этот свет совершенно особенный. Ведь это свет вечности, свет невидимого мира, свет, в котором пребывает Творец всего сущего. Светоносность Моисеева лика ошеломляет, хотя это даже не сам свет, а только лишь его отблеск. Моисей приблизился к Богу – приблизился настолько, насколько это было возможно для человека, поэтому его лицо сияет отражением света, в котором пребывает Всевышний. Общение Моисея с Богом совершенно уникально – это единственный случай, когда Бог во ипостаси Отца столь тесно соприкасается с человеком. И тот эффект, который произвело это соприкосновение, свидетельствует о совершенно непредставимом для нас величии Божием, о превосходящей всякое разумение сущности Творца.

Спустя много столетий после Моисея Бог нисходит в наш мир во ипостаси Христа, и в этой ипостаси очень тесно соприкасается с людьми, однако сии соприкосновения выглядят иначе. Божественное величие, Божественная сущность Христа сокрыты под Его человеческой природой и являются окружающим лишь иногда, как, например, это случилось в День Преображения. Однако, даже в такие моменты Божественность является иначе, нежели чем это было во время Исхода. Писание свидетельствует, что когда Моисей взошёл на Синай, народ стоял от этой горы на некотором расстоянии, так как боялся подойти ближе. Когда во время освящения Храма слава Господня наполнила Храм, священники не смогли там находиться. Когда же Христос преображается перед учениками на горе Фавор, Пётр, увидевший исходящий от Христа свет - тот же самый свет, которым сияло лицо Моисея, только уже не отблеск, а сам свет, говорит: «Господи, хорошо нам быть здесь!». Таким образом, мы видим, как меняется качество соприкосновения Бога с человеком. Можно сказать об этом так: в Ветхом Завете Бог является нам как огонь поядающий и испепеляющий, в лучшем случае как опаляющий; во Христе Он является, как огонь согревающий – ведь далеко не случайно Пётр говорит «Хорошо нам быть здесь». А в каком качестве Он является нам? Если Бог-Отец общается с Моисеем, Бог-Сын с Апостолами, то Кто общается с нами? Ведь мы не имеем такого общения с Богом, как Моисей или как Апостолы.

Да, мы не имеем такого общения, как Моисей и Апостолы, но тем не менее это не значит, что мы не имеем его вообще. Христос, завершив своё земное служение, вознёсся, но, в соответствии с обетованием, послал нам Святого Духа. Поэтому общение с Богом не прекратилось, но перешло в другое качество. Бог во ипостаси Св.Духа незрим, но вполне реален. Соответственно, общение с Ним перешло на духовный уровень, точно также являющийся незримым, но реальным. Соответственно, осталась и возможность соприкосновения с Божественным светом. Только для того, чтобы она реализовалась, общение с Богом должно стать постоянной реальностью бытия. Если таковое имеет место быть, то человек на духовном уровне наполняется светом вечности. По мере возрастания в Духе Святом возрастает и светоносность. И если рост не прекращается, то в какой-то момент светоносность души становится зримой, видимой. Люди, чья душа исполнена света небес, имеют отличительную черту – к ним тянутся. Тянутся не потому, что они богаты, не потому, что умеют поддержать беседу, не потому что образованны, не потому что обладают чувством юмора. К ним тянутся потому, что в общении с ними реально ощущается благодать. Когда общаешься с таким человеком, то на душе становится удивительно светло и хорошо, мир становится другим, и жить становится намного легче и интереснее. Всё сие происходит не потому что этот человек таков сам по себе от рождения, но потому, что он откликнулся на Божий призыв и раскрыл себя для света небес и мира Божия.

В Книге Исход сказано: «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему. … И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо своё покрывало». Свет, исходивший от Моисея, пугал. Свет, живущий сегодня в душах верных не пугает, а притягивает. Но он никогда не придёт и не умножится просто так. Он приходит и умножается лишь в тех душах, которые действительно стремятся к Богу, полностью раскрываясь для Него. Он приходит и умножается лишь в тех душах, которые пребывают в постоянном общении с Создателем – не 24 часа в сутки конечно, но не забывают о Господе ни на один день, строя свою жизнь на основании Слова Божия и с Его благословением. Как сказал св.ап.Павел, «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь, и слушающих тебя».

Свет, сияющий в душах верных, всегда был и будет лучшей проповедью, лучшим свидетельством о Христе. В Церкви часто говорят о благодати, о её преображающей силе. В жизни человека, исполненного вышнего света, сия благодать является зримо. И ничто другое не способно так привлечь ко Христу, как подобная жизнь. То, что это именно так, подтверждается Первым Посланием к Фессалоникийцам св.Павла. Община приняла благовестие и после этого стала жить так, что во всей окружающей местности нашлось множество людей, пожелавших обратиться ко Христу. Как написал Павел, «…во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать».

Но что делать нам? Есть ли возможность придти к такому состоянию или оно остаётся достоянием отдельных избранников? Никак. То, что возможно для одного человека, возможно и для другого. Если так, то с чего начать? С очищения самого себя. С очищения, идущего через осмысление своей жизни, смирения перед Богом, покаяния и сотворения плода этого покаяния, т.е. максимального отстранения от противодействия воле Господней. В своё время Чехов писал, что по каплям выдавливал из себя раба. Точно также каждый из нас призван к тому, чтобы по каплям выдавливать из себя ветхого человека, освобождая место для Христа, дабы Его свет всё ярче сиял в нас, неся ближним зримое благовестие, зримое свидетельство Божьего мира и благодати. Наш современник Роже Шютц, основатель монастыря Тезе, не был великим проповедником. Не был он и великим организатором. Но он сумел раскрыть себя для Бога, для Св.Духа, и в нём воссиял свет. Именно этот внутренний свет, сиявший в нём, и стал причиной того, что захолустная деревушка в Бургундии превратилась в место массового паломничества. Мне довелось побывать там незадолго до мученической кончины брата Роже. В архитектуре монастырских строений и церкви нет ничего привлекательного, равно как и в той весьма немудрёной службе, которая там совершается. Но люди едут туда отовсюду, потому что привлекает их не внешнее, но внутреннее – тот самый свет, который даёт возможность паломникам сказать то же самое, что сказал апостол Пётр, узрев преображённого Христа: Господи, хорошо нам быть здесь! Аминь.