МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Января 2010 года

Septuagesimae – третье воскресенье перед Великом постом


Мал. 3, 13-18; 4, 1-2

Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?" Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его.

Время большевистских репрессий… Время, страшное для Церкви в России не менее, чем эпоха Нерона или Диоклетиана. Время, в которое вера во Христа стала деянием, наказуемым не только тюрьмой или лагерем, но и расстрелом. Время, в которое в земле Российской просияло множество мучеников и исповедников, принадлежавших ко всем христианским деноминациям. Сегодня мы говорим об этом периоде, как об особенно тяжёлом, и так оно и есть. Но было ли в истории Церкви хоть когда-нибудь время, которое можно было бы назвать лёгким? На первый взгляд, безусловно. Например, сегодняшний момент, который может показаться очень благоприятным – ведь сейчас за исповедание Христа никого не сажают в лагеря и не расстреливают. Более того. Сегодня Церковь имеет поддержку государства: священники могут выступать в средствах массовой информации, в школах в директивном порядке пытаются ввести Закон Божий, на реставрацию церковных зданий выделяются бюджетные средства (кстати, именно на бюджетные средства произведено восстановление нашего шпиля). Однако, действительно ли сегодняшний день благоприятен для народа Божия: для духовенства и для мирян? Я не беру в расчёт формальных христиан, для которых Церковь либо не значит ничего, либо являет собою не более чем средство сделать карьеру - у этих всегда всё в порядке. Я разумею христиан истинных, для которых Слово Божие – реальная основа бытия. Каково их положение? На этот вопрос можно ответить одним словом – неутешительное. По какой причине? По той самой, которая сформулирована в сегодняшнем Евангелии: «Посылаю вас как овец среди волков». Что такое жизнь христианина в сегодняшнем окружении? Это жизнь по совести, противопоставленная жизни, в которой совесть отсутствует. Пророк пишет: «И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы.». Написано не позднее IV века до Рождества Христова, но как современно! «Лучше устраивают дела свои делающие беззакония»… Это неудивительно. Ведь жить без правил намного проще, чем по правилам. Жить в союзе с грехом намного проще, нежели жить в противоборстве с ним. И, наконец, идти по головам намного проще, нежели чем действовать в рамках закона. В чём заключалась причина необычайной популярности большевиков на момент их прихода к власти? Именно в том, что они дали людям возможность проявить самые тёмные стороны натуры, они дали возможность безнаказанного насилия. То, что творилось в России в 1917 г. и далее можно назвать выразительным словом «беспредел». И этим же самым словом многие описывали уже наше время, когда после распада Союза начался процесс передела собственности. Кого вознёс наверх этот мутный вал? Тех, кто не стеснялся растаскивать общенародное достояние и устранять конкурентов. «И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония…». Да, так оно и есть. Такие люди действительно благоденствуют. И сам факт того, что они благоденствуют, свидетельствует о том, что справедливость отнюдь не торжествует. Но тогда вполне уместно задаться тем же самым вопросом, который звучит у пророка Малахии: «…тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его». А действительно, какая польза в соблюдении Господних постановлений? Кому нужно наше служение Ему?

Если предположить, что всё наше бытие ограничивается этим миром, то тогда соблюдать установления Господа действительно ни к чему. В этом случае в действие вступает два принципа, из коих первый «будем есть, пить и веселиться, потому что завтра мы умрём» а второй «мёртвые не кусаются и прав тот, кто ударит первый». Но в этом-то и заключается принципиальное различие между верующим и неверующим. Потому что для верующего окружающая реальность – не весь мир, но лишь малая часть его. И ориентируется верующий не на преходящую повседневность, но на вечность, на новое творение, на Царство Божие. Именно поэтому подлинно верующий стремится к единству с Богом и строит жизнь на основании Его заповедей. Причём делает это даже в том случае, если с точки зрения мирской прагматичности сие не только не приносит пользы, но даже и идёт во вред. Но мирская прагматичность не может быть критерием, потому что никак не соотносится с вечностью. Однако, даже уверовав во Христа, мы не становимся Ангелами. Любой христианин – двойственное существо, определямое формулой simul iustus et peccator, т.е. одновременно оправданный и грешник. В одно и то же время в нас живут божественная искра и склонность ко греху, пребывающие в противоборстве. Мы продолжаем совершать грехи, но, вследствие ориентированности в вечность, сознаём грех именно как грех, не считая таковой нормой бытия. Однако, проблема в том, что для большинства окружающих понятие греха весьма относительно. Именно поэтому они имеют другие нормы бытия, благодаря которым беззаконие торжествует. Будучи со всех сторон окружённым беззаконием, причём не просто беззаконием, но беззаконием торжествующим, ты задаёшься вопросом, что тебе делать. Вернее так: возможно ли что-то делать и нужно ли? «…тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его». В конце концов, не проще ли смириться и плыть в общем потоке?

Можно и так, вот только куда этот поток вынесет? Сегодняшний день действительно неблагоприятен для верных Божиих, но, наше будущее определится не нынешним днём, а грядущим, в который Господь совершит Свой суд над миром: «Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей». Сегодня беззаконники чувствуют себя хорошо, но это ненадолго. Своими деяниями и складом ума эти люди сами делают себя несовместимыми с тем, что грядёт. Сегодня их большинство, но стоит ли подражать им, имея весьма ясное и недвусмысленное откровение грядущего? Благодарение Богу, что мы имеем это откровение. Оно стоит того, чтобы взирать на него почаще, потому что именно в откровении о будущем возможно почерпать силы для настоящего. Мы – меньшинство, нас обходят и попирают, но наши страдания не напрасны, ибо мы взыскуем не тленного и преходящего, но вечного. И тот, кто претерпел до конца, обретёт венец победы!

Впрочем, если бы страх перед наказанием Судного дня был единственной причиной, удерживающей нас в верности Божьей воле, мы были бы плохими христианами. Есть и более существенная причина для того, чтобы быть верными Богу и не уподобляться делающими беззаконие, несмотря на их видимое торжество. Единство с Богом позволяет нам быть людьми в полном смысле этого слова. Оно позволяет нам быть подлинными царями творения, а не рабами собственных похотей и прихотей. Единство с Богом позволяет нам сохранять себя как творение Божие и оставаться Божьими детьми как сейчас, так и в вечности. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему». Здесь заключён ответ на вопросы, с которых мы начали: какая польза в соблюдении Господних постановлений? Кому нужно наше служение Ему? О пользе было только что сказано. А что касается нужности, то служение Богу нужно прежде всего нам самим, если, конечно, мы действительно хотим спастись. Однако, оно нужно не только нам. Оно нужно и тем, кто нас окружает. Мир исполнен беззакония, и на этом фоне нам должно явить жизнь, исполненную повиновения Богу, дабы люди могли увидеть наглядную разницу между законом и беззаконием. Могу сказать сразу, что большинство, увидев нас, только посмеётся, потому что жизнь во грехе и приятнее и проще. Но будут и другие – те, кто предпочтёт истину заблуждению и жизнь смерти. Их будет немного, но они будут. И если нашим свидетельством обратиться хоть один человек, значит наша жизнь не была напрасной. «Внимает Господь и слышит это, и перед лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему». Аминь.