МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Июля 2010 года

В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы


Деян.2,41-47: В тот  день присоединилось душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Дорогие братья и сестры, в последнее время много говорилось о самосознании нашей Церкви. Некоторые из дискуссий на эту тему были весьма многословны. Св. Евангелисту Луке удается обрисовать сущность Церкви одним предложением.

1. Учение. Наипервейший признак, по которому безошибочно распознается присутствие Духа Святого в Церкви – непрестанное пребывание учеников в апостольском учении. Можно было бы сказать, что в день Пятидесятницы Дух Святой открыл в Иерусалиме школу. Учителями в этой школе были свв. Апостолы, определённые на свое служение Самим Иисусом, а в первом классе было около 3000 учеников! Полезно будет вспомнить, что неофиты едва ли имели мистический опыт богопознания, который мог бы побудить их отказаться от услуг собственного разума или недооценить богословие. Антиинтеллектуализм и состояние преисполнения Духом Святым никак не сочетаются друг с другом, потому что Дух Святый – есть Дух истины. Первые Ученики Христовы были далеки от мысли о том, что принятый ими Дух становился единственным необходимым для них учителем и им поэтому можно полностью отказаться от учителей – людей. Совсем наоборот – они сидели у ног Апостолов, стремясь постигнуть учение, а постигнув его, они оставались ему навсегда верны. К тому же, учительский авторитет Апостолов, которым они внимали, постоянно подтверждался происходившими чудесами (ст.43). Дух Божий научает верных послушанию Слову Божию.

2. Они пребывали в … общении. (Койнония). Это слово произошло от койнос=совместный и освещает два аспекта жизни христианской церкви. Во-первых, это слово выражает состояние, когда ученики обладают чем-то совместно. Причем это «нечто» - Сам Бог, ибо наше общение с Отцем, Сыном Его Иисусом Христом (Еф.1,22) и там присутствует общение Духа Святого (Кол.1,18). Во-вторых, что они совместно делятся тем, что вместе получили. Павел употребляет это слово и для того сбора средств, который он организовал в греческих церквах (Ин.12,24), а койноникос – это греческое обозначение понятия «щедрый, великодушный». Лука указывает этим на то, как именно первые христиане делили между собой имение свое: Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (ст.44-45). Эти стихи могут кое-кого из нас не на шутку обеспокоить. Не означает ли это, что любой преисполнившийся Духа Святого христианин и каждый приход должен буквально последовать этому примеру? Поступали ли так все первые христиане и нужно ли так поступать нам? На протяжении истории Церкви было немало учеников Христа, которые думали и поступали именно так. И у меня нет сомнений в том, что и сегодня Господь призывает некоторых из Своих последователей к жизни в евангельской бедности, апостольском послушании и целомудрии, как Он сделал это одному из начальствующих (Лк.18,18-23). Но ни Иисус, ни Его Апостолы не запрещали Своим Ученикам обладание частной собственностью. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что раздаяние имения даже в Иерусалиме было добровольным. В соответствии со ст.46 Ученики преломляли по домам хлеб. Совершенно очевидно, что у многих из них эти дома все-таки еще были и проданы они еще не были. Анания с женой своей Сапфирой, о которых идет речь в пятой главе Деяний Апостолов, согрешили не в том, что ими овладела жажда наживы или они впали в материализм, а в том, что они обманули. Они согрешили не тем, что утаили часть вырученных от продажи имущества денег, но тем, что сделали вид, будто отдают все. Петр обращает на это их внимание, говоря: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деян.5,4). Но даже если продажа имения и раздаяние прибыли от той продажи – было и остается делом добровольным, каждому христианину надлежит в этом вопросе принимать такие решения, за которые он сможет потом спокойно отчитаться перед Богом. Мы все призваны быть щедрыми и великодушными, особенно по отношению к бедным и нуждающимся.

3. Хлебопреломление. Иисус Сам разделил Хлеб перед началом Трапезы: Он преломил хлеб накануне Своих крестных страданий в Иерусалиме, установив св. Таинство Евхаристии и тем самым предвосхитив Жертву Своего святого Тела и честной Крови за наши грехи. Лука сообщает нам, что иерусалимские христиане преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии Но их богослужения были радостными и благочестивыми одновременно. Нет никакого сомнения в том, что эти богослужения действительно были радостными, раз о них говорится, что они совершались в веселии и простоте сердца. У них были все основания радоваться и веселиться, раз Бог послал Сына Своего в мир. Кроме того, радость – плод Духа Святого. Вполне возможно, что тогда радость их выражалась образом, сильно отличным от того, что обычно встречается в прочной традиции Церкви и приемлемо для нее. Но каждое богослужение было празднованием великих деяний Божиих через Иисуса Христа. Разумно, если мы во время общественного служения преисполнены благочестия, но совершенно непростительно нам при этом оставаться равнодушными, безучастными. Радость первых христиан в ранней Церкви всегда сопровождалась благочестивым страхом. И страх Божий – такой же дар Духа Святого, как и радость. Был же страх на всякой душе (ст.43).

4. Молитва. Это наш разговор с любящим нас Отцом. Это наша благодарность. Это наше прошение – о себе и о других. Если мы будем иметь в виду эти четыре столпа Церкви, если мы каждое воскресенье, каждый день Господень будем собираться в Церкви, чтобы уподобиться в этом ранней Церкви, то нам не нужно будет бояться, что Церковь наша уподобится руинам. Тогда все преодолеет ничем не омраченная радость оттого, что мы спасены. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

31 Июля 2022 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Пастор  Е. Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)