МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Июля 2022 года

7 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.13, 16-20
16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».
19. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
20. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. 21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

История знает немало примеров того, как человек из-за собственной глупости или подлости упускал свой шанс и вместо выигрыша получал проигрыш, вместо блистательной перспективы - распад, деградацию. Впрочем, союз «или» между глупостью и подлостью неуместен. Подлость есть прямое следствие глупости. В прежние времена существовали, да и сейчас существуют различные корпорации, имеющие своим патроном кого-либо из святых. Например, покровителем рижской купеческой гильдии «черноголовых» был св.Маврикий, моряки особо почитали св.Николая-чудотворца, а врачи обращалсь к св.Пантелеймону. Иуда Искариот, о котором, хотя и без упоминания имени, говорится в сегодняшнем евангельском чтении, мог бы стать покровителем всех подлецов этого мира, ибо они, предавая ближних, а через то и самих себя, идут его путём – путём проигрыша и бесперспективности, путём проклятия и смерти.

Христос готовил Своих учеников к великой миссии: «…принимающий того, кого Я пошлю, меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня». Он поручил им утверждать Новый Завет и приблизившееся во Христе Божье Царство. В силу указанного поручения они стали посланцами Бога и тот, кто принимал их, в их лице принимал Всевышнего. Ни больше и не меньше. Сильно звучит, не правда ли? Однако, с точки зрения современного обывателя это не самый лучший вариант жизненного пути, потому благовествование не приносит материальных выгод, не создаёт житейского успеха. Апостолы проповедовали и даже творили чудеса, но не построили для себя каменных палат. И сундуков с золотом у них не было. Следовательно, с мирской точки зрения удачливыми их назвать невозможно. Однако для тех, кто ориентируется на Бога и на вечность, другой счёт. Далее. Посмотрите, как действуют мирские власти. Определив, что какое-то будущее с их точки зрения является наиболее выгодным, они гонят к нему подвластных, исходя из принципа «не можешь - научим, не хочешь – заставим». Ну, а не поддающиеся «заставлению» попросту ликвидируются. Христос придерживается другого подхода. Он открывает людям путь, ведущий к величайшим благам, но, тем не менее, никого ни к чему не принуждает и не обязывает. Он всегда оставляет ученикам свободу выбора. Например, евангелист Иоанн поведал нам, что в какой-то момент часть учеников, придя в крайнее смущение от слов Господа, отошла от Него. Он удерживал их? Или, может быть, пытался удерживать? Никоим образом. Только спросил Двенадцать, не хотят ли и они покинуть Его. Они не хотели, но это было их осознанное решение, принятое без всякого принуждения. Но один дурак среди них всё же нашёлся. Иуда был одним из Двенадцати. Его никто ни к чему не принуждал, в своём выборе он был совершенно свободен. Если ему не нравилось учение Христа, если ему не нравился Сам Господь, он мог просто уйти. Но он совершил то, о чём Господь сказал словами Писания: «…ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». По представлениям того времени предательство, совершённое после совместного вкушения хлеба, считалось особой мерзостью. Впрочем, суть не в этом. В начале я сказал, что подлость является следствием глупости, и случай Иуды служит тому подтверждением. Он ведь предал не столько Христа, сколько самого себя. У него была блистательная возможность стать посланцем Бога, а он, польстившись на сравнительно небольшую сумму, утратил её. Он мог стать посланцем Бога, участником Его Царства, но всему этому предпочёл тридцать серебреников. Неужели эта замена может считаться выигрышем? Нет смысла выяснять, почему он сделал то, что сделал – до истины мы тут всё равно не доищемся за недостаточностью свидетельств. Да и важно для нас в данном случае не намерение, а действие как таковое. Ведь сказал же Господь: по плодам их узнаете их.

При всей своей отвратительности ситуация с Иудой отнюдь не уникальна. Она повторяется снова и снова. Всякий раз, когда человек, имеющий христианское призвание быть Божьим посланцем, Его свидетелем перед миром, провозвестником Евангелия, отказывается от всего этого ради некоей материальной выгоды, ради своих серебреников, и творит нечто, противное Божьей воле, деяние Иуды повторяется. Повторяется его подлость, повторяется его глупость. Бывает, что человек совершает мерзостное деяние внезапно, под влиянием сильной эмоции. Это ещё как-то можно понять. Но сколь глуп тот, кто совершает недостойное подобно Иуде, т.е. из корыстного расчёта. Вот, например, клирики, которые, ради сохранения своих тёплых мест, ради сохранения доходов и иных благ отнюдь не духовного свойства, оправдывают и благословляют то, что никак не совмещается со Христом – насилие и убийства. Они вовсе не одиноки, просто их лучше видно. Многие люди, именующие себя христианами, делают то же самое. Христос, имея в виду Иуду, цитирует Ветхий Завет: «…ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». Но сие произносится во время Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Пресв.Евхаристии, поэтому сказанное приобретает совсем ужасный смысл: человек, предавший Господа, участвовал в Таинстве… И это повторяется на протяжении столетий: люди, польстившиеся на материальные блага и ради них предавшие Христа, продолжают участовать в богослужениях и приобщаться Св.Тайн! Однако, следует помнить, что Таинство Евхаристии может действовать не только во оправдание, но и во осуждение. Ибо, как говорит Ап.Павел, «кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе».

Увы, мы слабы не только натурой, но и разумом – потому поддаёмся на искушения и совершаем всевозможные глупости, от последствий которых жестоко страдаем. Но неужели так приятно осознавать себя глупцом? Когда Иуда осознал, что сделал, то пошёл и удавился. Чтобы не пойти его путём, нельзя относиться к своему христианскому призванию небрежно, абы как. В чём главное отличие истинного христианина от ложного; в чём главное отличие мудрого от глупца? В том, что мудрый, т.е. истинный христианин, устремлён в вечность и потому не мыслит бытия вне Христа. Вновь вспоминаю момент, когда часть учеников отошла от Христа, и Он спросил Двенадцать, не хотят ли и они оставить Его. На что Пётр, выражая общее мнение, ответил: «Господи, куда нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». В этом суть. Если человек, вослед за Петром, считает, что именно у Господа обретаются глаголы вечной жизни, то он никогда не отойдёт, не предаст, какие бы земные блага ему за это ни сулили. Потому что никакие тридцать или тридать тысяч или даже тридцать миллионов серебреников не стоят вечности. Каждый человек выбирает то, что считает наиболее важным. Можно выбрать путь Божий и стать посланцем Бога, а можно выбрать 30 серебреников и стать сыном погибели. С мирской точки зрения серебреники безусловно выгоднее (особенно когда их много), но тянущий за ними руку никогда не будет тем, о ком сказано: «…принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня».

Если мы хотим быть мудрыми, т.е. соответствовать своему христианскому призванию и быть Божьими посланцами, то должны держаться за Христа, как за главное сокровище жизни и постоянно укрепляться в этом держании теми средствами благодати, которые Он даёт нам. Укрепляться, дабы иметь силы исполнить своё предназначение, совершить то, для чего Господь призвал нас и разделить с Ним сияние Его Царства, грядущего в силе и славе. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 31.07.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Диакон  Е.Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)