МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Марта 2013 года

Великий Четверг


1 Кор.11, 23-26

Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «примите, едите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.

Чистый Четверг – один их тех дней Страстной недели, который Церковь отмечает особым богослужением. Что же произошло в этот день? Почему народ Божий придаёт ему такое значение? Прежде всего потому, что, как следует из Писания, именно в четверг была совершена Тайная Вечеря, или, если говорить точнее, ритуальная пасхальная трапеза. Она совершалась по обычному распорядку иудейского пасхального сэдэра, так что можно представить себе происходившее с большой степенью достоверности. Но главная причина особого отношения Церкви к этому дню заключается в том, что именно на Тайной вечере были произнесены слова, не предусмотренные пасхальным ритуалом иудеев. И сущность, которую они обозначали, вплоть до сегодняшнего дня является средоточием христианской жизни, жизни Нового Завета. Эта сущность ничто иное, как Св.Причащение, Евхаристия, Таинство Тела и Крови Христовых… С того самого дня оно было неотъемлемой частью христианской жизни на протяжении всей истории Божьего народа – в т.ч. и нашего прихода. Мы постоянно участвуем в этом Таинстве, черпая в нём силы для духовной жизни, для жизни во Христе и со Христом, но вот вопрос: вполне ли мы осознаём то, что совершается в нём? Осознаём ли, что в Евхаристии мы самым непосредственным образом соприкасаемся со Христом, с Богом, с вечностью?

Есть сущности, которые человек либо не может вместить, либо вмещает с большим трудом, ибо они превосходят всякое человеческое понимание. Например, духовные лидеры швейцарской Реформации, а равно как и многие современные исповедания не смогли вместить одновременного пребывания Христа на небесах и в Евхаристии. Несмотря на непреложное слово Спасителя, они не смогли вместить, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино являются Его Плотью и Кровью. Это действительно трудно вместить, потому что разум здесь бессилен. В это можно только веровать. Евхаристия есть великая тайна веры – тайна непостижимая, но при этом благодатная и радостная. Благодатная и радостная, потому что в Евхаристии мы, хотя и не видим Христа, но воссоединяемся с Ним и, будучи смертными, приобщаемся к Божественному бессмертию. Но вот что удивительно: мы с замирающим сердцем слушаем рассказы о всяких знамениях и чудесах, большая часть которых ни что иное, как пустые слухи, и в то же время очень спокойно относимся к величайшему чуду, действительному чуду, к тому же совершающемуся на наших глазах. Совершается Таинство, Христос нисходит к нам, мы приобщаемся Его Плоти и Крови, приобщаемся закваски бессмертия, а кто-то в это время позволяет себе чуть ли не в полный голос переговариваться с соседом. Тот, кто осознаёт, что происходит, никогда не позволит себе отвлекаться на посторонние сущности.

Человек, подобно сороке, падок на всё блестящее. Именно поэтому земные власти, для придания себе большей значительности, любили надевать на себя всевозможные регалии – от императорских корон до перьев священных птиц и золотых колец в носу. И право же, когда земная власть лишается этого блеска, она выглядит весьма невыразительно, потому что ничего великого, кроме внешних форм, у неё нет. Служение Христа было столь богато внутренне, что ни в каких внешних формах Он не нуждался. Когда воины у подножия креста делили Его одежды, то никакой прибыли они не получили, потому что одежда была самая простая. Поэтому не приходится удивляться пренебрежительному и презрительному отношению ко Христу со стороны верхушки иудейского общества, придававшей излишнее значение именно внешним формам. Он мог выглядеть совсем иначе: об этом рассказывает история Преображения. Однако, блеск Божественной славы пребывал сокрытым, потому что Иисус хотел, чтобы люди следовали за Ним, восприняв Его Слово, не замутнённое никакими внешними моментами. Точно также и сегодня: Его присутствие реализуется посредством самого обычного пресного хлеба, в котором нет ничего, кроме муки и воды, и самого обычного вина. Сегодня, как и во время земного служения Христа, истинное чудо богато не внешней формой, но содержанием, о которой Господь сказал: «Сие есть Тело Моё, за вас ломимое … сия чаша есть новый завет в Моей Крови…». Почему для нас так важно свидетельство Павла в прочитанном сегодня 1-ом Послании к Коринфянам? Потому что он не присутствовал на Тайной Вечере. Более того. На протяжении нескольких последующих лет после своего обращения он не соприкасался ни с кем из Двенадцати. Господь призвал его отдельно от остальных Апостолов, но передал ему то же самое, что и всем остальным, тем самым показывая, какую важность Он придёт правильному пониманию происходящего во время Евхаристии. А происходит на ней ни что иное, как воссоединение со Христом. Настолько близкое, насколько это возможно для ныне живущих.

Во ипостаси Христа Бог Сам пришёл к людям для того, чтобы совершить служение Спасения и открыть им дорогу в вечность. Сегодня Он по-прежнему приходит к нам. В том числе и в Таинстве Евхаристии, Святого Причащения. В простоте этого Таинства к нам приходит удивительный дар Бога для тех, кто ищет Его, любит Его и хочет пребывать в единстве с Ним. К нам приходят Его бессмертие, Его сила, Его благодать. Они приходят для того, чтобы, напитавшись ими, мы обрели уверенность в Божьей любви, в Его близости к нам. Они приходят для того, чтобы мы познали Его прощение и обрели силы для следования за Ним и противостояния всему тому, что сему следованию препятствует. Возрадуемся же милости Божией! Возрадуемся Его неослабевающей любви к нам и примем с благоговением и благодарностью Его великий дар, посредством которого мы пребываем со Христом и Христос пребывает с нами. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 28.03.13




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Марта 2024 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
06 Апреля 2023 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2022 - Великий Четверг (Пастор  Е. Романенко)
01 Апреля 2021 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
09 Апреля 2020 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
18 Апреля 2019 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2018 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2017 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2016 - Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Страстной (Чистый) четверг (Пастор  И. Чернышев)
02 Апреля 2015 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
17 Апреля 2014 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)