МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Июня 2013 года

3 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.15, 1-7.11-32

Притча о блудном сыне, в которой с удивительной яркостью говорится о любви Бога к человеку, принадлежит к числу наиболее известных притчей Спасителя. Описанная в ней ситуация чрезвычайно трогательна. Представьте себе человека, который вырос в зажиточном доме, имел всё необходимое, потом по собственной глупости утратил всё, что имел и превратился в нищего бродягу. И вот, по прошествии долгого времени, этот нищий бродяга приходит в дом, который когда-то был и его домом. Приходит, заранее согласный на всё – лишь бы обрести возможность вернуться. Ничего хорошего он не ждёт и это вполне логично. В любом случае его части уже нет – он её получил и промотал. Он вполне понимает сие и потому заранее готов согласиться с положением наёмного работника. Но происходит нечто совершенно невероятное. Отец не только не прогоняет его, но напротив, устраивает в его честь праздник. Хорошо. Радостно. Умилительно. Вопрос лишь в том, насколько всё это жизненно. Сколько отцов в такой ситуации поступили бы таким образом? Кому нужен тунеядец, промотавший свою часть имения и теперь явившийся в роли нахлебника? Как было сказано ранее, этот сын уже получил всё, что ему причиталось – на что он теперь может рассчитывать? В своё время, когда мой дед решил жить самостоятельно, прадед выделил ему определённую долю имущества и ясно дал понять, что ни на что большее он рассчитывать не может. Не думаю, что в реальной жизни родители были бы действительно рады обрести блудного сына. Тем паче меньше радости в перспективе вновь принять его под свой кров. И даже если бы такая милость была оказана, указанный сын должен был бы долго доказывать свою полезность. Отсутствие радости, а также и доверия вполне логично, потому что совершенно невозможно предугадать, каким образом блудный сын поведёт себя в будущем. Сегодня он находится в катастрофическом положении и потому кается и бьёт себя в грудь. А что он будет делать завтра, когда почувствует, что ситуация изменилась в лучшую сторону? Где гарантия, что он снова не пустится во все тяжкие? А так бывает и весьма часто: поведение человека в бедствиях и благополучном состоянии может быть совершенно разным. Нужна ли вообще кому-нибудь паршивая, отбившаяся от стада овца? Нет. Если овца потерялась, это её дело. Если человек решил промотать свою часть имения – он имеет на это право. Но право предполагает также и ответственность. Поэтому в повседневности никто не станет взыскивать заблудшего, а уж тем более радоваться о нём, если он одумается и явится обратно. Положим, человек вёл неправильную жизнь, совершал преступления. Потом раскаялся и решил жить честно. Легко ли ему реализовать сие намерение? Нет. Потому что отношение к нему будет настороженно-негативным. Если твоя биография попорчена, то ты уже persona non grata, и никто не будет испытывать радости от того, что ты «нашёлся». Таковы отношения между людьми. Но не таково отношение Бога, и притча о блудном сыне говорит не о земной, а о небесной реальности.

Для государства человек не значит ничего. Обычный средний человек никакой ценности не представляет, поэтому с ним можно обходиться как угодно. Его можно эксплуатировать, платя минимальное жалованье, а потом выкинуть на нищенскую пенсию, которая позволяет поддерживать существование, но и не более того. Когда у такого человека возникают проблемы со здоровьем, то ему отказывают в помощи, потому что он уже никому не нужен. Мне доводилось сталкиваться со случаями, когда возраст больного, названный при вызове скорой помощи, заметно охлаждал рвение врачей. Господь смотрит на нас иначе. Для государства мы не значим ничего – для Господа является ценностью каждая живая душа. Господь не хочет, чтобы кто-нибудь погиб. Он хочет, чтобы как можно большее число людей спаслось для жизни вечной. И потому Он действительно радуется о каждом обратившемся и взыскует каждого заблудшего. Отец из притчи не звал блудного сына. Отец Небесный зовёт каждого живущего. Многие пропускают этот зов мимо ушей, но есть те, которых зов Отца побуждает к возвращению. Мы приходим к Нему, как блудные дети. Приходим, потому что познали тщету и пустоту существования вне общения с Ним. И поистине, за очень малым исключением мы все – именно такие дети. Советская действительность не способствовала вере, о которой вообще боялись говорить. Поэтому мы возросли вне Бога, вне веры, но в какой-то момент познали истину и вернулись в дом Отца. И Он принял нас. Есть люди, вернувшиеся к Отцу ещё молодыми, но есть и такие, которые вернулись к Нему уже на склоне лет. Никому из них не было отказано. Мне доводилось не раз слышать рассказы таких обратившихся о том, какую благодать и милость даровал им Господь. Сию благодать мы обретаем уже в нынешней жизни. Но обретённое в нынешней жизни – ничтожная малость в сравнении с грядущей вечностью, с пребыванием в доме Отца, в Его Царстве. Господь радуется о вернувшихся блудных детях, Господь радуется о каждой потерянной и нашедшейся овце. И тот, кто понял свои заблуждения и решил вернуться, не будет иметь оснований для сожаления о своём решении.

А теперь несколько слов о другом сыне – о том сыне, который пребывал с отцом и отнюдь не был обрадован возвращением блудного брата. Образ грешного сына настолько ярок, что второй сын, пребывавший верным, остаётся незаметным, а между тем это очень любопытный персонаж. Иисус не говорит, что у этого сына никогда не было размолвок с отцом. Более того: в притче показано его явное недовольство действиями отца, но тем не менее, он остался с ним. Наше бытие теперь, после возвращения к Отцу, подобно бытию именно этого сына. Оно не безоблачно и далеко от идиллии. Оно не является бесконфликтным, но если даже и возникает какая-то размолвка, мы не уходим, а посредством покаяния признаём свою неправоту, ибо разумеем, что залог нашей будущности – в единстве с Богом.

Небесные отношения не подобны земным, и это великое благо. На небесах, у Бога, есть полное прощение и принятие. Причём только благодаря им человек и может оказаться на небесах. Мы – прощёные и принятые грешники, которые держатся за Бога, потому что познали, насколько скверна, бессмысленна и бесперспективна жизнь вне Его присутствия. И т.к. мы познали сие, наш долг передать познанное другим – тем, кто пока ещё не понял истины. Мы – посланники Бога, Его представители. Именно через нас Царство Божие являет себя в видимом мире. Поэтому так важно, чтобы наше поведение соответствовало нашему статусу. И прежде всего это относится к поведению в общине. Мы должны радоваться каждому вновь приходящему. Мы должны радоваться приходящим после длительного отсутствия. Мы должны радоваться им даже больше, нежели тем, кого видим постоянно. Почему? Потому что люди приходят или возвращаются в общение Церкви, в общение Тела Христова, в общение Божьего народа. Не секрет, что в общинах к вновь приходящим зачастую относятся с неприязнью. Не туда встали, не так посмотрели. В результате косые взгляды, замечания, а то и грубость, после чего у человека пропадает всякое желание появляться в церкви. Не секрет, что к отсутствующим длительное время начинают относиться как к отступникам, как к предателям общего дела. Но так не может быть, потому что все мы - пастыри. Каждому из нас Господь дал некую толику овец, каждая из которых является Господним достоянием. И потому, если какая-то из этих овец отбилась от стада, её надо искать, дабы потом возрадоваться об обретении – возрадоваться тому, что живая душа, сошедшая с пути спасения, вернулась на него. Более того. Нет в этом мире ни одного человека, который бы не являлся овцой Господнего стада, потому что Христос умер за грехи всего мира, за грехи всех людей. Только среди этих овец очень много заблудших, поэтому мы все призваны к их взысканию. Каждый из нас призван к умножению своей паствы, дабы, когда явится Пастыреначальник, каждый из нас удостоился Его похвалы. Так говорит Господь: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её?».

Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.06.13




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор  Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор  Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)