МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Июня 2016 года

3 воскресенье после Дня Св.Троицы


Эф.2, 1-10
…вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Сегодняшнее чтение из Послания к Эфесянам началось с очень решительных и категоричных слов: «…вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего». Т.е., пребывая вне Христа, люди жили в преступлениях и грехах. Громко сказано, но правда ли это так? Я не думаю, что жизнь эфесских обывателей I столетия имела существенные отличия от жизни обывателей современных. А такая жизнь представляет собою достаточно размеренное существование, не содержащее в себе ни уголовщины, ни явных пороков – такая общенравственная жизнь, к которой не могут придраться даже соседи по подъезду, превыше всего любящие перемывать кости своим ближним. Так в чём же тогда мёртвость, преступность, греховность? Хотя бы в том, что жизнь вне Бога, без Бога, противоречит Его воле, а любое нарушение Его воли есть грех. Далее. Живя вне Бога, человек живёт не по Его закону, которого не ведает, а по закону человеческому, что Павел обозначает словами «жили по обычаю мира сего». Но что же здесь греховного, чем так плохи обычаи мира? Тем, что в них, в человеческих обычаях и законах, много того, что никак не согласуется с волей Бога. Сие, впрочем, вполне естественно, потому что мир, т.е. сообщество вне Бога, придерживается не Божественных, а своих собственных правил и установлений. Так что можно быть примерным тихим обывателем, но при этом произносить ложные свидетельства на ближнего, не только обсуждая, но и осуждая его; можно желать что-то из того, что у него есть, т.е. завидовать; можно не почитать родителей, не чтить день покоя, желать ближним зла. Можно совершать и многое другое, учитывая что грехи совершаются не только делами, но и помышлениями. И от того, что ты не знаешь, что совершаешь грех, твоя греховность отнюдь не уменьшается. Увы, иначе при житии по правилам мира не получается, потому что в этой системе на первом месте находится не Бог, а человек и его желания. Отсюда и соответствующее отношение. Простейший пример. Человек, сделавший успешную карьеру, пользуется общественным признанием. А каким образом таковая была сделана – это уже не столь важно. Вот поэтому и говорит Павел: «мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». Таков фон, на котором Бог являет свою милость: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Эта милость явлена не благодаря нашим достоинствам, но вопреки недостаткам и именно благодаря ей мы обретаем надежду на благое будущее. Позволю себе напомнить, что не существует никакого баланса добрых и злых дел. Существует только два состояния – праведности и неправедности. Любое согрешение вводит в состояние неправедности, поэтому для оправдания перед Богом по делам нет никаких шансов. Но жертвою Христа неправедность погашается, и мы можем быть принятыми Богом, поэтому и говорит Павел: «и посадил на небесах во Христе Иисусе». Совершилась жертва искупления, и через неё мы можем достигнуть того, чего сами по себе не достигли бы никогда. Но вот вопрос: человек принял Христа, воцерковился. Происходят ли в результате этого хоть какие-то изменения? И если происходят, то они только внешние, или изменяется и внутренняя сущность, потому что внешние изменения, не являющиеся выражением внутренних, стоят не много. И нет никакого смысла спасать тех, кто каким был, таким и остался, ни в малейшей степени не став пригодным для Царствия Божия.

Во времена Лютера люди не сомневались, что свидетельство о Крещении есть надёжнейший и неоспоримый пропуск в Божье Царство. Если крещён, то спасён. В настоящее время стали поговаривать о том, что Бог настолько милостив, что спасутся вообще все поголовно. Но и то, и другое есть не более чем заблуждение. В Писании нет ни слова о всеобщем спасении. Более того. Сам Иисус сказал ясно и однозначно, что в Царство Божие войдут даже не все, призывавшие Его. Т.е. и принадлежность к Церкви спасения не гарантирует. Не случайно возникло понятие о Церкви видимой и невидимой, где видимая – это сообщество всех крещёных, а невидимая – те, кто спасутся. Что из этого следует? Что вера не есть некий механический фактор, который действует безотносительно свойств личности и зависит исключительно от каких-то словесных формул. Если человек говорит, что верует, это ещё ничего не значит, ибо вера – это не слова, а состояние доверия Богу. Именно это доверие и только оно обладает силой изменить человека, в котором живёт, и сделать его пригодным для Царства Божия. Но этих изменений нужно хотеть, к ним нужно стремиться, т.е. не жить бездумно, а всё время соотносить себя, свои помышления, свои деяния с волей Христа, с духом Христа, т.е. стремиться жить подобно Христу. А что это значит? Это значит иметь любовь к Богу, выражаемую через ближних: через служение им; через служение, не ожидающее воздаяния, через служение с радостью. При жизни в духе Христа на первом месте стоишь не ты сам, а Господь, лик Которого ты прозреваешь в ближних. Соответственно, служа им, ты тем самым служишь Господу, о чём сказал Иисус, «что сделали одному из меньших сих, то сделали Мне». Христос явил нам пример такого служения. Он служил ближним даже тогда, когда лично Ему это было неудобно. И так вплоть до самого последнего служения – до восшествия на крест, на котором Он был распят не за Себя, а за нас. Павел пишет нам: «мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Что это за добрые дела? Это отнюдь не паломничества, не посты, не исполнение обрядов и не пожертвования. Это дела любви, дела служения.

Вспомним Апостолов после Вознесения но до Сошествия Св.Духа. Им уже было дано поручение «идите и научите все народы», но они не могли исполнить его, потому что пока ещё не обладали необходимыми для этого качествами. Они получили таковые при Сошествии Св.Духа, давшего им недостающее, и тогда Пётр произнёс первую проповедь, положившую начало Церкви в её нынешнем понимании. Но ведь были и другие ученики – те, которые в какой-то момент отошли от Иисуса. И на них Св.Дух не снизошёл… Между тем, нельзя сказать, что Апостолы во мгновение ока стали иными, принципиально изменились. Они по-прежнему многого не понимали, и их действия не всегда были правильными. Так в чём их отличие от тех учеников, которые отошли от Христа? Именно в том, что они искренне хотели быть с Господом и стремились к исполнению Его воли, причём даже тогда, когда это шло вразрез с их собственными представлениями. Например, Пётр, даже обретя общение Св.Духа, не хотел есть вместе с необрезанными, потому что для него, как для иудея, общение с язычниками было чем-то совершенно невозможным. И, тем не менее, получив знамение от Господа, Пётр вошёл в дом язычника – римского центуриона – проповедовал ему и крестил его. Так вот, если ты стремишься быть с Господом, стараешься жить по Его воле, возрастать в доверии, то в последний день всё препятствующее вхождению в Божье Царство будет снято, и ты сможешь туда войти. И в нашей власти сделать так, чтобы снимать пришлось поменьше. Но делается сие не исполнением обрядов, а нелицемерной любовью и искренним служением, ибо, как пишет нам Павел, «мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 12.06.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор  Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор  Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)