МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Августа 2008 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Кор.3, 9-15

…мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божие строение. Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня.

Видели ли вы когда-нибудь человека, спасшегося из огня? Лично мне доводилось видеть такое только на фотографиях и, надо сказать, даже в таком варианте это было жутковатое зрелище. Реальность же всегда превосходит любую фотографию. Соответственно, в жизни это должно быть ещё более страшно. Право же, обгоревший человек – это совсем не то, что хочется рассматривать. Думаю, что последствия пребывания в огне во времена Павла не сильно отличались от нынешних, так что аналогию, которой пользуется Апостол, мы можем принять без каких-либо корректив и дополнительных разъяснений. Вопрос в другом: почему Павел пользуется такой аналогией, что хочет выразить с её помощью?

«Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Что является основой человеческой повседневности? Я не уверен, что подавляющее большинство людей (в том числе и верующих) всерьёз задумывается о том, что лежит в основе их жизни. Именно поэтому мы то и дело становимся свидетелями хаотического бытия, которое наблюдаем как у других, так, к сожалению, периодически и у себя. Что такое хаотическое бытие? Это бытие, в котором нет цели. Точнее сказать, нет главной цели. Есть какие-то мелкие или относительно крупные, которые влекут то в одну, то в другую сторону, так что человек мечется, пытаясь дотянуться одновременно и направо и налево; мечется, пытаясь успеть сразу в нескольких местах. И, что самое главное, эти цели должны постоянно обновляться, потому что, по достижении желаемого и отсутствии следующей ступени, человек погружается в состояние опустошённости, ибо не знает, что делать дальше. Как сказал Пушкин в стихотворении «Труд», «…или свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, плату принявший свою, чуждый работе другой...». Бывает даже так, что, боясь подобного состояния, люди преднамеренно затягивают свой путь к осуществлению того или иного желания, наподобие жены Одиссея, которая днём ткала ковёр, а ночью распускала всё сделанное за день. Хаотичность утомляет. Отсутствие цели пугает. А кроме того приходят мучительные вопросы о смысле жизни вообще и твоей собственной в частности – вопросы, которые тревожат всех, но от веет на которые находят немногие. Избавиться от этих негативных состояний можно только посредством посвящения всей жизни достижению некоей главной цели, которая пройдёт через всё бытие как несущий стержень. И те слова Апостола Павла, которые мы слышали сегодня, напоминают, что в жизни каждого из нас есть основание, на котором такой стержень может быть установлен. У нас есть основание, которое может и должно определять всю жизнь в целом, потому что даёт цель, продвижению к которой подчинено всё остальное. Сия цель – жизнь вечная, участие в новом творении, которые мы называем Царством Божиим. А достичь его можно только в том случае, если стоять на основании, имя которому – Христос. В последнем столетии усилились голоса, пытающиеся свести христианство к некому морально-нравственному кодексу, определяемому притчами и поучениями Спасителя. Однако, следует знать и понимать, что христианство в целом зиждется не на притчах и поучениях, но на личности Иисуса. Христианство же каждого отдельного человека определяется не формами внешней церковности, но личным и живым общением с Господом. Не поучения Христа и не посвящённые Ему обряды, но Сам Христос – вот то основание, на котором мы призваны выстраивать и обустраивать свою повседневность; вот то основание, которым можно измерять целесообразность всех своих помышлений и деяний.

«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть.». О чём говорит здесь Апостол? О соответствии повседневности основанию, т.е. личности Христа. И он отнюдь не оригинален, ибо об этом же самом говорил и Сам Господь, призывавший к подражанию, к максимальному насколько это возможно уподоблению Ему, ибо именно это уподобление делает человека совместимым с Царством Божиим. Но, как и в других случаях, Господь не приказывает, а приглашает, ибо желает, чтобы подражание и уподобление Ему осуществлялось совершенно свободно, без какого-либо давления или принуждения. Мы можем строить и возводить здание своей жизни так, как считаем нужным, ни в чём себя не ограничивая. Однако, следует помнить о том, что в жизни каждого строителя бывает не самый простой момент – это тот день, когда объект принимается соответствующей комиссией. И если здание построено не качественно, а подкупить комиссию оказалось невозможным, то день приёмки может стать днём большой печали. То же самое можно сказать и о здании нашей жизни. Рано или поздно придёт день испытания на прочность, день Суда, когда не просто созданное нами, но самые наши души будут взвешены и оценены. Только, в отличие от судей человеческих, высшего Судию подкупить невозможно. Равным образом от Него невозможно что-либо скрыть, утаить. Поэтому Его суд – это суд высшей справедливости, абсолютно лишённой какого-либо пристрастия. Именно тогда и произойдёт то, о чём пишет Апостол: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня.». Из этих слов однозначно следует, что само спасение будет различным. И вот тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. А начали мы с того, что человек, спасшийся из огня, представляет собою достаточно страшное зрелище. И ещё был задан вопрос, почему Павел позволил себе такую аналогию? Так вот, этим сравнением он говорит, что вхождение в вечность может быть совсем не простым, и вовсе не таким розово-благостным, как это иногда любят изображать. В своё время в одном монастыре я приобрёл небольшую картину, посвящённую вхождению человека на небеса. Среди бело-голубых облаков стоит человек в белых одеждах, которого обнимает умилённый Христос. Над ними раскинулась радуга а ещё выше парит Святой Дух. Картина очень романтичная и душещипательная. Поистине хотелось бы, чтобы именно так всё и произошло, но слова Апостола показывают, что всё может выглядеть иначе, что спасение может быть не только непростым, но даже и страшным. И если «спасение как бы из огня» может происходить с христианами, с теми, кто может быть и не всегда правильно и хорошо, но всё же следовал за Христом, то что же тогда будет с теми, кто НЕ следовал за Ним? Не то ли, о чём сказал Спаситель во время Своего крестного пути, «…если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?».

Хочет ли кто-нибудь из нас смерти? Не думаю. Равным образом не думаю, что кто-то из присутствующих хотел бы испытать, что значит оказаться в огне. Собственно говоря, именно поэтому мы и собрались в Церковь, т.е. присоединились к народу Божию; именно поэтому мы и ищем Господней благодати во оставление грехов. Но мало только лишь присоединиться. Если мы действительно хотим жить, если наша главная цель – спасение, то нам следует постоянно помнить о том фундаменте, на котором мы основываемся, на котором стоим. А постоянно помнить, не забывать, означает, что строительство, ведущееся нами на протяжении всего бытия, строительство своей жизни, должно осуществляться в соответствии с фундаментом, на котором ведётся, дабы составлять с ним если не идеальное целое, то по крайней мере иметь максимально возможное сходство. Мы строим свою жизнь на фундаменте, который есть Христос. Будем же строить в соответствии с этим фундаментом, дабы в свой час получить награду, а не испытать ужас исходящего от Бога поядающего огня. «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Сентября 2022 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2021 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)