МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Сентября 2019 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Цар.3, 1-10
1. Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.
2. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте,- глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть,-
3. и светильник Божий ещё не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
4. воззвал Господь к Самуилу: [Самуил, Самуил!] И отвечал он: вот я!
5. И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лёг.
6. Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: [Самуил, Самуил!] Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
7. Самуил ещё не знал тогда голоса Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне.
8. И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал и пришёл к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока.
9. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошёл Самуил и лёг на месте своём.
10. И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи,] ибо слышит раб Твой.

Сегодня в 1-ой Книге Царств мы прочитали удивительное повествование о самом начале служения пророка Самуила. Это человек прожил долгую жизнь. Практически на всём её протяжении, он пребывал в самом тесном общении с Богом, возвещая Его волю народу Израиля. Но в самом начале, когда Господь впервые воззвал к Самуилу, тот не может понять, что происходит, кто именно зовёт его, и потому бежит к священнику Илию, думая, что зов исходит от него. Т.е. Самуил не может распознать голос Божий. Илий тоже не сразу понимает, что происходит, однако быстро догадывается и даёт совет, что именно нужно сделать. Почему же Самуил не может распознать голос Господа? Писание говорит: «…слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». Что ж, всё вполне естественно: когда какое-то явление происходит редко, а человек сталкивается с ним впервые, то непонимание закономерно. Впрочем, это всё понятно. Вопрос в том, чем всё сие актуально для нас.

Мы читаем в Библии про Самуила и других пророков – чем они отличались от других людей? Тем, что они были, если так можно выразиться, устами Бога. Они слышали голос Божий и возвещали сказанное Им. Т.е. народ слышал Слово Господне от пророков. Получается, что пророки были особо взысканы Богом – с пророками Он говорил, а с другими людьми нет. Да, в Ветхозаветное время всё было именно так. Исключения, конечно, бывали, но таковые, как известно, только подтверждают правило. Однако сейчас время Нового Завета. Изменилось ли что-нибудь? Да. Что именно изменилось? То, что сегодня Бог готов говорить не с отдельными избранными, исполняющими особое служение, а с любым из Своих верных. Любой из нас может оказаться в положении пророка, но, в отличие от Ветхозаветного времени это не будет какая-то особая взысканность. Это не будет, как с Иеремией, которому было сказано: «От чрева матери Я избрал тебя». А что же это будет?

Однажды, обращаясь к пророку Илии, Господь сказал, что Бог не в огне и не буре, а в дуновении тихого ветра. Это очень точная формулировка именно для нашего времени, для всей новозаветной эпохи. Любой из нас может услышать голос Божий, но таковой звучит тихо, и для того, чтобы его услышать, нужно: во-первых, этого захотеть, а во-вторых, научиться распознавать, научиться слушать. Иначе будет как с Самуилом, который слышал, но не понимал, что с ним говорит именно Господь. Что же делать? Как продвинуться на этом пути?

Для начала нужно обратиться к тому, что нам дано: к Св.Писанию и молитве. Писание есть Слово Божие, т.е. Бог говорит с нами через него. А мы, в свою очередь, можем говорить с Ним через молитву. Но чтобы услышать голос Бога в Писании, нужно не просто читать, а воспринимать, как слово, обращённое к тебе лично. Что именно Господь хочет сказать именно мне здесь и сейчас? Мы говорим с Богом посредством молитвы. И опять-таки: молитва не должна быть не проговариванием заученного текста, потому что это твой личный ответ на то, что Господь сказал именно тебе. Подчёркиваю: это должен быть твой ответ, а не ответ какого-то другого, пусть даже и очень достойного верного. Таково начало. Если его не будет, то не будет и всего остального. А что остальное может быть? Постепенное углубление в Слово Господа, в общение с Ним, усиливает чуткость, способность восприятия Его промысла. Постепенно человек становится способным воспринимать движение Его руки: руки сдерживающей, направляющей, поддерживающей, побуждающей. Чем дальше идти, тем больше будет открыто. Ведь говорил же Господь с апостолами и другими верными уже после Своего Вознесения. Но что здесь нужно помнить? Что Господь говорит только с тем, кто хочет и может его услышать. Потому что, если не хочет и не может, то какой смысл говорить? Зачем говорить то, что не может быть воспринято? Это пустая трата времени. И ещё один важный момент: нужно не просто услышать, нужно ещё и исполнить. Бог не насилует волю. Он предупреждает, удерживает, но не принуждает. Т.е. ты можешь игнорировать Его Слово, Его предупреждение или исходящее от Него побуждение. Но если так поступать, то какой смысл в слышании? Кстати, обратите внимание, что Господь заговорил с Самуилом вовсе не сразу – не с того момента, как тот поселился при Илии. Прошло какое-то время. Вполне возможно, что это время, проведенное Самуилом в служении при Храме, было необходимо для того, чтобы стать способным слышать и воспринимать.

Если бы Бог громко орал, если бы на нас низвергались громы и молнии, мы бы безусловно очень боялись и исполняли Его волю из страха перед карающей силой. Но дело в том, что Бог не хочет страха, повиновения из страха. Он хочет послушания, основанного на доверии. Он хочет, чтобы в Нём видели Доброго Пастыря, Который готов вести Свою паству на злачные пажити, к водам тихим. Бог в дуновении тихого ветра. В отличие от Господа, человек орать очень любит. Вот и получается, что все орут и потому слышат исключительно себя. В своё время было, а наверное и сейчас есть ток-шоу «Вечера с Владимиром Соловьёвым» - пару раз я смотрел его и не испытал ничего кроме омерзения. Приглашённые участники стремятся перекричать друг друга, постоянно перебивают, так что очевидно, что никакие другие мнения кроме собственных их не интересуют. Если хочешь услышать голос Бога, эта модель поведения совершенно неприемлема. Если хочешь слышать глас Божий, нужно отрешаться от крика, от орания, нужно уйти в тишину, нужно учиться слышать и слушать, чтобы, когда настанет момент, поступить так, как посоветовал Илий Самуилу: «И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 08.09.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Сентября 2022 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2021 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)