МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июня 2016 года

5 воскресенье после Дня Св.Троицы


1Тим.6, 11-16
Ты же, человек Божий … преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Сегодня мы отмечаем день святых, которым посвящён наш приход – апостолов Петра и Павла. Празднуя этот день сегодня, немного ранее календарной даты, мы соединяем его с двумя другими праздниками истекшей недели: в четверг Церковь отмечала рождество Иоанна Крестителя, а в пятницу вспоминала о первом оглашении нашего главного вероисповедного документа - Аугсбургского Исповедания. Все эти праздники, включая сегодняшний, могут быть объединены услышанными сегодня словами св.Павла: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». Я бы даже сказал, что они объединяются одним словом из этого предложения - «призван». Оно имеет принципиальное значение, потому что в основе служения Богу лежит именно призвание. Ведь сказал же Иисус ученикам, «не вы Меня избрали, а Я избрал вас». На Господней ниве трудилось много выдающихся служителей, но никто из них сам по себе, без Господнего призвания не стал бы таковым, потому что истинный Бог есть Бог сокрытый и человек может познать Его и Его волю лишь в той мере, в которой Бог Сам пожелает открыть. Поэтому в основе служения Господу всегда лежит призвание, призыв. Но на этот призыв ещё нужно ответить, причём ответить согласием, потому что призвание, в отличие от принуждения, всегда оставляет возможность для выбора. Бог призывает тебя, но ты не обязан соглашаться. Трудно сказать что-либо об Иоанне Крестителе, ибо Писание практически ничего не сообщает о том, с чего началось его служение, однако Пётр имел полную возможность остаться рыбаком – никто не неволил его оставить всё и последовать за Иисусом. У Павла были иные обстоятельства, но и он имел возможность, обратившись ко Христу, стать рядовым членом общины. То же самое можно сказать о Лютере и его сподвижниках – никто не принуждал их с такой страстностью отстаивать открывшуюся им истину; они могли вести куда более спокойную жизнь, если бы держали открывшееся им при себе. Выбор всегда есть, что подтверждается сообщением евангелиста Иоанна об учениках, которые с определённого времени отошли от Христа и никаких препятствий Он им не чинил. Но бывает так, что, хотя выбор есть, на самом деле его нет, потому что все альтернативные пути не ведут никуда. Именно поэтому для апосто-лов Петра и Павла, как и для многих других служителей, в том числе и для Лютера, соприкосновение с Божьей правдой, с истиной, воплотившейся во Христе, имело необратимые последствия - они поняли, что другого пути просто нет. Это состояние выразил апостол Пётр, когда Христос после отхода части учеников спросил, не хотят ли и двенадцать оставить Его. А Пётр в ответ сказал: «Господи, куда нам идти? ТЫ имеешь глаголы вечной жизни». Именно поэтому апостолы сохраняли верность Спасителю и возвещали Евангелие даже тогда, когда сие возвещение лично для них не приносило ничего кроме неприятностей - и даже под угрозой смерти.

Христос вознёсся, и мы сегодня не можем видеть Его так, как видели Его Апостолы, но это не значит, что Он не говорит с нами и не призывает нас. Христос говорит с нами через Своё Слово, открывая через него Свою волю и призывая нас к вечности, к прощению грехов, к воссоединению с Ним не только в Его царстве, но уже в этом мире. Это понял Лютер и его единомышленники, почему и определили Св.Писание как мерило всего, как выражение безошибочной истины, с которой мы можем сверить всё и иметь уверенность, что идём правильной дорогой. И в Аугсбургском Исповедании они провозгласили приоритет Божьего Слова над всеми человеческими установлениями. Таким образом, всегда есть выбор, чему следовать – Божьему призыву, Божьей истине или человеческим мнениям. Этот выбор был и во времена Апостолов, и во времена Реформации. Он существует и сегодня. Апостол Павел написал своему духовному сыну Тимофею: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». Служители Господа, о которых мы вспоминаем сегодня, жили именно так. У них была возможность выбора, они его сделали и остались в избранном до конца. Мы вроде бы тоже его сделали – именно поэтому сегодня мы находимся здесь. Осталось лишь сохранить твёрдость в своём решении и не отступиться от него.

Мы живём в неблагоприятном окружении. Апостолов окружали язычники, которые, хотя и веровали в ложных богов, но, тем не менее, не сомневались в наличии божественных сил и относились к ним весьма серьёзно. Лютер диспутировал с людьми, которые, хотя и придавали излишнее значение человеческим традициям, но, тем не менее, были христианами. Нас же окружает безверие, в котором понятие о божественном авторитете вообще игнорируется, а на первое место выдвигается человек и его желания. В таком окружении, которое, к тому же отстаивает свои принципы достаточно агрессивно, трудно сохранять верность, а тем более публично свидетельствовать о совершенно ином подходе, при котором в центре всего стоит не человек, а Бог и Его воля. Впрочем, истина никогда не является достоянием большинства, поэтому пребывать в ней всегда не просто. Христиане не были и не являются большинством этого мира. Лютеранское Исповедание не составляет большинства внутри Церкви. А лютеране, сохраняющие верность Божьему Слову, не являются большинством внутри лютеранства. Большинство или, как сейчас говорят, «мейнстрим», продался дьяволу, сделав нормой женское священство, однополые браки и либеральное богословие, отрицающее авторитет Св.Писания.

Трудно быть меньшинством. Большинству всегда проще. Поэтому периодически возникает желание сдаться, уступить. Тем более, что уступить так просто… Достаточно, например, в воскресенье пойти не сюда, а на Старосадский – там с внешней стороны всё намного лучше – высокие своды, исторический орган и прочее – вот только есть ли там последование истине? Созерцая женщин у алтаря, позволю себе в этом усомниться. Не случайно на поднятый в своё время на епископском уровне вопрос о воссоединении Церкви Ингрии с ELKRAS в конце концов был дан совершенно однозначный отрицательный ответ.

Жизнь Иоанна Крестителя была далека от комфорта. То же самое можно сказать о жизни апостолов Петра и Павла после их призвания на служение. То же самое можно сказать об авторах Аугсбургского Исповедания. Но никто не польстился на переход в стан большинства, никто не дал задний ход, потому что к вечности ведёт только пребывание в истине. Пример всех тех, кого мы вспоминаем сегодня, очень важен для нас, потому что на своём пути мы не первые. Те, кого мы вспоминаем, вместе со многими другими святыми прошли этой дорогой до нас и прошли до конца, сохранив верность Призвавшему их, хотя этот путь не был простым и лёгким. Он всегда будет усыпан не столько розами, сколько терниями, и идти по нему порою будет очень больно. Но есть средство смягчить эту боль. Для этого нужно смотреть не под ноги, а вперёд, потому что там, впереди, ожидают нас святые прошлых времён. Они ждут нас у врат Божьего Царства, чтобы войти в него вместе с нами, чтобы всем вместе быть со Христом. Памятуя об Иоанне Крестителе, об апостолах Петре и Павле, о Мартине Лютере и многих-многих других, будем почитать их через пребывание в такой же стойкости и верности, дабы и в нашей жизни исполнились слова Апостола: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июля 2023 - 5-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
04 Июля 2021 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
12 Июля 2020 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2019 - 5 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)