МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Июля 2019 года

5 воскресенье после Дня Св. Троицы


Иеремия 20:1-13
1. Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии,
2. то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем.
3. Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал ему: не «Пасхор» нарек Господь имя тебе, но «Магор Миссавив».
4. Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это. И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского, и отведет их в Вавилон и поразит их мечом.
5. И предам все богатство этого города и все стяжание его, и все драгоценности его; и все сокровища царей Иудейских отдам в руки врагов их, и разграбят их и возьмут, и отправят их в Вавилон.
6. И ты, Пасхор, и все, живущие в доме твоем, пойдете в плен; и придешь в Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно.
7. Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
8. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
9. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
10. Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; «заявите, говорили они, и мы сделаем донос». Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему».
11. Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется.
12. Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
13. Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев.

Дорогие братья и сестры,
Тема нашего сегодняшнего богослужения, в соответствие с церковным календарем – «Служение учеников». И в центре нашего внимания сегодня – пророк Иеремия. Книга Иеремии начинается с того, что Иеремию Сам Бог ставит на служение пророка. А это совершенно особенное служение. Сейчас в нашем обыденном языке слово “пророк” имеет несколько иной смысл - пророк, это, якобы, тот, кто предвидит или предсказывает будущее. Но в библейском смысле этого слова пророк – это, прежде всего, тот, кто возвещает Божью Волю. И это может быть Божья Воля как относительно событий будущего, так и относительно событий настоящего.

И, следовательно, пророк - это тот, кто посылается к людям Самим Богом чтобы сказать этим людям именно то, что Бог им передает – ничего не добавляя и ничего не убавляя. И именно об этом Господь и говорит Иеремии в самом начале его пророческого служения: «… ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1:7-9).

Итак, пророк посылается, чтобы сказать иудеям и жителям Иерусалима то, что хочет донести до них Господь. Однако, то, что хочет донести до них Господь, может быть для народа и очень неприятной правдой. И в таком случае служение пророка сопряжено с немалым риском. Один из случаев в служении Иеремии связан именно с таким сопротивлением со стороны народа. И даже не просто сопротивлением, а с открытой агрессией против пророка. После обличительной проповеди, которую Иеремия по повелению Господа говорит перед жителями Иерусалима, духовные вожди народа хватают пророка и уже готовы линчевать: «…Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор этому человеку! потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами» (Иер 26:11).

Однако, и в этом случае, даже перед лицом близкой смерти, Иеремия не отказывается от своих слов: «И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали (…) а что до меня, вот – я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши» (Иер 26:1-15).

И хотя этот эпизод в служении Иеремии произошел несколько позже, чем тот, о котором мы с Вами читали сегодня, он показывает, что пророк верен своему служению. Пророк обязан возвещать Божью Волю, обязан говорить именно то, что Бог его послал его сказать, даже если эта Божья Воля и эти Слова Божьи народу неприятны. И даже в том случае, если люди будут готовы за такую проповедь повесить пророка на первом столбе.

Итак, Иеремия верен своему служению. Даже несмотря на то, что это служение очень опасное, связанное с серьезным риском. Но во всех критических ситуациях - например когда пророк рискует расстаться со своей свободой или даже с жизнью - Господь Бог, как Он и обещал, сохраняет жизнь пророка. Для того, чтобы Иеремия продолжал свое служение. Для того, чтобы он продолжал возвещать. То есть, Господь не просто определяет Иеремию на пророческое служение, он еще и дает ему силы и средства для этого служению.

И вот, имея это ввиду, давайте внимательно посмотрим на тот эпизод, который в центре нашего внимания сегодня. Как я уже сказал, этот эпизод в служении Иеремии произошел немного раньше, чем тот, который мы только что рассмотрели – я имею ввиду тот случай, когда разъяренная толпа была готова линчевать пророка.

Итак, Господь посылает Иеремию пророчествовать, посылает его возвещать Свою Волю, посылает обличать народ. В этот раз все заканчивается тем, что пророка сажают в колодки (в те времена это было все равно, что приковать кого-то к позорному столбу): «Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнёс слова сии, то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем» (Иер 20:1-2).

На следующий день, видимо, сменив гнев на милость, священник Пасхор выпускает Иеремию из колодок. Возможно, он решает, что такого наказания было достаточно, что Иеремия усвоил урок. Как нужно было бы отреагировать на такую милость, будь Иеремия обычным человеком, как я или Вы? Ну, наверное, для начала, можно было бы хотя бы поблагодарить Пасхора. В колодках, знаете ли, не очень комфортно. Далее можно было бы извиниться за такие резкие слова. Мол: “Простите, погорячился. Простите, что возвещал такие жестокие пророчества об этом городе и о его жителях и о Вас. Я тут посидел ночь в колодках, подумал над своим поведением и понял, что Вы не такой уж плохой, как мне казалось. Одним словом, простите! Беру свои слова обратно”.

Возможно, так повел бы себя обычный человек. Однако, не так ведет себя Иеремия. Его поведение не укладывается в обыденную логику. Пасхор освобождает пророка из колодок и вместо благодарности слышит вот что: «…Не «Пасхор» нарёк Господь имя тебе, но «Магор Миссавив» (что с древнееврейского переводится как "ужас вокруг"). Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это. И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского, и отведет их в Вавилон и поразит их мечом. И ты, Пасхор, и все, живущие в доме твоем, пойдёте в плен; и придешь в Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно» (Иер 20:3-6).

С точки зрения мирской, обыденной логики, Иеремия, конечно, ведет себя отвратительно. Ему оказали милость, хотя могли и оставить в колодках. И вот, его выпускают, а он продолжает говорить всякие гадости! Но почему?

Да потому, что Иеремия, в отличие от иерусалимских лжепророков (того же Пасхора), говорит не то, что от него ожидают услышать. Он не может взять свои слова обратно. Потому, что понимает, что это не его слова. Это Слова Самого Бога. Вот поэтому поведение Иеремии и не укладывается в логику обычных людей. Потому, что он возвещает не свои мнения, и не свои убеждения, но Божьи Слова и Божью Волю. И вот, как он сам об этом говорит: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер 20:7-9).

Решимость Иеремии служить Богу, его решимость возвещать Божью Волю и Божье Определение - это как горящий огонь, огонь который горит внутри – так сам Иеремия описывает свое состояние. Огонь, который ничем не сдержать. Пророк, может быть, и рад бы остановиться, но не может. Даже если понимает, что в результате его ждут колодки. А может, и тюрьма. А может, его и разорвет разъяренная толпа.

Но Иеремии в буквальном смысле слова очень трудно не служить Богу, очень трудно не возвещать Божью Волю, очень трудно не быть пророком – т.е. именно тем, кем Господь поставил его быть: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог».

Ну что же, вот так служил Богу Иеремия. Теперь вопрос: какое все это отношение имеет к нам? Раз уж тема сегодняшнего дня в соответствие с нашим календарем – «Служение учеников».

Мне кажется, Иеремия, а в особенности его слова о внутреннем огне – отличный пример настоящего библейского и настоящего христианского отношения к своему служению. Иеремия делает именно то дело, на которое поставил его Бог. И не боится его делать. Даже когда это трудно, даже когда это сопряжено с риском (в том числе и с риском для жизни). Даже тогда, когда это может не укладываться в представления окружающих о прекрасном. Даже тогда, когда он рискует в результате такого служения стать изгоем, сесть в тюрьму или расстаться с жизнью. Потому, что желание служить, которое вложил ему в сердце Господь – это как внутренний огонь, который ничем не угасить и не сдержать. Зададим себе вопрос: разве не к такому же отношению к своему служению следует стремиться нам, ученикам Христа? Пусть каждый из Вас сам для себя ответит на этот вопрос, но мой ответ: да.

И тогда зададим следующий закономерный вопрос: можем ли мы применить то, что говорит Иеремия к нашей сегодняшней жизни и к нашему служению (если мы, конечно, несем такое служение)?

Иеремия был поставлен на служение пророка - того, кто обязан возвещать Божью волю. Однако, пророк - это лишь одно из возможных служений, а в церкви есть и другие. Именно об этом говорит апостол Павел в 12-й главе 1 Послания Коринфянам: “Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. (...) И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки” (1 Кор 12:1, 27-28).

Если попробовать выразиться более “наукообразным” языком, Павел выступает за органическое понимание Церкви. Тело - это такое живое единство, в котором каждый орган имеет свою функцию. И именно таким должно быть единство Церкви, единство общины: такой общности, где каждый из христовых верных несет свое служение и делает свое дело на благо всех остальных - подобно тому, как в теле каждый орган выполняет свою функцию.

Если использовать вот этот образ (образ общины верных как тела) то можно привести такие примеры. Пророков и благовестников - тех, кто в церкви проповедует или возвещает Божье Слово - можно сравнить с устами. Но теперь представьте себе такого человека, у которого на лице нет ни глаз, ни носа, ни ушей - одни уста. Тяжко придется такому человеку.

Или, другой пример: людей, которые занимаются разного рода хозяйственными служениями - например, кормят голодных (в древней церкви этим занимались диаконы и иногда вдовы) - думаю, можно сравнить с руками. Но если тело состоит из одних только рук – как жить такому телу?

Итак, по слову Апостола, дары различны и служения различны (1 Кор 12:4-5). Живой организм состоит не из одинаковых органов, а из разных органов. Так и в Церкви могут быть пророки, благовестники (т.е. миссионеры), проповедники. Однако, не все являются пророками или благовестниками. В церкви есть руководители (в былые времена их называли пресвитерами), но не все являются пресвитерами. Не все являются учителями, не все кормят голодных, не все исцеляют, не все говорят языками...

Отсюда вывод: дело не в том или ином конкретном служении, которое может нести человек, но в отношении к этому служению. И один из примеров такого отношения к своему служению, отношения к которому следует стремиться и являет нам пророк Иеремия: “но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог”.

Итак, служения могут быть разными. Но главное – отношение к этому служению. Главное - желание человека служить, рвение в своем служении. Иеремии было очень трудно не служить, очень трудно не делать то, что велел ему Бог. И это, я считаю, отличный пример для каждого из нас в том, что касается нашего христианского служения и призвания.

В Новом Завете есть и еще более выразительные примеры такого служения, в том числе служения пророков и благовестников. Первомученик диакон Стефан, выступая с речью перед Синедрионом и свидетельствуя собравшимся там иудеям об Иисусе Христе, наверняка понимал, чем это может для него закончиться (Деян 7). Однако, выражаясь библейским языком, он не воспротивился и не отступил назад (Ис 50:5). Он продолжал свидетельствовать, продолжал служить.

Однако, самый яркий пример такого служения в Новом Завете - наш Господь Иисус Христос. О том, что цель Его Пришествия в этот мир - служение грешному человечеству, Он Сам говорит: “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф 20:26-28).

Христос наглядно показывает своим ученикам, что Его Роль - это роль Служителя, когда перед вечерей умывает им ноги. В те времена это было занятие, которое приличествовало только рабам. Только вдумайтесь! Тот, Кому покорено все творение, Сам покоряется и становится рабом, выполняет рабскую работу. Но вот, как наш Спаситель объясняет Свои действия: “Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Ин 13:14-15). И дело здесь не в конкретном действии - омовении ног - но в том, что ученики должны “любовью служить друг другу” (Гал 5:13). Я верю, что эти слова относятся ко всем ученикам Христа, а значит, и к нам с Вами. И, наконец, величайшее служение Христа состояла в том, что Он отдал Свою Душу - взойдя на крест и приняв на Себя грехи каждого из нас, искупив нас для Себя. Он отдал людям Себя Всего, без остатка. В этом и есть идеал служения.

Итак, вот какие примеры служения мы имеем перед собой. Таких примеров - самоотверженного служения - в Священном Писании еще множество. И, как я уже говорил, дело не столько в том, какое служение каждому из нас вверено, сколько в том, как мы относимся к этому служению. И даже если наше служение не сопряжено с таким риском для жизни как, например, у Иеремии - то отношение к своему служению - такое как у Иеремии - это и есть то, к чему следует стремиться ученику Христа: “И подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог”. Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 21.07.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июля 2023 - 5-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
04 Июля 2021 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
12 Июля 2020 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)