МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Августа 2017 года

10 воскресенье после Дня Св.Троицы


Откр.3, 1-3
Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звёзд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Прочитанный сегодня фрагмент Книги Откровения является одним из самых страшных мест Нового Завета. Даже немного странно видеть его предписанным для обычного воскресенья – куда уместнее он был бы в чинопоследовании Пепельной среды, главная тема которой - покаяние, отстранение от грехов, не дающих обрести спасение и жизнь. Говорю так, потому что именно покаяние и обращение от грехов к праведной жизни является смысловым центром обращения Воскресшего Христа к предстоятелю Сардийской общины… Ведь Господь обличает не просто так, но именно ради того, чтобы человек покаялся, ибо Спасителю нужна не смерть грешника, но чтобы таковой обратился и остался жив. И вот ведь какой парадокс – слова грозного предостережения Иисус обращает не к погрязшему в непристойном идолопоклонстве язычнику, а к христианину, да ещё служителю, у которого с внешней стороны всё было очень хорошо – не еретик, пребывал в апостольской преемственности, возглавлял общину, проповедовал, служил Истинному Богу, т.е. вроде бы находился на пути спасения. Но внешность не соответствовала реальности, на самом деле всё было иначе. Этот служитель НЕ шёл к спасению. И вся его христианская жизнь была не более чем видимостью. Можно даже сказать так: его жизнь как таковая была видимостью, а на самом деле это был живой труп, ибо Господь сказал: «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв». Неизвестно, что было с означенным служителем дальше, но совершенно очевидно, что если этот человек продолжил свой путь без изменений, то его осуждение, проклятие и вечная смерть стали неизбежностью.

В чём проблема Церкви всех времён? В том, что человек, к которому Господь обратился со столь грозным и страшным предупреждением, далеко не единственный. Более того. Его братья по мёртвости есть в любой общине. Сколько таких живых мертвецов было в Церкви на протяжении её истории? Мы говорим: христианская Европа, христианская Россия – эта «христианскость» стала расхожим мнением, однако была ли Европа подлинно христианской? Была ли таковой Россия - если, конечно, иметь в виду не внешнюю видимость, а внутреннюю сущность? Внешность не показательна, ибо, как видно из слов Господа, таковая может быть обманчива. Внешне всё может быть идеально, поэтому да не обманывают никого истории о переполненных церквах, и о великом множестве таких церквей, потому что в каждой из них живых мертвецов было предостаточно, а может быть даже и большинство. Если кто-то в этом сомневается, пускай задумается над следующим вопросом: могут ли люди Божии, верующие во Христа, считающие себя братьями и сёстрами во Христе, в угоду земным интересам поднимать друг на друга оружие и убивать друг друга? Никак. Но ведь мы знаем из истории, что войны между так называемыми «христианскими» странами велись постоянно. А если такое происходило и происходит, то вполне уместно спросить: а в чём христианство людей, поступавших и поступающих так, в чём их доверие Христу, в чём следование за Ним? Обращаясь к истории, мы видим бесконечные годы войн, в которых одни христиане убивали других. Мы видим преступления, мы видим гнуснейшие отношения, в которых в том числе не было абсолютно ничего от братской любви, которой Христос придавал столь большое значение, что сказал прямо: «По тому будут узнавать вас, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». А на так наз. «святой» Руси ещё в середине XIX века существовало такое омерзительное явление, как крепостное право, при котором одни христиане продавали других, подобно тому, как продавали рабов в Риме и других государствах древности. Вот только в Риме этим занимались язычники, а здесь этим занимались крещёные во имя Господне. Современность ещё гаже, ибо являет нам прямое богоборчество, при котором грех объявляется нормой бытия. Однополые союзы, эвтаназия, суррогатное материнство и всё прочее в том же роде. И что, люди, совершающие сие, будут спасены?! «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим».

Многие из нас уверены в своём спасении. В некоторых исповеданиях такая уверенность является одной из конфессиональных основ. Слова Иисуса – хороший повод для того, чтобы эту уверенность отодвинуть немного в сторону и внимательно посмотреть на свою жизнь, чтобы понять – иду я путём Господа, ведущим к Царствию Божию или неким иным, ведущим не ко Христу и Его Царству, а от Него? Я не знаю, чем именно провинился перед Господом настоятель из Сард – однако не надо думать, что он совершил какое-то великое преступление, потому что Господь говорит не о каком-то единичном проступке, а об образе жизни, о постоянно повторяемом. Поэтому слова Христа есть повод задуматься: живу ли я так, как хочет Он? Действительно я следую за Ним или соблюдаю только видимость последования? Надлежит всё обдумать и взвесить, чтобы не оказаться живым мертвецом, имеющем вид живого человека, но на самом деле не являющегося таковым. И в этом размышлении, в поиске пути жизни не следует надеяться или опираться на какие-либо обряды или иные внешние действия, ибо таковые не спасают. Спасает только Христос, поэтому надеяться надлежит только лишь на Него и, соответственно, постоянно соразмерять свою жизнь с Его предначертаниями.

Христос предлагает нам спасение и жизнь. Ради сего Он взошёл на крест, ради сего Он, как сказал папа Иоанн-Павел II, остановился на самом краю небытия, прямо перед нашими глазами. Поэтому у нас всегда есть выбор между жизнью и смертью, причём не разовый, а каждодневный. В каждый день мы имеем выбор между возможностью следовать по Божьему пути и НЕ следовать по нему. Последуем по Божьему, чтобы не иметь только вид живых, но быть живыми на самом деле, причём быть живыми не только сейчас, но и остаться таковыми в вечности. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)