МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Августа 2019 года

10 воскресенье после Дня Св.Троицы


(Иеремия 18:1-10)
1. Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2. встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.
3. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.
4. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.
5. И было слово Господне ко мне:
6. не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев.
7. Иногда Я скажу о каком‐либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
8. но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9. А иногда скажу о каком‐либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10. но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.

Дорогие братья и сестры,
В книге “Не просто плотник” американского писателя и христианского апологета Джоша Макдауэла описан очень интересный случай, который произошел в штате Калифорния. Некая молодая женщина села за руль и серьезно превысила скорость. К счастью, ее вовремя остановил дорожный патруль, так что никто не пострадал. И вот, ее дело передано в суд. В начале заседания судья задает стандартный вопрос, которого требует протокол: признает ли обвиняемая себя виновной. Женщина ответила, что признает. Тогда судья оглашает приговор: штраф в 100 долларов или десять дней тюремного заключения.

А дальше разыгрывается интереснейшая сцена. После оглашения приговора, уже ударив молотком по кафедре, судья делает следующее: встает из-за стола, снимает свою мантию, обходит вокруг барьера, за которым находится подсудимая, и вынимает из бумажника те самые 100 долларов - т.е. фактически, сам платит за нее штраф.
Люди недоумевают: что же произошло?

Все очень просто: оказалось, что судья был отцом этой молодой женщины. Разумеется, он любил свою дочь и не хотел, чтобы она садилась в тюрьму. Но он также был хорошим судьей, справедливым судьей, который добросовестно и честно исполнял свои обязанности.

Его дочь нарушила закон и по справедливости должна была быть наказана. Просто пожурить ее и отпустить с миром означало бы попустительствовать нарушению закона - то есть стать плохим судьей. Судьей, который судит несправедливо. Однако, как любящий отец, судья не хотел чтобы его дочь страдала, отбывая те самые десять дней в тюрьме. И вот, чтобы найти компромисс между любовью (с одной стороны) и справедливостью (с другой), судья делает следующее: снимая мантию, он показывает, что отказывается от своего официального статуса судьи, становясь обычным гражданином. И в таком качестве он сам сходит к обвиняемой и (уже не как судья, не как должностное лицо, но как ее отец) принимает на себя наказание, которое по справедливости предназначалось ей.

Макдауэлл полагает, что этот случай в некотором роде дает нам понять, что именно Христос совершил для нас на кресте и зачем вообще нужна была Его Крестная Жертва. Потому, что Бог есть любящий и милостивый Бог, который не желает гибели людям - тем, которые сотворены по Его образу и подобию. Потому, что Бог любит людей, любит Свое творение. Но Он есть также святой и справедливый Бог. А справедливость означает, что грех, то есть преступление против святого Бога не может остаться без наказания: “Возмездие за грех - смерть” (Рим 6:23). И то, что Бог абсолютно свят и абсолютно справедлив означает так же, что в Его Царствии нет и не может быть места никакому греху и никакой неправде!

И вот, именно для того, чтобы примирить Божью любовь и Божью справедливость - и вочеловечился Единородный Божий Сын Иисус Христос. Став человеком он взошел на крест, и в человеческой плоти принял на себя наказание за грех, которое предназначается людям, каждому из нас. Или, как весьма резко и даже радикально выразил эту идею апостол Павел: "Не знавшего греха [Бог] сделал для нас жертвою за грех (а буквально, в греческом тексте - "Бог (Христа) ради нас сделал грехом") чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом" (2 Кор 5:21).

И именно поэтому в той же самой 5-й главе 2 Кор, говоря о том, что именно Христос “отвоевал” для нас на кресте, апостол говорит, что "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (2 Кор 5:19). А в послании к Римлянам (5:1-2) апостол говорит, что "оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа". Впрочем, не только в этом послании. Ведь именно это ключевое положение - о заместительной Жертве Иисуса Христа, благодаря которой мы имеем мир с Богом, красной нитью проходит не только через послания Павла, но и через весь текст Нового Завета. И именно этот мир с Богом, именно это примирение, и возможное благодаря крестной жертве Христа, и это прощение грехов ради имени Иисуса Христа апостолы и призваны благовествовать и возвещать всем людям. Это и есть сердцевина Евангелия, Благой Вести. Вот этот мир с Богом, о котором говорит Павел - это и есть Новый Завет. Можно сказать, что Новый Завет это “новый уровень” отношений с Богом. Завет, в котором отношения можно описать как отношения любви Бога и человека, отношения преданности и мира. Отношения любящего Отца и Его детей.

Итак, отношения с Богом в Новом Завете это прежде всего отношения любви и мира. Однако, как же справедливость? И даже более важный вопрос: как же наказание, которое по справедливости должно следовать за преступлением? Неужели любовь Бога к людям означает, что Божья справедливость как бы упразднена за ненадобностью? Неужели это означает, что все, что сказано как в Ветхом, так и в Новом Завете о Божьем Суде над нашим миром - для нас, христиан, уже в некотором роде "не актуально"?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим внимательно на сегодняшний текст из книги пророка Иеремии, в котором описаны очень интересные события. Бог показывает пророку простую бытовую сцену: гончара (горшечника), работающего в своей мастерской. В руке гончара глина, из которой он может в любой момент вылепить все, что ему угодно - будь это сосуд или что бы то ни было еще. И этот сосуд, а точнее говоря - глина, из которой делается сосуд - находится полностью во власти гончара. Гончар может сделать с ней все, что захочет.

И вот, Бог использует этот простой бытовой образ чтобы через Иеремию напомнить потомкам Израиля важнейший факт: "И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? - говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер 18:5-10).

На первый взгляд может показаться, что главное, о чем идет речь в этом тексте - просто описание того, в какого рода отношения вступил Бог с избранным Им народом - Израилем и его потомками - во времена Ветхого Завета. А Ветхий Завет предполагал четко оговоренные условия: Бог выводит избранный (точнее говоря - выбранный, а лучше даже сказать, созданный) Им народ из египетского рабства и дает им возможность осесть и образовать свое государство в прекрасной земле - Земле Ханаана. Эта земля им обещана как награда за послушание, за соблюдение Завета - т.е. за соблюдение условий этого Завета со стороны народа.

Бог говорит потомкам Израиля: будьте Моим народом, “слушайтесь Гласа Моего” (Иер 18:10), соблюдайте Мои Заповеди и Я дам вам мир, стабильность и процветание на этой прекрасной земле. Но и условия расторжения этого соглашения тоже были четко оговорены: если вы не будете соблюдать Мои Заповеди - предупреждает Господь - Я изгоню вас из этой прекрасной земли, которую с клятвою обещал дать вашим предкам.

И вот, через пророка Иеремию Господь обличает свой народ, напоминая потомкам Израиля о тех условиях, на которых заключен этот Завет: "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер 18:7-10).

Итак, это суровое предупреждение. Но одновременно это и напоминание о том Завете, который Бог заключил со своим народом. Напоминание об условиях этого Завета: “если вы, иудеи, - говорит Бог - повинуетесь Мне - я дарую вам мир и процветание. Если же не повинуетесь - получите наказание”.

На первый взгляд, как я уже сказал, все довольно просто. Однако, как я полагаю, самое главное в этом тексте это не слова о благе и наказании. Но главное в нем - тот образ, который Бог использует для обличения Своего народа, тот самый, который Он показал Иеремии: "И сошёл я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев" (Иер 18:3-6).

Это не просто обличение и не просто угроза наказания за непослушание. Господь напоминает иудеям, что Он - не просто податель благ или тот, кто наказывает делающих злое. Но Бог напоминает, что Он - Творец неба и земли, Абсолютный Властитель всего Творения. Что все Творение, вся Вселенная, включая непокорных потомков Израиля - в Его Всемогущей Руке, в Его Власти. Что Он, как горшечник с глиной, может сделать с ними все, что Ему угодно.

А вот это, согласитесь, уже серьезно. Когда речь идет о награде или о наказании за те или иные действия - это одно. Но когда речь идет о том, что ты предстоишь не просто перед начальником, который может тебя наградить или наказать, но перед Творцом Неба и Земли, перед Лицом которого ты бесконечно мал и ничтожен - это уже повод не просто всерьез задуматься, но застыть в благоговении и даже ужаснуться. Мне кажется, этот тот самый, если можно так выразиться, благоговейный и осмысленный страх, который в Писании называется "страхом Господним" (то есть "страхом перед Господом"). Именно поэтому Книга Притчей всерьез говорит о том, что именно такой страх - "начало мудрости" (Притч 1:7).

В те времена, когда пророчествовал Иеремия, иудеям было необходимо такое обличение. Они не просто забыли Того, с кем вступили в Завет, то есть в договорные отношения. Но они забыли Того, в Чьей власти они, будучи Божьим творением, находились. Так что в этом отрывке из книги Иеремии, который мы услышали сегодня, речь идет не просто о том, что за грехи и неправды народа Бог изгонит иудеев из той прекрасной земли, которую обещал их отцам. Здесь речь о том, что Бог, будучи Святым, Праведным и Абсолютно Справедливым Судьей всего Творения не терпит никакого греха и никакой неправды. Что в Его власти не просто награда или наказание для одного отдельно взятого народа. В Его власти - весь мир, вся Вселенная, все Творение.

Вот именно это и должно было заставить иудеев по-новому взглянуть на их отношения с Богом. Да, это отношения Завета - договора, в котором каждая из сторон, вступающих в этот договор, принимает на себя определенные обязательства. Однако, это не значит, что стороны, вступающие в Завет находятся в одинаковом статусе. Потому, что с Абсолютным Творцом всей Вселенной не сможет сравниться никто и ничто. Если попробовать выразиться проще: Бог использует этот образ - глину в руке горшечника - чтобы напомнить иудеям, Кто здесь главный. Чтобы напомнить, что в Его Руке не просто благополучие этого народа на земле Ханнана. В Его Руке даже больше, чем земля Ханаана. В Его Руке вся наша планета и вообще Вся Вселенная. Вот это ощущение Абсолютности и Беспредельности Того, перед Кем ты предстоишь и перед Кем ты виновен должно было заставить иудеев по-новому взглянуть на Бога, на свое перед Ним положение, на свои отношения с Ним.

Ну что же, именно об этом и решил напомнить Бог своему народу через тот образ, который Он показал пророку Иеремии. Однако, зададим себе следующий вопрос: ведь здесь речь идет об отношениях Бога с Его народом во времена Ветхого Завета; означает ли это, что к нам - народу Нового Завета, Христовой Церкви, этот образ - глины в руке горшечника - и эти суровые предупреждения не относятся? Ведь иудеям Бог обещал за послушание и соблюдение Его Заповедей дать во владение землю Ханнана. А за непослушание - обещал выселить их из этой земли. А нам с Вами, народу Нового Завета не обещана никакая земля - ни на Ближнем Востоке ни где бы то ни было еще. Означает ли это, что услышанные нами сегодня слова книги Иеремии - о глине в руке горшечника - к нам с Вами применить нельзя?

Давайте разберемся и с этим вопросом.
Мы с Вами, Христова Церковь, народ Нового Завета - действительно стремимся не к овладению той или иной территорией на Ближнем Востоке или где-то еще. Мы стремимся к большему. Мы стремимся к Царствию Божию. К Царствию Иисуса Христа, в котором, по слову апостола Павла, все покорится Христу и "Бог будет все во всем" (1 Кор 15:27-28). Мы стремимся к совершенно иной реальности, не похожей ни на что, что мы можем наблюдать или чем мы можем наслаждаться на этой земле. Потому, что в Божьем Царстве мы увидим лицом к лицу Того, Кто Спас нас и искупил нас для себя. Проще говоря, нас ждет не прекрасная плодородная земля на Ближнем Востоке, а нечто несравненно лучшее.

И разумеется, Новый Завет по сравнению с Ветхим предполагает, как я уже сказал, иную форму отношений с Богом. Ведь Ветхом Завете все было просто: это был Завет награды за послушание и наказания за преступление. А вот с Новым Заветом все несколько сложнее. Потому что те отношения, которые мы имеем с Богом как народ Нового Завета уже нельзя свести к утверждению каких-то простых закономерностей в духе "делай А - получишь Б".

Ведь Новый Завет - это Завет веры, которая есть, по слову того же Послания к Евреям "осуществления ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр 11:1). А в одном из более современных переводов этого же отрывка говорится, что вера это "твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим" (перевод епископа Кассиана Безобразова). Согласитесь, когда речь идет о твердой уверенности в том, что мы не можем увидеть - вряд ли можно говорить о каких-то четких универсальных закономерностях. Новый Завет это Завет упования (Евр 10:23) то есть Завет надежды, Завет чаяния. Завет, в котором котором "не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого вера его вменяется в праведность" (Рим 4:5).

Новый Завет это завет благодати, то есть незаслуженной милости - ведь Спасение в Иисусе Христе это чистый Божий Дар, не обусловленный никакими заслугами с нашей стороны: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф 2:8-9). Наконец, это Завет любви. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную" (Ин 3:16). А отношения любви тем и отличаются от любых других отношений, что они всегда предполагают некую, с позволения сказать, непредсказуемость. Во всяком случае, отношения любви нельзя свести к утверждению простых закономерностей в духе "делай А - получишь Б". Одним словом, Новый Завет - это, если можно так выразиться, выход на новый уровень в отношениях с Богом.

Но означает ли это, что к народу Нового Завета (на том самом новом уровне отношений с Богом) слова о глине в руках горшечника, которыми Иеремия предупреждал о Божьей каре непокорных иудеев - нельзя применить? Означает ли это, что мы - народ Нового Завета - не находимся в Божьей Власти как и все Творение? Если учесть, что Новый Завет - это Завет любви, упования и милости - означает ли это, что Бог перестал быть абсолютно справедливым, праведным и святым? Или, если вернуться к аналогии Макдауэлла, которую я привел в начале - о судье, который оштрафовал собственную дочь, а потом сам же за нее заплатил штраф - означает ли это, что в эпоху Нового Завета Бог перестал быть судьей или что Он перестал быть справедливым?

Конечно же, нет! Мы, Христова Церковь - действительно народ Нового Завета. Завета, который предполагает, как мы уже убедились, новую форму отношений с Богом. Бог действительно искупил нас и сделал новым творением в Иисусе Христе (2 Кор 5:17). Он отделил нас для Себя, как в свое время отделил для себя народ Израилев от всех прочих народов.

Однако, во-первых, по отношению к Святому и Абсолютному Богу мы, даже будучи новым творением, все равно находимся в том же самом статусе, в котором находились иудеи. Мы полностью во власти Бога. Мы тоже глина в руках гончара с которой Господь (как тот самый гончар) в любой момент может сделать все, что захочет.

Да, принимая во внимание все, что было только что сказано о Новом Завете, можно сказать, что мы - глина в руках любящего Гончара. И тем не менее - не более, чем глина. И об этом не следует забывать. Если вернуться к примеру с иудеями, которых обличал Иеремия - не следует забывать, Кто здесь Главный. Не следует забывать о Том, по Чьей милости мы дышим, движемся и существуем.

Во-вторых, давайте еще раз вспомним те самые слова грозного предупреждения, сказанные иудеям: "А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер 18). Эти слова обличения могут быть применены и к нам. Потому что, к сожалению, грех все еще живет в нас, Христовой Церкви, народе Нового Завета, как он жил и в народе Завета Ветхого. К большому сожалению, все мы ежедневно и много согрешаем (Иак 3:2). Такова печальная реальность. А справедливость предполагает, что грех должен быть наказан.

Не стоит, однако, отчаиваться и впадать в уныние. Ведь именно поэтому и вочеловечился Иисус Христос - потому, что каждый человек есть грешник, нуждающийся во Спасении. И именно для этого Христос взошел на крест - чтобы искупить и спасти нас, грешников, виновных перед Богом.

Однако, не следует думать, что Христос искупил нас для того, чтобы и после Его искупления мы сознательно продолжали жить во грехе, чтобы продолжали упорствовать во грехе. Тот же апостол Павел говорит о том, что Христос искупил нас для себя "чтобы нам ходить в обновленной жизни" (Рим 6:4).

Именно поэтому и говорится, как мы и слышали сегодня в Послании к Евреям: "Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» (Евреям 3:12-15).

Если снова вернуться к примеру с дочерью судьи, который мы рассматривали в начале, судья заплатил штраф за свою дочь не для того, чтобы она, опять сев за руль совершала то же правонарушение (или что-то похуже!). И, думаю, если дочь снова похожим образом провинится, ее отец не перестанет ее за это любить, ведь она все же его дочь. Но и быть добросовестным и справедливым судьей, который знает, что зло должно быть наказано, он тоже не перестанет.

Итак, Божья Справедливость, Святость и Праведность не переставали быть Справедливостью, Святостью и Праведностью ни во времена Ветхого Завета, ни сейчас - во времена Завета Нового. Однако, Справедливость, Святость и Праведность Бога не означают отсутствия Его любви к нам. Ведь если бы мы не были грешниками которые по справедливости заслуживают наказания, то и Крестная Жертва Иисуса Христа была бы не нужна.

В Крестной Жертве Иисуса Христа Бог показал нам, что хочет спасти нас. Что Он хочет нашего спасения, а не нашей гибели. И, думаю, можно сказать, что именно Божья Абсолютная Справедливость и есть то, благодаря чему была явлена Его Безграничная Любовь - любовь не просто к нам, грешникам, но и ко всему миру (Ин 3:14-16).

Помните те слова из Послания Римлянам, которые я привел в начале: "возмездие за грех – смерть" (Рим 6:23a). Так говорит справедливость. Однако, как хорошо, что данный стих не заканчивается этими словами - словами о наказании и смерти. Потому, что дальше мы читаем: "а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим 6:23b). В Иисусе Христе, который умер на кресте за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания, Бог дарует нам Свою Праведность. Он показывает Свою Любовь нам, падшим грешникам, которые по справедливости не заслуживали ничего, кроме наказания. Даруя нам Свою Праведность в Иисусе Христе Бог на деле показал, что хочет именно нашего спасения, а не нашей гибели.

Ну что же, давайте подведем итоги.
>Первое. Если использовать тот образ, который мы с Вами нашли сегодня в Книге Иеремии - можно сказать, что по отношению к Богу мы с Вами - глина в руках любящего Гончара. Именно так: любящего. И все же мы - глина. Мы с Вами (как была та самая глина в руке горшечника) в руке Всемогущего Бога, который любит нас и желает нашего спасения. И именно по этой причине нам не следует забывать, что Он здесь главный и что перед Его Лицом мы бесконечно малы.

И второе, о чем не следует забывать: Божья Справедливость и Божья Любовь неразрывно связаны. Именно это мы и видим в Крестной Жертве Христа, в которой была явлена Милость Святого, Праведного и Справедливого Бога по отношению к нам, падшим грешникам, которые по справедливости не заслуживали ничего кроме наказания. О Крестной Жертве Иисуса Христа, о том Спасении и Искуплении, которое он принес грешным людям, нужно каждодневно помнить. Но помнить следует также и о том, что Христос искупил нас, по слову апостола, для того, чтобы нам ходить в обновленной жизни: чтобы мы очищали нашу жизнь от греха и не упорствовать во грехе.

Если снова вернуться к примеру с судьей его непутевой дочерью, зло остается злом, даже если его совершила твоя дочь. И справедливость должна оставаться справедливостью даже если твоя дочь - перед тобой на скамье подсудимых.

Но и любовь остается любовью даже тогда, когда по справедливости твоя собственная дочь должна быть наказана. Вот это и побудило отца-судью принять наказание, предназначавшееся дочери, на себя. Божья Любовь к нам остаётся Любовью даже несмотря на то, что мы перед ним - не больше, чем глина в руке гончара. И это в полной мере относится к нам, народу Нового Завета - Завета, в котором была явлена Божья Любовь этому миру. "Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 25.08.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)