МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Марта 2019 года

Reminiscere


Ис.38, 1-8
1. В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2. Тогда Езекия отворотился лицом к стене и молился Господу, говоря:
3. «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
4. И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5. пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,
6. и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
7. И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек.
8. Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.

Сегодня в чтении из Книги пророка Исайи мы слышали повествование о чудесном исцелении царя Езекии. Кто такой этот царь и почему ему была явлена столь великая милость? Ведь он не просто заболел, а смертельно заболел, т.е. никаких шансов на выживание не было.

Св.Писание говорит, что Езекия, в отличие от своих предшественников, был благочестивым человеком, всецело приверженным Истинному Богу – «и делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид». Он не только восстановил изрядно растворившееся в языческих суевериях почитание Господа, но и повёл решительную борьбу с идолопоклонством. Вплоть до того, что уничтожил медного змея, которого в своё время сделал Моисей, потому что этому змею стали поклоняться как идолу. И вдруг все планы и чаяния перечёркнуты смертельной болезнью, никакой надежды нет, время делания прошло. А ведь он вовсе не стар. Писание говорит, что на момент воцарения Езекии было всего лишь 25 лет, и от момента воцарения до описываемых событий прошло не так много времени. Ничто в видимом мире не может дать ему надежды. И тогда Езекия обращается к Богу со слёзной молитвой. О чём говорит умирающий царь? Он не перечисляет никаких заслуг, ничего из своих деяний – просто говорит о том, что был с Богом, был в единстве с Ним: «…я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Бог слышит этот вопль скорби и в ответ на него являет милость, повелев пророку Исайе сказать: «Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет». Более того: милость Божия распространяется не только лично на Езекию, но и на вверенный ему народ, ибо сказано: «…и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей».

Это повествование побуждает задуматься о том, как и о чём мы говорим с Богом. Потому что очень часто этот разговор строится таким образом, как будто Бог нам должен. Должен, потому что мы сделали вот это и вот это. Т.е., на нашем счету есть некие заслуги, праведные деяния, в ответ на которые непременно должна быть явлена всяческая милость. В миру, т.е. в сообществе вне Христа, такая позиция была бы вполне логична и разумна, потому что взаимные услуги – один из столпов безбожного общества. Если ты сделал для кого-то нечто полезное и хорошее, то этот человек становится твоим должником. И, если понадобится, ты вправе рассчитывать на ответные услуги. Более того. Он сам будет считать это вполне нормальным и естественным, он будет считать себя должным. Был такой случай: некая женщина, находившаяся в весьма бедственном положении, обратилась ко мне за помощью. Наведя справки и удостоверившись в том, что она говорит правду, я довёл ситуацию до сведения Церковного Совета и мы собрали для неё воспомоществование. Так вот, она не хотела его принимать, говоря, что не сможет отдать. Потребовалось специальное разъяснение, что никаких возвратов не потребуется, что она не является нашим должником. С Богом такая система отношений не работает. Хотя бы по причине того, что ты в принципе не можешь сделать ничего, что сделало бы Его должным. Чтобы понять сие, стоит почаще задумываться о соотнесении масштабов: кто есть ты, и кто есть Бог. Кто ты по сравнению с Ним? Посмотрите ночью на звёздное небо, подумайте о невообразимых размерах Вселенной, рядом с которыми не то что человек, а вся Солнечная система – ничтожная пылинка. И если ты ничто даже по сравнению с творением, то что тогда говорить о Творце? Если делаешь что-то хорошее и полезное, то это не одолжение Богу. Хотя бы потому, что для тебя, как для ученика Христа, хорошее и полезное должно быть нормой бытия. Т.е., совершая дела любви, ты делаешь то, что должен делать – и не более того. Так что Господь никому, никогда и ничего не должен и должен не будет. И, если уж мы заговорили о праведных делах, то надо помнить, что на каждое праведное деяние приходится куда больше неправедных. В Писании же ясно сказано, что праведность праведника не спасёт его в день согрешения его. А что такое согрешение, к чему оно ведёт? К отпадению от Бога, потому что грех есть ничто иное, как нарушение Его воли. Езекия говорил: «…я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Можем ли мы, не кривя душой, в полной мере приложить эти слова к себе? Не думаю. Так как же нам в таком случае говорить с Богом?

Для начала следует определиться, что нам нужно от Него. К сожалению, многие христиане склонны смотреть на Господа, как на исполнителя желаний и подателя мирских благ. Но знаете, как показывает повседневность, земные блага можно получить без всякого Божественного вмешательства – достаточно посмотреть на криминальных авторитетов, у которых земных благ предостаточно, но добывались они явно не с Божьего благословения. Некий протестантский проповедник в Америке как-то заявил, что молился о машине и получил «мерседес» - следовательно, он молился плохо, потому что если бы молился хорошо, то получил бы «кадиллак». Но причём тут молитва? Найди себе дополнительную работу или возьми кредит – вот тебе и кадиллак. Так что же нам нужно от Бога? То, что невозможно ни заработать, ни выслужить – ощущение Его близости, Его поддержка, помогающая осилить дорогу, ведущую к вратам вечности. Сие даётся не искателям мирских благ, но чистым духом, которые по Слову Христа прежде всего ищут Царствия Божия и правды Его, ищут Иисуса, чтобы быть с Ним и в Нём. А таковые не превозносятся, не пыжатся от сознания собственной важности и своих заслуг, но смиренно склоняются перед Богом, памятуя о словах Христа: «Когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому сделали только то, что и должны были сделать». Ищущие Царства Божия и правды Его смиренно склоняются перед Богом подобно тому, как это сделал царь Езекия, молитва которого сводится к тому, чтобы Бог не оступился от него, не оставил его, потому что именно это – главное. Всё остальное второстепенно. Мыслящим так и поступающим соответственно даётся Божья милость. Более того. Именно с такими людьми совершаются удивительные события, подобные тем, что свершились с Езекией. «Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет … И вот тебе знамение от Господа … я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 17.03.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Февраля 2024 - Reminiscere (Пастор  Е. Романенко)
05 Марта 2023 - 2-е Воскресенье Великого Поста (Reminiscere), (Пастор  Е. Романенко)
13 Марта 2022 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор  Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор  Г. Азиков)