МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Октября 2020 года

20 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.22, 1-14
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 
12 и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 
14 ибо много званых, а мало избранных.

Господь часто говорил притчами, аллегориями, но это были не абстрактные идеи, а конкретные мысли о совершенно конкретных обстоятельствах. Притча, которую мы услышали в святом Евангелии от Матфея, не составляет исключения. Что же имеется в виду? Всё совершенно очевидно. Царь – это Бог, а брачный пир – то спасение, к которому Он хочет призвать Свой народ. Рабы, посланные к приглашённым – пророки, передававшие людям волю Божию. Если продолжить эту притчу, то можно сказать, что в конце концов царь, изменив внешность, пришёл к приглашённым сам. И что из этого вышло? Ничего толкового. Приглашение было проигнорировано. Пророков не слушали, многие из них были репрессированы, а Единосущного Сына Божия казнили. Как и было сказано: «5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили». Но нельзя безнаказанно пренебрегать Богом и Его волей. Последствия такого пренебрежения будет чрезвычайно скверные. Об этом напоминает притча: «7 Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их». Так и вышло. Иудеи, как народ, были отвергнуты Богом. Он не отверг их на персональном уровне – если иудей пожелает обратиться ко Христу, пожелает стать участником Нового Завета, то будет принят. Но они были отвергнуты как избранный народ. Господь перестал быть на их стороне, попустив сокрушение Иерусалима, попустив сожжение Храма, попустив рассеяние иудеев по всему миру. Как и было предсказано Спасителем. И дальше всё, как было сказано в притче: «брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир». Иудеи были отвергнуты, а их место заняли язычники, которых иудеи не считали за людей, но которые, тем не менее, стали полноправными участниками обетований Бога, открывшего им доступ в Небесное Царство. Какое же отношение эта притча имеет к нам, к народу Нового Завета? Только для напоминания о том, что по милости Божией мы получили то, чего были лишены? Или, может быть, подобно иудеям, мы также имеем склонность к игнорированию Божьего приглашения?

Есть такой термин: «режим наибольшего благоприятствования». Именно такой режим, именно такие условия Бог создал иудеям. Для чего? Для того, чтобы они могли служить светочем для все остальных народов. Они имели полную свободу действий, никаких препятствий им не чинилось. Более того: через пророков Бог говорил с ними для того, чтобы они лучше понимали, что Он от них хочет и что им предстоит. Как же иудеи воспользовались данными им возможностями? Не лучшим образом. Они посчитали Слово Божие недостаточным, дополнили его своими измышлениями, от других народов изолировались, свою духовную миссию стали рассматривать, как установление всемирного политического господства, а пришествие Мессии и установление Царства Божия - как средство для удовлетворения своих амбиций. И что в результате? Они оказались неспособными воспринимать волю Божию, вследствие чего не распознали и убили Мессию. Всё то, что случилось с ними дальше: разрушение Иерусалима и Храма, рассеяние, стало ничем иным, как прямым последствием их собственных деяний. Впрочем, о таком варианте событий предупреждал ещё Моисей. Народ получил огромные привилегии, но нет привилегий без ответственности. Об этом иудеи забыли, за это они и поплатились.

Где привилегии, там и ответственность. Это относится не только к иудеям, но и вообще ко всем людям, а особенно к христианам, потому что сегодня именно христианская Церковь, собрание всех крещёных, есть избранный народ Божий, имеющий практически те же задачи, что и прежний народ: быть светочем миру, быть Божьими свидетелями и благовестниками. Мы тоже получили от Бога великую поддержку. Достаточно вспомнить, как стремительно возрастала и распространялась Церковь Апостольского времени. Без помощи Божией это было бы невозможно. После эдиктов императора Константина христиане вообще получили полную свободу действий. Но каким образом эта свобода была использована? Как ни странно, примерно так же, как и иудеями. Христиане начали отягощать Слово Божие своими домыслами, зачастую ставя таковые превыше Слова, разделились на враждующие группировки, называющие себя «вероисповеданиями», запятнали себя войнами, уничтожением иных культур и цивилизаций, работорговлей и т.д. А сегодня, вместо проповеди Слова, как единственной истины, христиане спешат прогнуться перед иными верованиями и их носителями. В своё время я был глубоко потрясён фотографией в немецкой газете во время какого-то очередного «Кирхентага», где на алтаре рядом с изображением распятого Христа стояла статуэтка Будды. Ну а ещё большим потрясением стала мода на совместные молебствия представителей разных религий, во время которых в христианских церквах можно было слышать исламские и буддистские молитвы. Отступление идёт по всем фронтам. Дошло уже до того, что буквально на днях папа Римский высказался в пользу гражданского брака однополых пар. Вот так была использована свобода. Результат может быть очень скверным, не лучше, чем у иудеев. Признаки уже есть – пожары в церквах Европы вполне можно рассматривать, как очень грозное предупреждение от Бога, Который может отступиться от нас точно также, как когда-то Он отступился от иудеев. Господь даровал нам свободу, а мы очень плохо ей пользуемся. За примером далеко ходить не надо. В римско-католической Церкви посещение мессы в воскресенье и в большие праздники, торжества, является обязательным. Непосещение считается грехом. У нас такой обязанности нет – собрание вокруг Слова и Таинства является делом добровольным. Т.е. имеем свободу. И что? У многих в День Божий находятся более важные дела, чем, в соответствии с Заповедью, свячение этого дня. А поговоришь с людьми, поступающими подобным образом – они считают, что всё нормально, что никаких проблем нет. Но, как уже было сказано, свобода всегда связана с ответственностью. Об этом многие забывают. И напрасно. Если человек не ценит блага, даваемые Господом, Господь может отнять их и дать другим. «11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных». Что из этого следует?

Свобода есть великий дар Божий, который нужно ценить по достоинству и пользоваться им, не забывая об ответственности, которую это использование налагает. В каждый день, в каждый час своими руками мы творим своё будущее, которое будет именно таким, каким мы его создадим. Вот пример: во Франции в некоторых городах начали сносить церкви. Это делают не злобные исламские мигранты, а городские власти. Почему? Потому что здания стоят без употребления - люди перестали участвовать в мессе. Кто-то пытается по этому поводу возмущаться, но на кого негодовать? Кто виноват? Заполонившие Европу пришельцы? Ничуть. Сами добрые христиане и никто другой. Кого винить? Кроме себя некого. Так не надо до такого доводить. Господь дал нам великую возможность быть Его верными, собираться вокруг Его Слова и Таинства, возрастать во Святом Духе, стать участниками брачного пира в Его Царстве. И надо пользоваться этими возможностями, чтобы они не были отняты у нас, как когда-то были отняты у иудеев. «…скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 25.10.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

22 Октября 2023 - 20 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)