МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Октября 2023 года

20 воскресенье после Торжества Св.Троицы


Ис.5, 1-7
1. Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2. и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
3. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
5. Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем…

Сегодня в чтении из Книги пророка Исайи мы слышали хрестоматийное уподобление Божьего народа винограднику. Господь, названный здесь виноградарем, создал все условия для того, чтобы опекаемый им виноградник мог принести хорошие плоды, но именно этого не случилось. Возвещённое через пророка является фигуральным описанием отношений между Богом и Его народом, на который возлагались определённые надежды, а он таковые не оправдал. Вопрос, который сие Слово ставит перед нами – а почему так получилось? Очевидно потому, что люди не сделали то, что Бог от них хотел. В таком случае следующий вопрос: что Он хотел от Своего народа во времена Ветхого Завета, и что Он хочет сегодня от нового избранного народа, т.е. Церкви?

Представьте, и в те далёкие времена, и сегодня Бог хочет одного и того же. Слово Божие, находящееся в обоих Заветах, говорит об этом совершенно ясно – Бог хочет единства между Собою и Своим творением. Единства, при котором человек пребывает в гармонии с Богом, доверяет Ему и, в силу этого доверия, творит Его волю, идёт Его путём. О том, на что похож этот путь, мы узнаём из Десяти Заповедей Ветхого Завета и их переформулировки, сделанной Христом. Это не многотомный Талмуд – всего-навсего несколько стихов, общий объём которых не составит и полстраницы стандартного текста. Человек любит многословие, Бог в таковом не нуждается, поэтому в немногих предложениях заключено самое главное. Сие главное - не статьи некоего уголовного кодекса, но принципы, направления, в которых должен двигаться Божий верный. Причём в основании этих принципов лежит любовь к Богу и к ближнему. Вернее сказать, к Богу через ближнего. Иначе не может быть, ибо Бог есть любовь. И если Он говорит Своему народу: будьте святы, ибо Я свят, то это означает что мы призваны уподобиться Ему в Его любви, ибо таковая исключает то, что запрещают Заповеди. Если в человеке живёт Божественная любовь, то он никогда не станет ни красть, ни убивать, не желать чужого; он будет почитать родителей, и никто никогда не займёт в его душе места, принадлежащего Богу. Если Бог занимает первое место, если человек любит Его, то всё, обозначенное заповедями, как бы само собою разумеется. Кроме того, заповеди помогают понять, идём ли мы путём Бога или отклоняемся от него. Т.е. они являются своего рода индикаторами правильности направления. Как уже было сказано, в них нет ничего сложного, всё предельно просто и доступно. Почему же тогда виноградник вместо добрых гроздьев принёс дикие ягоды? Да потому, что люди вместо того, чтобы внимать Богу, стали внимать сами себе, а данные Всевышним принципы стали рассматривать именно как инструкцию. Например, одна из заповедей предписывает святить день покоя, не делая в оный никакого дела. Заложенный здесь принцип означает, что один день нужно освободить для Бога, для слышания Его Слова, для размышления над этим Словом. Этот день нужен для того, чтобы приподняться над повседневностью и распахнуть душу для вечности. Но люди решили сделать из этого инструкцию, поэтому тут же возникла необходимость в уточнениях: сколько шагов можно сделать, какова тяжесть груза, который можно поднять и тому подобный бред. Это полнейшее извращение, потому что, вместо праведности, достигаемой через богообщение, через слияние с Божьей святостью, праведность начали искать в исполнении правил, от начала и до конца придуманных человеком. Самое скверное, что в Новозаветное время ничего не поменялось – внешние формы продолжили закрывать внутреннее содержание, вместо следования принципам опять стали строчить инструкции. Зачем мы приходим на богослужение? Чтобы освятиться через слышание Слова, через соединение в молитве, через приобщение Св.Тайн. Это принцип. Но человек снова пустился в законотворчество, в результате которого свято стало не соединение видимого и невидимого, Бога и человека, но распорядок богослужения, как таковой. Распорядок, язык и т.д. – вплоть до внешнего вида прихожан. Любое отступление от этих правил стало восприниматься как грех. В результате христианская жизнь вместо служения Богу и ближнему превращается в тщательное исполнение свода предписанных правил, по сути своей ничем не отличающихся от иудейского Талмуда! Если исполнил, то значит чист и праведен. Между тем, правил много, на Западе и на Востоке они отличаются – и вот вам уже взаимонеприятие, обвинения в ереси. А раз перед тобою еретик, то можно не церемониться. Почему крестоносцы предали Константинополь огню и мечу? Потому что греки – раскольники и еретики. Почему протестанты не люди? Потому что у них другие правила, церкви выглядят не так и т.п. Что из этого следует? Что их надо давить как клопов. И давили. Подавление инакомыслящих, выливавшееся в том числе в кровопролитные войны вроде так наз. «Тридцатилетней» и прочие жуткие события имеют одну и ту же основу – на место Бога поставляют человека, Слово Божие подменяется человеческим законом, принципы Бога превращают в человеческий уголовный кодекс. Пока такая тенденция существует, никакого толка не будет и Церковь, т.е. Божий народ, Божий виноградник добрых плодов не принесёт. Последствия будут скверные. Как речено через Исайю: «Итак, я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет он попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и зарастёт он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя». Если кто-то с этим не согласен, то пусть спросит себя: если я проигнорировал и не исполнил волю Бога, то на каком основании я жду от Него каких-то благословений?

Что же нам делать для того, чтобы приносить добрые плоды? Доверять Богу. А доверие означает принятие. Нам следует принимать волю Бога, не подменяя её своими измышлениями. Мы должны чётко понимать, что у христианина есть только одно направление, к следованию по которому он и призван. Это единство со Христом, и, соответственно, погружение в агапе – Божественную любовь, выражающуюся в самоотречении и служении Богу через ближнего посредством ниспосланных Господом даров. Соответственно, чрезвычайно важно взирать на Христа, потому что в Нём явлен образец, совершенный пример такого служения. Но это не значит, что мы должны копировать Христа. Тем более, что невозможно делать то же самое, что делал Единосущный Сын Божий. Мы должны понимать основу, на которой Он стоял и стараться стоять на ней же. Эта основа – любовь Отца. Не надо тщиться преднамеренно исполнять заповеди, потому что так можно дойти до раздвоения личности, при котором я буду на словах любить ближнего, а в помыслах ненавидеть его и даже желать ему смерти. Очевидно, что никакой любви тут и близко нет. А если её нет, то всё остальное бессмысленно. Не случайно Павел написал нам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто». Меньше внимания на человеческие измышления – мы призваны верить Богу и служить Ему через ближнего делами любви. Если пребудем в сей основе, то станем теми добрыми гроздьями, которые Бог хочет видеть в Своём винограднике. А.


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)