МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Ноября 2020 года

День поминовения усопших


Ин.11, 21-27
21 Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Сегодня мы празднуем так наз. Ewigkeitssonntag, «воскресенье вечности», в которое вспоминаем ближних, предваривших нас на пути к Царству Божию. Вспоминаем, благодаря Господа за время, проведённое в общении с ними, за всё благое, что получили от них за время этого общения. И, чем живее воспоминания, чем менее они абстрактны, тем лучше. Мне как-то довелось быть на праздновании 100-летия со дня рождения одного учёного, причём в зале находились не только его коллеги, но также дети и внуки. И вот, что меня поразило: выступавшие говорили о его научных достижениях, о публикациях, практических работах, но, хотя все выступавшие знали его лично, никто не сказал о нём, как о человеке – о том, каким этот учёный был в повседневности. Почему меня это так поразило? Потому что я тоже его знал, хотя в том возрасте, в котором тогда находился, не мог оценивать его научные достижения. Но, может быть, это и к лучшему, потому что деятельность не заслоняла человека, не заслоняла очень яркую и неординарную личность. И вот, личность-то и исчезла, остался только перечень достижений. В таком году сделано то, в таком это – и не более того. Вот это я и называю абстрактными воспоминаниями, в которых вместо живого человека видишь некое подобие картонной фигуры. Но мы хотим помнить не манекены, не памятники, а именно живых людей. Поэтому для нас в первую очередь важны именно свойства личности, все те мелочи, из которых складывается повседневное общение. Потому что именно эти мелочи создают живого человека, каким он остаётся в нашей памяти, вне зависимости от того, какого рода деятельностью занимался. Именно эти мелочи нам и нужно удерживать в памяти, дабы образ ближнего со временем не тускнел, не истирался, и мы вспоминали его не только сегодня, в День Поминовения, но и в остальные дни нашего бытия. Но зачем, собственно, нужны эти воспоминания? Зачем нужно носить в себе образ тех, кто ушёл? Зачем растравлять тоску и горечь, возникающие из-за невозможности общения? С точки зрения неверующего в этом действительно нет особого смысла. Ну, ушёл и ушёл - как говорится, все там будем. Но для нас ситуация выглядит иначе, потому что, благодаря Слову Божию, мы знаем, что смерти нет. Как говорится в префации сегодняшнего дня, «жизнь не отнимается, но только лишь изменяется». А Христос ясно говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек». Есть разлука, да. Она может быть очень длительной, но, тем не менее, она временна. И, вспоминая наших ушедших ближних, мы укрепляем ту связь, которая существует между нами вопреки физической смерти. Почему это важно и нужно? Потому что связь, о которой мы говорим, помогает осознать, что мы идём не в никуда и не в ничто, но к вратам вечности и к моменту встречи с теми, с кем когда-то расстались здесь. Все люди, вне зависимости от того, верующие они или нет, так или иначе вспоминают своих ушедших ближних. Но если для неверующих это поминовение обращено исключительно в прошлое, то наше поминовение обращено в будущее. Оно обращено ко дню воскресения, который даст нам не некую абстрактную нирвану или некий улучшенный вариант земного бытия, но полноценное бытие в единстве души и нового, преображённого тела, свободного от тех сущностей, которые столь сильно отягощают нынешнее бытие. Таково обетование, данное нам Иисусом Христом. Ради исполнения этого обетования Господь умер за наши грехи, взяв на Себя вину принявших Его, как своего Спасителя. Он искупил тех, кто уверовал в Него и Своим Воскресением открыл перед ними путь в Божье Царство. И, что самое главное, Он предварил нас на пути, по которому придётся пройти каждому из нас. Это значит, что нам нечего бояться - мы можем без страха идти вслед за Ним. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт». Вопрос лишь в том, как идти. Сегодня мы вспоминаем ближних, предваривших нас в вечности, но завтра точно таким же образом будут вспоминать и нас. Поэтому стоит поразмыслить о том, как являем себя в повседневности, и каким будет наш образ, оставшийся в памяти ближних. А этот образ будет зависеть не то того, что люди обычно именуют «достижениями», а от тех сокровищ души, которыми мы одариваем ближних. Достижения – понятие вообще очень условное. Знаю одну семью: там есть подросток примерно пятнадцати лет - учится в школе, причём очень успешно, учителя просто не нахвалятся. А дома он ведёт себя как беспардонный хам, позволяя себе совершенно омерзительные выходки. И вот вопрос: кому нужны все его внешние достижения, если ближним он причиняет лишь страдания? А вот другая ситуация. На исходе лета этого года мне довелось общаться со стоящей на пороге смерти женщиной, которая с точки зрения мира никаких особенных успехов не добилась. Проработала всю жизнь на незаметной должности, каменных палат не построила. Но зато обрела спокойную мудрость, проникнутую доверием Богу. Наше общение продолжалось только три недели, но это краткое время дало мне очень много. Я вспоминаю сию почившую сестру с неизменно тёплым чувством, благодаря Бога за то, что Он дал мне возможность общения с нею. И надеюсь на грядущую встречу. Поистине было бы замечательно, если бы мы все жили именно так – не гоняясь за миражами мирской славы, но стремясь возрастать в доверии Богу, в проникнутости Его светом, Его любовью. Было бы поистине замечательно, если бы мы стремились как можно щедрее делится Господней благодатью, чтобы, когда мы отойдём от этого мира, наши ближние вспоминали нас в благодарности Богу. Вспоминали и, устремляясь в будущее, с радостным нетерпением ожидали того часа, когда Господь соединит всех верных в Своём Царстве, в котором не будет ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 22.11.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

20 Ноября 2022 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
25 Ноября 2018 - Последнее воскресенье Церковного года - День поминовения (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2016 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2014 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2013 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2011 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2008 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)