МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Мая 2022 года

Cantate


Ин.15, 10-17
10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

С момента разделения народа Божия на различные толки и исповедания, люди, искавшие Христа, были вынуждены искать ответ на вопрос: в котором из этих исповеданий возвещается истинное христианство. Впрочем, для многих уже воцерковлённых верных этот вопрос тоже актуален, вследствие чего они переходили и до сих пор переходят из одного исповедания в другое. Ну, а есть и те, кто ничего не ищет, потому что, пребывая в каком-либо из исповеданий, вполне всем доволен. В любом случае и такой не нуждающийся в поиске, и тот, кто искал и нашёл, всегда будет иметь аргументы в пользу того, что именно его общность самая правильная. Ну, а если в его исповедании всё правильно, то, соответственно, в других такой правильности нет или там вообще всё неправильно. Аргументация может быть самая разная: догматические формулировки, богословские концепции, порядок богослужений и рукоположений и т.д. вплоть до таких мелочей, как вариант крестного знамения. Как говорит пословица, «каждый кулик своё болото хвалит». Что ж, всё вроде бы безобидно. Ну, хвалит этот кулик своё болото, а тот своё. Однако, простой хвалой своему болоту дело не ограничивается. Нужно непременно доказать превосходство этого болота куликам с других болот. И вот, начинаются выяснения, кто прав, а кто нет с поистине страшными последствиями. Например, разграбление крестоносцами Константинополя, Тридцатилетняя война в Европе или жесточайший, длившийся веками прессинг старообрядчества в России. Насилие, убийства, казни, реки крови. Вам не кажется, что это довольно странный способ выяснять, чьё исповедание более правильное? И почему вообще такое становится возможным? Да потому, что люди, устраивающие подобные разбирательства, думают не о Божеском, а о человеческом. Тут хочется вспомнить слова Господа, хотя и сказанные по совершенно другому поводу: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Вот и стоит вспомнить об одном, о самом главном - а именно о том, что Бог есть любовь. Так возвещает нам Его святое Слово. Оно также возвещает желание Бога, чтобы человек по мере сил уподоблялся Ему. Например «Будьте святы, потому что Я свят». Святость есть сущность Бога, равно как и любовь. Именно поэтому Он говорит устами Своего Единосущного Сына: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». А в другой раз Он сказал: «По тому буду узнавать вас, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Тем самым Господь являет нам критерий истинности христианства. И притом единственный. Всё богословие спорно. Это доказывается тем, что одни и те же тексты в разных исповеданиях могут истолковываться совершенно различно. Достаточно вспомнить спор о словах установления Таинства Евхаристии между Лютером и Цвингли в Марбурге. Богослужебные распорядки есть плод исторического развития Церкви, к тому же никаких инструкций на сей счёт Господь не давал. А вот взаимную любовь Он Своим ученикам заповедал. Ту самую сущность, которая выражается греческим словом «агапе». Божественная любовь, выражающаяся в самоотверженном служении Богу через ближнего; та самая любовь, которую в такой полноте явил нам Христос – она есть ни что иное, как частица Божественной сущности в нас. Если бы люди, считающие себя учениками Христа, Его верными, помнили об этом, жизнь не только в Церкви, но и в мире была бы совершенно иной. Ведь любовь исключает обман, ненависть и насилие. Но на протяжении веков Европа, считавшаяся христианской, купалась именно в обмане, ненависти и насилии. И продолжает делать сие вплоть до нынешнего времени. В России происходило и происходит то же самое. Но тогда возникает совершенно закономерный вопрос: может быть, народы, позиционирующие себя в качестве христианских, таковыми на самом деле не являются? Т.е. христианство у них – это нечто вроде вывески, это что-то чисто внешнее, а внутри на самом деле ничего нет. Нечто вроде сегодняшнего состояния бывших санаториев в Абхазии. Красивые постройки, порою больше похожие на дворцы, а внутри нет ничего, кроме голых стен с осыпающейся штукатуркой. Можно конечно спорить, указывать на выросшие именно на христианской основе памятники культуры и искусства – в первую очередь на грандиозные соборы, доставшиеся нам в наследство от прежних времён. Но будем честны – эти здания во многом плод человеческих амбиций. И основным плодом этих амбиций были не церкви, а кровь ближних.

Отсутствие любви приносит плоды не только в великом, но и в малом. Наша повседневность пронизана отнюдь не любовью. Причём поистине удивительно, как мало нужно для того, чтобы человек возгорелся злобой. Так вот, мы можем считать себя кем угодно, но если в ком-либо злоба и ненависть превалируют над любовью, то Христа в нём нет. Христиане, ненавидящие или тем паче убивающие друг друга – ложные христиане. Вне зависимости от возраста, должности, принадлежности к духовенству и т.д.

В силу человеческой падшести построить Царствие Божие на земле невозможно. Однако вполне возможно влиять на повседневность и менять её. Что её можно поменять к худшему, это мы можем видеть постоянно. Однако, её можно менять и к лучшему. Но для этого нужно смотреть не на себя и даже не на ближнего - потому как зачем смотреть на грешников? Смотреть надо на Христа, на единственного истинного Праведника. Ведь мы оправдываемся перед Богом не своей праведностью, но праведностью Христовой. Только на Него надо не просто смотреть. Нужно осмыслять Его волю и открывать себя для Его Св.Духа, чтобы под Его воздействием преображаться, насколько это возможно для человека, во образ Божий. Преображаться, чтобы наполняться Его светом и нести в мир этот свет Божественной любви. Странно говорить об этом сейчас, когда ненависть вокруг цветёт пышным цветом, когда каждый день творится насилие. Но ведь само по себе ничего не изменится. Христос не заповедал ученикам изолироваться от мира. Наоборот, Он послал их в мир для продолжения служения спасения. А т.к. и мы – Его ученики, то это и наше предназначение. Каждый из нас на своём месте призван являть истинное христианство, т.е. Божественную любовь. Проще всего плыть по течению и не делать ничего. Но Христос желает, чтобы мы действовали. Апостолов было очень мало, но они изменили историю. И мы тоже можем её изменить. Но для того, чтобы изменилось большое, должно измениться малое, ибо великие последствия всегда рождаются из совокупности малых причин. Соответственно и надо начинать с малого, с того, или с тех, кто находится непосредственно вокруг тебя. Помните, что истина не в богословских спорах, не в распорядках богослужений или чём-то подобном. Она – в Божественной любви. Ибо так говорит Господь: «Сие заповедую вам, да любите друг друга». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

02 Мая 2021 - Cantate (Диакон  Е.Романенко)
10 Мая 2020 - Сantate (Пастор  Д. Лотов)
19 Мая 2019 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2018 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)